Я уверена, что у каждого города-городка-поселения, которые вы навещаете во время ваших странствий-путешествий, есть особые «знаковые» места, знакомство с которыми, на мой взгляд, непременно. Одна из подобных достопримечательностей Петербурга — его роскошный Летний сад.
Прогулка здесь лично мне всегда доставляет массу положительных эмоций. Мне это место по нраву даже в дождливую погоду, когда ты бродишь по старинным аллеям под защитой непременного спутника и верного друга любого петербуржца — зонта. Окружающая красота заставляет звучать в вашей душе романтическую мелодию: в солнечные дни — мажорную, а в непогоду — минорную, но тоже по-своему очаровательную.
Иногда среди спешки дней нам очень полезно бывать в подобных местах, где время замирает, а мы сами прекращаем куда-то бежать и просто предаемся созерцанию, находясь наедине с окружающим благолепием. Старинный парк и вы. Прекрасное свидание!
Давайте вместе послушаем, о чём шелестит листва, и попробуем разгадать тайны, которые таят молча взирающие на гостей скульптуры. Мне кажется, что основатель Петербурга — Пётр Великий тоже был из племени романтиков.
Ведь именно по его повелениям создавались дворцы и парки, которые и сегодня «примагничивают» к себе и горожан, и путешественников.
Парк Кадриорг в Эстонии, Виестура в Риге… Безусловно, что уж в столице России, в своём любимом детище — Петербурге — Император ещё более радел о садах и парковых ансамблях. Одним из них и является герой моего рассказа.
Этапы создания
Во-первых, сразу обращу ваше внимание на то, что Летний сад — старейший в нашем городе. Судите сами: Санкт-Петербург основан в 1703, а сад заложен в 1704 году. Он занял место располагавшейся здесь прежде Мызы, некогда бывшей в собственности шведского офицера Коноу. Именно тут Петру Великому захотелось устроить свою летнюю резиденцию.
Для её украшения уже в 1704 году велено было доставить в Северную Венецию цветы. Они были однолетними (их ещё называют «летниками»), вот отсюда и пошло название сада — Летний.
Первые шаги
Главным мастером по созданию Летнего сада стал Иван Матвеевич Угрюмов. Кстати, трудился он под руководством Петра I. Меня всегда удивляет кипучая энергия нашего монарха, которому было дело до всего, что творилось во время его правления.
В число начальных работ входило: разработка садовой планировки и создание его границ, устройство мелиоративного канала для осушения почв. Я думаю, что всем известен факт, что местность, на которой расположился Петербург, была болотистой. Потому необходимо было укрепить и осушить территорию. Помимо канала были устроены водоемы, несколько лет производилась насыпка грунта, высаживались деревья и кустарники.
Также к числу первых работ относится создание гаванца (ковшеобразной гавани) и начало возведения фонтанов (первых в России). Водные каскады были декорированы скульптурами в виде сцен из Эзоповых басен (у каждого находилась табличка с разъяснением произведения). Их создание послужило для наименования бегущей близ речки — Фонтанки, которую для удобства водного сообщения в 1705 году перегородили плотиной.
Кстати, для технического оснащения фонтанов новатор Пётр Великий даже закупает за границей паровую машину. Так что вы сами можете видеть, что уже изначально работа тут кипела с размахом и применением инженерных новшеств.
Отмечу, что первые скульптуры, украсившие парк, появились ещё в 1707 году. Их перевезли из львовского замка С. Лещинского. Из архивных записей, свидетельствующих голосом датского посла, мы можем узнать, что уже в 1710 году в саду находится порядка 30 мраморных скульптур «в том числе — бюст короля Польского Себесскаго...» Позже по приказу Петра Великого из Италии привезут порядка 200 скульптур. Мастер Угрюмов скончался в 1707 году. Теперь за работами над Летним садом надзирал небезызвестный А. В. Кикин (о нём и его знаменитых палатах вы можете почитать здесь ). Здесь в 1709 году появляется деревянный Летний петровский дворец. Обстановка которого, на мой взгляд, была предельно проста.
Сам сад имел регулярную, то есть геометрически правильную планировку, для публичного доступа он был закрыт.
Балы, фейерверки и прочие светские мероприятия проводились здесь лишь для гостей Государя.
Совершенствование Летнего сада
Думаю, что прекрасный сад в центре столицы, безусловно, заслуживал превращения в один из её шедевров. Здесь к 1719 году завершается устройство Лебяжьей канавки (канал назван так в силу облюбования его лебедями). Знаменитый Федерико Трезини к 1714 году заканчивает постройку Летнего Петровского дворца, где император впоследствии проживал до 1725 года в теплое время года.
С юга у дворца был устроен гаванец. Здание с трёх сторон было окружено водой и добраться к нему можно было только на судах. Расскажу вам ещё одну необычность. По линии с Летним дворцом стараниями Г. Маттарнови были устроены открытые галереи для отдыха. Так вот, в центральной из них установили подарок папы Климента XI, сделанный этим католическим предводителем Петру I, а именно — статую Венеры. И вот эта самая скульптура стала первым в России выставленным на показ изображением обнаженного женского тела.
Вот так. А чтобы со статуей чего-нибудь недоброго не учинили, Пётр I повелел приставить к ней персонального часового. Галереи и дворец стояли прямо на берегу Невы, берег был усилен сваями, позже его увеличат вглубь реки.
Насчёт первого садовника в разных источниках есть противоречивые версии, но большинство историков склоняются к мысли, что был им голландец Ян Роозен. Петру Великому больше импонировали сады именно в голландском стиле. Отсюда и выбор мастера. Правда, уже в 1716 году над садом начал «колдовать» француз Жан Батист Леблон. Теперь здесь появились и нотки регулярных французских садов.
Под его началом архитектор М. Земцов вдоль Лебяжьего канала соорудил значительный цветочный партер с фонтаном. Вдоль центральной аллеи были устроены четыре боскета (группы древесных насаждений, образующие живую изгородь). Думаю, что и вам будет интересно узнать, что по началу механизмы, осуществляющие подъем воды в фонтанах, работали при помощи конной тяги. Но с техническим прогрессом их заменила «водоподъемная машина» инженера Т. Дезагюлье.
Вода поступала из Безымянного Ерика (Фонтанки). Около 1719 года Летний сад был разделён Поперечным каналом. В то же время произошло соединение рек Мойки и Фонтанки, и сад оказался на острове. Все пруды и каналы использовались не только для осушения территории, но также и в качестве декорирования пространства. В те времена приложил здесь свои таланты и архитектор А. Шлютер. Благодаря ему в Летнем саду в 1725 году появляется павильон «Грот».
Тогда же в саду был вырыт и Карпиев пруд.
Труды Ф. Б. Растрелли
Как вы видите, множество известных мастеров в XVIII веке потрудились над созданием Летнего сада.
Среди них был и знаменитый Ф. Б. Растрелли. На невской набережной в 1732 году благодаря ему появляется деревянный дворец для Анны Иоанновны. Потом он создает грандиозный каскад «Амфитеатр», а в центре партерной композиции — самый нарядный фонтан — «Коронный».
Наводнение 1777 года и последующие за ним преобразования
Придя к власти, дочь Петра Великого Елизавета более либерально взглянула на назначение Летнего сада, позволив публике посещать его во время своего отсутствия, в начале по воскресеньям и в праздники, а потом и в четверги.
Петербург в 1777 году постигло бедственное наводнение. Были разрушены уникальные фонтаны и Грот Шлютера. Правящая в то время Екатерина Великая не захотела их восстанавливать. Ей, рьяной вольтерианке, были более по душе английские сады-садочки.
При этой Государыне в Летнем саду были разобраны Акведук, по которому подавалась к фонтанам вода, Лабиринт и Людские покои, засыпаны гаванец и Поперечный канал. Теперь сад вновь обрёл единое пространство. На берегу Лебяжьей канавки в конце XVIII века появляется каменная терраса (проект Г. П. Пильникова), а на месте разрушенного Грота в 1826 году Карл Росси устраивает «Кофейный домик».
Ещё до наводнения было решено создать ограду Летнего сада. Первоначально в 1771 году её проект был предложен Ю. Фельтеном. А наблюдателем за воплощение данной идеи с 1772 года стал П. Егоров. Не смотря на наводнение, грандиозная работа над этим шедевральным сооружением, начатая ещё в 1771 году, завершилась к 1784 году.
Уточню, что решётка была выполнена тульскими кузнецами. Гранит для ограды доставили из Финляндии. Над созданием колонн и декорирующих элементов трудились доки из Путилова и Шлиссельбурга.
Кстати, в 1824 году русский учёный Д. Соколов напишет, что решетка Летнего сада может быть причислена к чудесам мира.Помните устоявшееся выражение «семь чудес света» и объекты, причисленные к ним?
Мне всегда казалось это, мягко скажем, странноватым. По-моему, очень скучно было бы жить в таком мире, где и чудес-то всего по пальцам рук пересчитать... По-моему — к этой семёрке для правдивой картины надо приписать длинную вереницу нулей... И Летний сад Санкт-Петербурга тому живое подтверждение!
Изменения в XIX веке
Каждый век вносил в пространство Летнего сада свои преобразования. Из значительных для периода XIX века перечислю следующее:
- К кофейному домику прибавился Чайный (проект Л. И. Шарлеманя).
- Появляется новое заморское украшение-презент шведского короля Карла XIV нашему монарху Николаю I — гранитная (порфировая) ваза.
- Знаменитый своими конями на Аничковом мосту П. Клодт становится автором памятника И. А. Крылову, установленному в Летнем саду в 1855 году.
- Символом спасения императора Александра II от покушения становится часовня (автор Р. Кузьмин), встроенная в Невскую ограду.
Мне кажется весьма занятным тот факт, что именно здесь, в Летнем саду с начала XIX века появилась интересная традиция, прижившаяся почти на столетие — тут проходил смотр невест.
Советское время
Послереволюционные изменения садового ансамбля начались уже в 1918 году, когда вначале закрыли, а к 1930 году уничтожили памятную часовню, заменив её секцией рядового звена Невской ограды. Также в те годы возникали идеи по переоборудованию сада с целью сделать его публичным, но средств на это (может быть, к счастью) не нашлось.
Во время войны на пространстве Летнего сада находилась зенитная батарея. В Кофейном домике была оборудована казарма, в Чайном — оружейный склад. Скульптуры спасали, зарыв в землю. Конечно, бомбёжки Ленинграда плачевно сказались и на садовой территории. В весну 1942 года цветники и газоны были переданы школам для огороднических нужд.
Потому одна из аллей в память о тех событиях называется Школьной.
После войны сад восстановили (Проект Т. Дубяго). На Карпиевом пруду появились лебеди.
Теперь Летний сад стал излюбленным местом для прогулок ленинградцев и гостей города. Кстати, в те годы там играла оркестровая музыка, проходили открытые вернисажи. Архитектор Н. Туманова в начале 70-ых годов XX века предлагала проект по восстановлению фонтанов и «садовых затей», но его не осуществили.
А вот на месте Большой оранжереи и Зеленого кабинета в 1970 году зачем-то соорудили Хозяйственный двор и здание ТП. Из-за этого нововведения была утрачена часть поперечной аллеи, ведущей от Фонтанки к Лебяжьей канавке. Именно в то время из-за вандализма было разрушено множество скульптур. То, что не сумели сделать наводнения и война, случилось от рук своих же советских сограждан. Я никогда не смогу понять мотивов для таких варварских поступков. К сожалению, происходят они порой и по сей день. Из-за подобных событий с 1984 года оригиналы статуй стали заменять на копии.
Летний сад сегодня
Конечно, нам — горожанам отрадно, что современные власти много внимания уделяют сохранению дворцово-парковых ансамблей города. В итоге в XXI веке проведен ряд реконструкционных работ.
Государственный Русский музей принял под своё крыло в 2004 году Летний сад совместно с домиком Петра I и его Летним дворцом.
Эти уникальные объекты стали музейными филиалами. Колоссальная работа первого восстановительного этапа оказалась выполнена к 2012 году.
В течение трёх лет были отреставрированы скульптуры и мраморные пьедесталы (в том числе и Порфирова ваза — тот самый подарок шведского короля), изготовлены скульптурные копии, отреставрирована чугунная ограда, воссозданы центральные ворота Ю. Фельтона, 9 фонтанов, боскеты «Птичий двор», «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Французский партер», воссозданы павильоны «Малая оранжерея» и «Голубятня».
Произведена перестройка Хозяйственного двора. Теперь сад находится под современной системой охраны. Были вырублены больные, старые деревья и насажены новые. После реставрации 27 мая 2012 (в день рождения города) состоялось торжественное открытие обновленного Летнего сада.
Я сама двояко отношусь к «новым веяниям» в его образе. Мне кажется, что сад словно «утеснили» бесконечные решетки-заборы вдоль аллей и дорожек. Но тем не менее, он прекрасен.
Я бы рассматривала его, как одно из возможных мест отдыха для вашего экскурсионного маршрута: Карпиев пруд с моими любимыми лебедями, тень деревьев, прохлада от опоясывающих остров каналов, успокаивающие взор фонтаны... Иногда здесь устраиваются различные мероприятия.
Кстати, поблизости находятся Марсово поле, Мраморный дворец, Михайловский сад и храм Спас-на-Крови.
Как добраться
Советую воспользоваться метро — самый простой и удобный способ.
Надо выходить на станции «Гостиный двор» (1), и перейдя по подземному переходу Невский проспект, направляться по Садовой улице (она мне также очень симпатична) до набережной реки Мойки. Слева от вас будет знаменитое Марсово поле (2), а справа — Летний сад (3).
Для туристов-автомобилистов замечу, что парковка возможна на набережной Фонтанки и Лебяжьего канала.
Время посещения и стоимость входа
Летний сад встречает своих посетителей с мая по сентябрь с 10 до 22 часов, с октября по март — с 10 до 20 часов. По вторникам вход в него закрыт.
А вот в апреле сад уходит на «просушку», и доступ гостей в него прекращается. Отмечу, что Летний дворец Петра I в данный момент находится на реставрации.
Кстати, вы можете не просто прогуляться здесь «дикарём», но даже предварительно заказать экскурсию. Вход в Летний сад в настоящий момент бесплатный. О мероприятиях, проводимых на его территории (фестивалях, музейных ночах и пр.) и заказе экскурсионного сопровождения можно подробнее узнать здесь.
Напоследок
Думаю, что, посетив этот сад, вы получите приятные впечатления в любое время года.
Кроме того, если дойти до Невы, огибающей его с севера, то вы увидите прекрасную панораму города, в том числе и Петропавловскую крепость. Особо хороша она на закате.
Мне кажется, что неспроста так много творческих натур привлекали эти аллеи. О них упоминал А. С. Пушкин, проникновенно писала Анна Ахматова, а вместе с ними и целая поэтическая плеяда. Кстати, подробнее о его влиянии на творчество литераторов можно при желании почитать здесь. Конечно, и для художников он часто становился (и становится в наши дни) уголком вдохновения.
Присоединимся к ним и мы с вами, ведь «души прекрасные порывы» необходимо питать встречей с красотой. А в конце повествования я расскажу вам одну легенду. Жил на свете богатый английский джентльмен.
Денег у него было — куры не клюют. И путешествуя по миру, он как-то всё не мог заехать в Россию, хотя о необычайной красоте Петербурга был наслышан. И вот решил тот джентльмен на склоне своих лет всё же посмотреть на это «чудо из чудес». В акваторию Невы его яхта вошла в период белых ночей, и получилось так, что она встала напротив Летнего сада.
Впечатление от увиденного было таким сильным, что путешественник даже не стал сходить на берег, а отправился обратно восвояси. По его словам — что-то более прекрасное он в жизни теперь уже вряд ли увидит...