Малая Горьковская железная дорога была в числе первых детских магистралей в Советском Союзе. Сегодня ей уже больше 80 лет. В истории дороги были хорошие времена и печальные, сейчас Горьковская детская железная дорога в Нижнем Новгороде продолжает работать, здесь по-прежнему куются кадры для РЖД. Мальчики и девочки осваивают современную технику, овладевают профессиональными навыками путейцев, машинистов, проводников.
История и назначение Нижегородской детской железной дороги
Строительство ДЖД в Горьком началось в мае 1939 года и шло быстрыми темпами. В стройке принимали участие 36 000 человек, подключались жители окрестных деревень. В результате уже 8 ноября 1939-го открыли движение — по узкоколейной детской железной дороге, девятой в стране, пошел первый состав. ДЖД в Горьком стала самой протяженной в СССР — 9,1 км, она соединяла 5 станций.
Авторами зданий вокзалов были лучшие советские архитекторы. Конечные станции «Родина» и «Солнечная» красовались дворцами в стиле сталинского ампира. Промежуточные станции тоже были по-своему интересны: станция «Пушкинская» была оформлена деревянным теремом в окружении сказочных персонажей, скульптур.
Узкоколейку оснащали передовым по тем временам оборудованием, отвели место под ремонтные мастерские, обустроили вагонное депо со смотровой ямой. Железную дорогу максимально приближали к взрослой, так как ее назначение было не столько развлекательным, сколько практическим — обучение детей управлению составом и перевозка пассажиров. ДЖД стала реальным городским транспортом.
С началом Великой Отечественной войны Малая Горьковская железная дорога стала местом обучения взрослых железнодорожников, потребность в которых резко возросла в военное время. В 1944–1946 гг. ДЖД начали восстанавливать, в конце 40-х детская магистраль вернула себе статус лучшей ДЖД в стране.
1965 год стал печальным в истории Малой Горьковской железной дороги. В связи с массовым жилищным строительством в Ленинском районе часть существующих путей должны были перенести, но проектировщики допустили ошибку, и перепланировка не представлялась возможной. Новый проект застройки воплотили, но было потеряно 4 станции, длина дороги сократилась до 1,5 км. Осталась одна действующая станция — «Родина». Вокзал на станции «Счастливая» превратили в дворец бракосочетаний. Среди фото детской железной дороги в Нижнем Новгороде есть старые снимки, запечатлевшие былое великолепие «Счастливой».
В 1991 году началась реконструкция Горьковской ДЖД, в 1994-м ввели в эксплуатацию дополнительные пути, построили новую станцию с названием «Счастливая» взамен утраченной. В итоге работа детской железной дороги в Нижнем Новгороде налажена, стоит вопрос об увеличении ее протяженности до 12 км.
Как добраться до детской железной дороги в Нижнем Новгороде
Адрес Горьковской ДЖД: ул. Октябрьской революции, 23а.
Добраться можно на метро: от станции «Горьковская» доехать до «Чкаловской», от которой до станции ДЖД «Родина» 350 м. Это расстояние можно преодолеть пешком через парк им. 1 Мая.
Если добираться из исторического центра, то с остановки «Площадь Минина и Пожарского» на автобусе (№№ 3, 19, 61, 71, 90, 95) или маршрутке (№№ 3, 19, 61, 71, 90, 95) доехать до остановки «Стрелка», от которой на маршрутке № т37 — до ДЖД.
ВАЖНО! Самый удобный, но дорогой вариант — такси. Для вызова можно воспользоваться приложениями «Яндекс.Такси», Gett, Maxim, Uber.
Малая Горьковская детская железная дорога сегодня
ДЖД — школа железнодорожных профессий, где подростков ориентируют на выбор железнодорожной специальности. Под руководством опытных наставников ребята получают знания по следующим программам:
- управление движением;
- локомотивное;
- вагонное;
- путевое;
- пассажирское;
- сигнализации;
- централизации;
- блокировки.
В образовательном центре ДЖД ежегодно обучается более 1100 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 18 лет. Период обучения длится 4 года.
Занятия по теории проходят раз в неделю в формате лекций, интерактивов, игр с использованием интерактивных досок и компьютеров для 3D-моделирования. Практические занятия в июне длятся одну-две недели. Ученики выполняют функции машинистов, начальников поездов, проводников, контролеров-ревизоров.
ВАЖНО! Подготовка к железнодорожной профессии на детской магистрали дает преимущество при поступлении в железнодорожные колледжи и вузы.
Схема, протяженность ДЖД
Сегодня общая протяженность Горьковской узкоколейки — 4,1 км, протяженность основных путей составляет 3,2 км. Узкоколейка соединяет три станции, что в схеме представляет собой треугольник.
Три тупиковые станции детской железной дороги
Вершины треугольника — три тупиковых станции: «Родина», «Счастливая», «Пушкино». На каждой станции тепловоз перецепляют в другой конец состава, после чего поезд отправляется на следующую станцию.
Локомотивный и вагонный парк
Локомотивный парк представляют три узкоколейных тепловоза и один паровоз Кп4-430, выпущенный в 1955 году. Этот паровоз — предмет гордости Нижегородской ДЖД, так как по всему миру таких машин найдется не больше десяти.
Вагонный парк Горьковской ДЖД — это два пассажирских состава, в каждом из которых по 6 вагонов, и два открытых вагона вида «Дилижанс».
Режим работы ДЖД в Нижнем Новгороде: от теории к практике
Поезда на Горьковской узкоколейке ходят только летом — с 1 июня по 31 августа. С 1 октября по 31 марта юные железнодорожники проходят теоретическую подготовку.
Расписание работы:
- рабочие дни: среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье;
- выходные дни: понедельник, вторник.
Сведения о режиме работы ДЖД Нижнего Новгорода всегда есть на сайте РЖД.
Расписание движения поездов
На сайте РЖД в файле PDF содержится расписание движения поездов по детской железной дороге в Нижнем Новгороде в 2021 году, хотя рабочий период ДЖД (июнь — август) уже закончился. Расписание считается актуальным до начала нового сезона.
Отправление поездов: 10.00, 11.00, 14.00, 15.00.
Поезда следуют по маршруту: «Родина» — «Пушкино» — «Счастливая» — «Родина».
Работа кассы:
- с 9.30 до 11.00;
- с 13.30 до 15.00.
Стоимость билетов на Нижегородской детской железной дороге в 2021 году
Как на многих видах общественного транспорта, цена билета на детской железной дороге в Нижнем Новгороде определяется возрастной категорией пассажира:
- для детей до 5 лет — бесплатно;
- детский билет с 5 до 10 лет — 110 руб.;
- взрослый билет с 10 лет и старше — 160 руб.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для двоих детей до 5 лет при взрослом пассажире требуется один детский билет — 110 руб.
Правила поведения на ДЖД
Основные правила поведения содержит официальный сайт детской железной дороги в Нижнем Новгороде:
- Переходить ж/д пути только в установленных местах по пешеходным мостам, тоннелям, переездам.
- В случае отсутствия мостов и тоннелей переходить пути по настилам и по указателям «Переход через пути».
- Запрещено переходить пути на переездах при закрытом шлагбауме или на красный сигнал светофора.
- Переходя через ж/д пути, необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда.
С учетом пандемии COVID-19 добавились новые правила поведения пассажиров на ДЖД: соблюдение дистанции в 1,5 метра и масочного режима.
Экскурсии в Музей истории Малой Горьковской детской железной дороги
Музей истории железнодорожного транспорта организован на станции «Родина» в здании вокзала. Посетители находят интересными оформленные стенды и экспонаты. Экскурсии в музее проводят тоже дети.
Стоимость билета в музей ДЖД:
- взрослый — 105 руб.,
- детский — 75 руб.
В интернете встречаются самые разные отзывы о детской железной дороге в Нижнем Новгороде: от негативных до восторженных. Подавляющее большинство отзывов носит положительный характер. Многим нравится работа подростков, чистота в вагонах, вежливость сотрудников. Родители довольны, что дети могут здесь освоить азы профессии. Больше всего отзывов о славном прошлом (50–60-х гг.) Горьковской ДЖД: восхищение архитектурой станций и заботой государства о подрастающем поколении.