Когда мы с вами попадаем в новый для нас город, то, прогуливаясь по его проспектам-улицам-переулочкам, обычно с интересом рассматриваем окружающие нас здания. Мне думается, что подобным образом нам интуитивно хочется проникнуться атмосферой жизни той местности, в которой проходит наше путешествие.
В Санкт-Петербурге встреча со многими особенно старинными домами, на мой взгляд, подобна соприкосновению с судьбой неизвестного дотоле нам человека, с историей событий его уникальной жизни.
Здания, особняки, дворцы, расположенные на берегах Невы, заботливо хранят для нас с вами повести дней минувших. Раскроем страницы одной из них, рассказывающей нам о здании с необычным для слуха названием «Кикины палаты».
Находится оно в конце Шпалерной улицы и значительно выделяется своим фасадом на фоне других строений. Уверена, вы его уж точно ни с чем не перепутаете.
Историческая справка
Вначале, как и подобает любому повествованию, предлагаю вашему внимаю небольшой экскурс в историю.
Почему палаты «Кикины»
Александр Васильевич Кикин — фигура непростая, противоречивая. Выходит на арену истории он в качестве ближайшего соратника Петра Великого в конце XVII века.
Этот сын придворного конюха был близок Государю ещё с юношества, когда служил бомбардиром его потешного полка, да и в денщиках у Петра Кикин успел походить во времена Азовского похода против Османской империи.
Вместе с государем Александр Васильевич в 1697 году отбыл в Голландию для изучения «дела корабельного». Карьера его, как сказали бы сегодня, успешно задалась. Ведь после заморских странствий он становится одним из руководителей в деле строительства кораблей вначале в Воронеже, далее на Олонецкой верфи, а с 1707 года получает звание адмиралтейца. Оно была дано Кикину в силу того, что в его ведомстве оказалась постройка Адмиралтейства и выполнение прочих важных поручений Петра.
Таким образом, Александр Васильевич становится персоной весьма к царю приближенной и им жалуемой. Расскажу, что от того же петровского фаворита Меншикова Кикин отличался большей образованностью и культурой. Понятно, что он позволял себе и соответствующий уровень жизни. Ему принадлежал дворец на Адмиралтейском острове, дома и усадьбы, имение в Первопрестольной. Но более всего любимо деятелем было владение, о котором пойдет мой рассказ.
Будучи на вершине успеха, А. В. Кикин не смог пройти испытание «медными трубами», и в 1714 году он теряет расположение государя из-за раскрывшихся финансовых махинаций, в которых принимал участие. Хотя даже после этого он всё же был оставлен в должности советника Адмиралтейства. Вместо благодарности за царское милосердие Кикин затаил обиду и примкнул к лагерю оппозиционеров Петра, которым не нравились грандиозные царские реформы.
Вскоре Кикин возымел удивительное влияние на царевича Алексея, видимо узрев в нём возможность своего нового восхождения на олимп политического могущества.
Он устраивает побег петровскому сыну за границу. Но после того, как царевича выманили обратно в Россию, и тот отрекся от права на царствование, выяснилось, что одним из главных зачинщиков готовящегося столкновения отца и сына был Кикин.
На сей раз государь не вытерпел измены и приказал казнить предателя, что и произошло в марте 1718 года в Москве. Отмечу, что плетение антипетровских интриг как раз и происходило в здании, с которым я вас знакомлю. Ведь именно неподалёку от него в Литейной части Петербурга располагался также дворец опального царевича Алексея.
Итак, мы выяснили происхождение наименования этого интересного здания. Теперь расскажу о его дальнейшем использовании в Санкт-Петербурге.
Судьба Кикиных палат
Построены палаты были в 1714 году неизвестным зодчим.
Первоначально они представляли собой одноэтажный дом на подвалах с двухэтажной частью посередине. Именно здесь было размещено коллекционное собрание петровской Кунсткамеры и личной библиотеки Петра I с 1719 по 1727 годы.
Таким образом, Кикины палаты мы с вами можем считать пионером среди российских общественных музеев, пропагандировавших научный подход и систематизацию знаний об окружающем мире. Выставочные экспозиции требовали преобразований здания, поэтому вскоре оно становится двухэтажным по бокам и трёхэтажным по центру.
После перевода Кунсткамеры и Библиотеки в специально построенное для них здание на Стрелке Васильевского острова в 30-ых годах XIX века Кикины палаты были отведены для нужд конногвардейского полка.
В здании разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. В с вязи с чем над домом по проекту Ф. Б. Растрелли в центре была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом.
Мне было интересно узнать, что с того времени из-за архитектурных новшеств к Кикиным палатам пристало ещё одно название «Круглый дом». Но вот даже его гравюрных изображений я, к сожалению, не нашла, так что о происхождении подобного названия сказать ничего не могу.
Впоследствии, когда Конногвардейцы переместились в другое место, Кикины палаты ещё несколько раз подвергались перестройкам и достройкам. Одним из архитекторов, приложившим к этому руку был Александр Штауберт. От былого барочного очарования в итоге почти ничего и не осталось. В конце XIX века здание, используемое для нужд военного ведомства, обрело весьма скучный казарменный вид.
Кикины палаты в советское время
Надо отметить, что в революционные события 1917 года герой моего повествования находился прямо-таки в эпицентре происходящего.
Рядом размещался 19-ый полк кавалерии, примкнувший к революции, в соседнем доме расположилась большевистская типография газеты «Труд», а в двух шагах красовался штаб революции — Смольный.
Во время Великой Отечественной войны старейший дом петровской эпохи — Кикины палаты — сильно пострадал. Но ленинградцы не допустили исчезновения данного памятника архитектуры. Исполком городского совета в 1952 году принимает решении о его непременном восстановлении «в историческом облике». С работой справилась Ирина Николаевна Бенуа — талантливый советский архитектор. (Кстати, она также является представителем известной династии художников и искусствоведов нашей страны).
Работа была очень скрупулезной и ответственной. Ведь хотелось передать именно красоту архитектуры тех далеких времен, когда наш замечательный город только-только зарождался на берегах Невы. Потому и третий этаж решено было выполнить в стиле барокко. Я могу сказать, что здание, которое мы с вами видим сегодня, в те советские годы буквально получило второе рождение, благодаря нашим отечественным специалистам.
Кикины палаты сегодня
Теперь, зная историю здания и судьбу его сгинувшего в сети собственных интриг хозяина, согласитесь со мной, что дома порой действительно напоминают нас, людей. У каждого свои скелеты в шкафу, свои взлёты и падения. Сегодня Кикины палаты «поживают» довольно благополучно.
Вы можете увидеть этот красивый дом, завершающийся интересным фронтоном с арочными окнами, который являет нам стиль барочной архитектуры и напоминает о традициях Петровской эпохи. И вновь интересный виток истории. Видно уж на роду Кикиным палатам было написано, замаливая грехи первого хозяина, впредь служить высокому и прекрасному. То в XIX веке они явили публике уникальную коллекцию Кунсткамеры, то с 1979 года служили помещением для Детской музыкальной школы. Наверное, эти старые стены с большим удовольствием слушали игру юных талантов, нежели сплетни жадных до власти вельмож.
С 1995 года и по сегодняшний день под сводами старинного дома распологается Санкт-Петербургский музыкальный лицей. Творческие коллективы этого учебного заведения (камерный струнный оркестр «Прима», концертный хор, оркестр русских народных инструментов «Балалайка» и др.) постоянно с успехом выступают в России и за рубежом.
При желании о лицее можно почитать здесь.
Как добраться
Располагается этот чудный особняк на улице Ставропольской, 9.
Если у вас возникнет желание взглянуть на него вживую, то я советую совместить это со встречей с другими интересными местами, расположенными поблизости. Сама бы я специально лишь для того, чтобы взглянуть на данный дом, сюда не поехала. Другой разговор, если это станет приятным дополнением к вашей комплексной экскурсии.
Попробую предложить вам интересный маршрут, где рядом сконцентрировано много «уникальностей» и «удивительностей».
Для начала вам надо доехать до станции метро «Чернышевская» (1), в затем направиться пешком, как показано мною на карте.
По дороге вы встретите Таврический сад (2) и Таврический дворец (3).
Напротив (очень-очень советую!) есть уникальный музейный комплекс «Вселенная воды» (4).
Также на территории ГУП «Водоканала Спб» есть экспозиция в водонапорной башне (30 м от музея воды), далее вы как раз и пройдёте мимо Кикиных палат (5) и сможете полюбоваться Воскресенским Смольным собором (6).
На мой взгляд, это отличный, насыщенный маршрут. Только о билетах в водные музеи позаботьтесь заранее!
А вот вход в Смольный собор бесплатный, т. к. это действующий православный храм. От собора обратно к метро можете также пройти пешком (но это долго). Я посоветую такой выход:
- до станции метро «Чернышевская» можно доехать на автобусах №№ 22, 46 и троллейбусе № 15;
- до станции метро «Площадь Восстания» вас доставят автобус № 22 и троллейбусы №№ 5, 7.
Понятно, что на данных видах транспорта от тех же станций метро вы можете точно также добраться и до Смольного собора, рядом с которым находятся Кикины палаты.
Напоследок
Итак, мы с вами познакомились с судьбой ещё одного старинного дома в Петербурге.
Мне кажется, что порой весьма полезно совершать подобный исторический экскурс с целью ближе прикоснуться к прошлому того места, в котором проходит ваш отпуск.
Ведь порой из этой информации мы даже для себя самих можем извлечь массу полезных уроков. Ибо не замарайся-ка ты, Александр Кикин, в предательском сговоре, и судьба вновь бы непременно тебе улыбнулась. Да и жил этот исторический герой, в принципе, в достатке и довольстве даже после разоблачения его махинаций. Есть что намотать на ус...
Почти каждый старый дом для меня подобен уникальной книге, выпущенной когда-то в единственном экземпляре. Надо только захотеть её прочитать.