Меня саму всегда привлекал этот изящный храм в Санкт-Петербурге, о котором сейчас хочу поведать и вам.
Мой рассказ пойдёт о Сампсониевском соборе, расположенном на одноименном проспекте. Ранее здесь проходила Выборгская дорога. Если вы захотите посетить эту церковь в солнечный погожий день, то увидите, как гармонично сливаются его бело-голубые стены с небесной синью. Таким я сама увидела его впервые: кусочек неба на земле. Отмечу, что и в зимний день удивителен его заснеженный облик.
История появления храма
Думаю, что ни для кого ни секрет, что в России церковные здания часто возводились в честь каких-то исторических событий. Так произошло и с собором, с которым я приглашаю вас познакомиться.
Все мы ещё со школы слышали о победоносном сражении русской армии под предводительством императора Петра Великого, произошедшем под Полтавой. Случилось это 27 июня (10 июля по новому стилю) в 1709 году.
Вот Государь и пожелал увековечить сию дату постройкой нового храма в молодом Санкт-Петербурге. А день победы, совпавший с днём памяти святого преподобного Сампсония Странноприимца, и дал название рождающемуся собору.
Первый деревянный храм
Первая Сампсониевская церковь, заложенная уже в ноябре 1709 года и освященная в 1710 году, была деревянной. В начале XVIII века место её расположения было на окраине города.
Это сегодня Петербург разросся, и я могу сказать, что собор находится почти что в его историческом центре. А тогда Выборгская дорога, близ которой храм был основан, провожала русские военные части на северо-запад, на Северную войну со Швецией. Пётр I решает основать близ собора городское кладбище и для россиян, и для иностранцев. В принципе, мне кажется вполне логичным то, что земные странники, оканчивая свою стезю в этом мире, находили упокоение у Сампсония Странноприимца.
Назову несколько известных всем нам фамилий людей, похороненных именно здесь: Трезини, Растрелли, Леблон, врач Петра Великого – Блюментрост, фельдмаршал Миних. К сожалению, это кладбище до наших дней не дожило. Из всех могил сохранилась лишь «братская», где похоронены казнённые по обвинению в заговоре против Бирона А. Волынский, А. Хрущов и И. Еропкин.
Здесь в 1885 году Екатерина II повелела поставить памятник (авторы А. Опекушин и М. Шурупов). Но не только с покоем умерших была связана миссия Сампсониевского храма. Рядом с ним уже в 1713 году появился приют для странников, нищих, немощных и сирот.
Каменный собор
Воздвижение нового каменного собора близ ветшающей деревянной церкви началось в 1728 году. Отмечу, что подлинное имя архитектора нам с вами, к сожалению, не узнать. Есть мнения искусствоведов, что им мог быть или Трезини, или Земцов. В силу различных причин строительство затянулось и окончено было уже при Анне Иоанновне, когда в 1740 года петербуржцы смогли восхититься стройным голубым собором и его трёхъярусной звонницей. Как и многие храмы молодого Санкт-Петербурга, Сампсониевский сбор поначалу был однокупольным.
Но вот в 1761 году к нему были добавлены ещё четыре, в силу чего он получил традиционно русское пятиглавие. Само здание храма одноэтажное, расположено оно на крепком бутовом фундаменте. Стены выложены из кирпича. Так как четыре дополнительных купола были добавлены уже после возведения основной постройки, то все пять «луковок» находятся на одном барабане, в центре крыши. Это придает строению довольно нетрадиционный вид.
Говоря о колокольне, отмечу, что она имеет три яруса. В нижнем из них имеется проем для проезда, вымощенный плиткой, два других декорированы пилястрами тосканского ордена. Необычным в этой колокольне является то, что окна второго яруса не сквозные, а «глухие».
Колокола расположены лишь на верхнем ярусе. Венчает сооружение шатёр-восьмигранник с крестом на луковичной маковке.
Мне хочется обратить ваше внимание на то, что этот храм совмещает в себе смешанные архитектурные стили и является шедевром «Аннинского барокко». Это одно из старейших культовых зданий в Северной столице, сохранившееся с тех времён до сегодняшних дней.
Внутреннее убранство
В соборе существует три предела, для каждого из которых был создан великолепный иконостас. Главный из них, предназначенный для придела Св. Сампсония Странноприимца, представляет собой шедевр русского зодчества начала XVIII века.
Южный – в приделе Архистратига Михаила, и северный – в приделе Иоанна Богослова, более скромные, но также восхищают нас сегодня своим изяществом.
Оказавшись в соборе, вы можете увидеть черту, характерную для церковной архитектуры первой четверти XVIII века – слияние западной старинной русской школ зодчества.
Так в иконостасах Сампсониевского собора гармонично синтезированы архитектура, скульптура и храмовая живопись.
Храмовый ансамбль в 200-летие Полтавской битвы
Весь архитектурно-художественный комплекс Сампсониевского собора, о котором идёт мой рассказ, включает в себя непосредственно сам храм, колокольню и появившуюся рядом с ними в 1909 году часовню. Её построили в юбилейную 200-летнюю дату со дня победы России в битве под Полтавой на месте деревянной церкви – предшественницы собора.
Теперь автора, к счастью, я могу назвать. Это известнейший церковный архитектор А. П. Аплаксин. Стиль часовни отличителен от манеры постройки собораи звонницы. Его можно отнести к елизаветинскому барокко. По углам – стройные пары колонн. Округлый фронтон являет расположенную под ним художественную композицию «Божественное Всевидящее Око».
Овальная люкарна и купол луковичной формы.
Также к годовщине триумфа приурочили появление у Сампсониевского собора памятника Петру Великому (автор М. Антокольский), сторожки и «Юбилейного дома», в котором расположилась библиотека и квартиры для клира.
На фасадах звонницы установили памятные доски с обращением императора Петра I к русским войскам.
Таким образом, заканчивая свой рассказ о формировании окончательного вида этого уникального архитектурного ансамбля, подытожу, что оно произошло именно в год 200-летия Полтавской победы. Тогда же храм получает статус собора.
Сампсониевский собор в советские годы
Ведя репрессии против церкви, советские власти, тем не менее, всё же понимали, что храмовые строения представляют собой шедевры архитектуры и имеют историческую ценность. Правда, я с горечью подмечу, что «данное понимание» не помешало взорвать и уничтожить большинство из них.
Сампсониевскому собору в этом случае повезло. Он был взят под охрану государства, как памятник зодчества первой половины XVIII века уже в 1935 году. Правда, за два года до этого замечательную звонницу лишили почти всех колоколов. Главный из них почему-то был «пощажен» и оставлен на своём месте. Просто «подавать голос» ему было запрещено. С усилением антицерковных репрессий в 1938 году собор закрыли.
И на долгие годы этот великолепный храм, призванный при своём рождении возвещать о военной славе России, лишился главной цели своего существования – литургии. Здесь разместили овощной склад, потом магазины. Таким вот образом обошлись с «памятником, взятым под охрану государства». Отмечу, что памятник Петру I в 1940 году перевезли в Москву, в Третьяковскую галерею.
В Великую отечественную войну собор сильно пострадал от бомбёжек. После Победы полуразрушенное здание храма недолго использовалось для библиотечных нужд Академии Наук. В начале 50-ых годов собор отдан под оптово-закупочную базу главного универмага. Собор чуть-чуть подреставрировали, да так и оставили. В начале 70-ых годов, видимо, власти опомнились. Ведь уничтожалось одно из редчайших зданий петровской эпохи. Сампсониевский собор передаётся в ведение суворовского музея. Но вновь из-за нехватки финансирования планы по реконструкции пока оставались лишь на бумаге.
Новый «музейный» статус собора
Теперь расскажу о том, как храм превратился в «выставочный зал», что, впрочем, и спасло его от дальнейшего разрушения. В конце 80-ых годов прошлого века Сампсониевский собор был включен в систему Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
После ряда восстановительных работ он, в 290-ую годовщину победы России в Полтавской битве в 1999 году раскрыл двери для первых посетителей-туристов. В последующие три года восстанавливалась внутренняя роспись стен Сампсониевского придела. А в 2003 году у собора вновь появился памятник Петру. Правда, не подлинник, а копия.
Постепенно возрождалась и духовная жизнь собора, ради которой он-то и был когда-то, в принципе, построен. В день Св. Иоанна Богослова в 2002 году 21 мая здесь вновь прозвучала литургия. Понадобилось ещё десять лет, чтобы Богослужения стали регулярными. Так и сосуществовали вместе музей по билетам для туристов и храм, открытый для верующих, которые во время службы могли посещать его бесплатно.
Моя знакомая семья пела в церковном хоре Сампсониевского собора, имеющего замечательную акустику. Потому я также бывала в нём на службах, проводимых скромно в правом приделе.
Литургическая жизнь утверждается здесь в 2010 году. В день 305-летия победы в Полтавской битве здесь прошёл праздничный молебен, где присутствовали и высшее духовенство, и представители власти.
Так продолжается добрая традиция почитания великих исторических вех нашей страны.
«Полтавская Виктория» сегодня
В наши дни с февраля 2017 года Сампсониевский собор передан на 49 лет Русской православной церкви, её Санкт-Петербургской епархии.
Расскажу вам, что при тожественном акте передачи ключей от храма настоятелю архимандриту Серафиму директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Н. Буров сказал, что передаёт ключи от «Полтавской виктории» с чувством «глубокого удовлетворения».
Кстати, я хочу заметить, что для научных нужд музей получил большое новое здание в центре Санкт-Петербурга на Большой Морской улице. Владыка Серафим назвал этот день «исторической датой» и заверил, что сотрудничество церкви с музеем непременно будет продолжаться.
Сегодня мы вами можем совершенно свободно посещать этот «духовный мемориал», посвященный доблести русской армии, созданный талантливыми мастерами.
Как добраться до Сампсониевского собора
До Сампсониевского собора я сама добираюсь при помощи метро (очень люблю именно данный вид транспорта – без пробок и проблем с ожиданием). Доезжаю я до станции «Фрунзенская (красная ветка)», а дальше дохожу пешком минут за пять, как показала на карте. Надо двигаться от метро (1) вдоль ул. Смолячкова до Большого Сампсониевского пр. и повернуть налево к собору (2).
Находится храм по адресу: Большой Сампсониевский пр. д. 4.
Время работы и посещение храма
Сюда вы можете попасть ежедневно с 9.00 до 19.00
Все вопросы о Богослужениях разрешаем по телефону: 294-5751
Напоследок
Я буду очень рада, если вы заинтересовались этим уникальным собором – памятником федерального значения. Мы с вами живём в удивительное время, когда можно свободно посещать любые храмы, получая как духовную пользу, так и эстетическое удовольствие от созерцания красоты, созданной людскими талантами.
Кроме того, любая церковь в России – непременный памятник каким-то её историческим событиям. Посещая соборы и храмы, мы словно перелистываем страницы удивительной книги, повествующей о героической судьбе Отечества и наших предков.