Автобусы в Турции
В Турции очень много видов наземного транспорта, но я иногда очень сожалею, что на юге нет железной дороги. Как я любила пользоваться железной дорогой во Франции, просто не передать! Я хотела бы, чтобы потом ее построили и здесь. Может быть, когда-нибудь это случится.
Вообще в Турции больше всего пользуются автобусами, еще есть электрички и трамваи в Стамбуле, маршрутные автобусы (долмуши, маленькие, как наши «газели) ну и поезда.
Автобусы междугородние
В Турции плата за проезд в междугородних автобусах всегда примерно равна 10 турецких лирам за час, поэтому вам не нужно специально думать, сколько будет стоить проезд, если вы уже знаете примерное расстояние. При этом за час автобус проходит примерно 60 км, так как есть светофоры, горы, серпантины. Иногда может пройти и 100 км, если это прямая.
Междугородные автобусы очень удобные, с кондиционерами, всеми удобствами — есть туалет, телевизор (там есть платные фильмы и музыка, но в основном на турецком, английские варианты тоже есть и пара фильмов на русском). То есть всё уже как в хороших новых самолетах. Есть также бесплатные фильмы и музыка, обычно это 1-2 новинки и старая музыка (типа Стинга), уже купленная компанией для вас.
Кстати, автобусом из Турции можно попасть в Болгарию, Грецию и Грузию, по-моему, есть даже автобусы в Чехию и другие страны, но это уже нужно уточнять. Конечно же, эти автобусы все идут из Стамбула, а в Грузию — из Трабзона.
Автобусы городские
Городские автобусы всегда маленькие, на 20 человек, типа наших «газелей», только с высокими потолками, как у городского автобуса в России — «Форда» или «Мерседеса», если у вас такие есть. Они практически всегда чистые, в курортных городках вообще очень много новых автобусов. Правда, мне попадались и те, что очень пахнут бензином и со старыми сиденьями (самый ужасный отрезок — из Айдына в Кушадасы, там абсолютно всегда старые автобусы, лучше бы я взяла такси!!!). Стоимость проезда — 2–4 турецкие лиры, в разных городах и на разных маршрутах по-разному. Оплатить можно наличкой только в турецких лирах или картой (специальной! транспортной, а не банковской). Правда, иногда кондукторы сжаливаются над туристами и принимают доллары, берут их себе, а свои турецкие лиры платят за вас.
Городские автобусы из 00-х, сейчас отданы деревням
Городские автобусы из 10-х годов, 50% из них всё еще на улицах
Новые городские автобусы из 20-х, составляют 50% на дорогих курортах и 25% на дешевых
Городская карта (скидки на автобусы)
Купите Kent Kart и будете экономить на каждой поездке на маршрутном автобусе (долмуше), просто прикладывая карту. Карту придется купить на отогаре (автобусной станции города). По городу, конечно же, есть еще точки, но вряд ли вам хочется их искать. А на автовокзале они есть всегда. Она бесплатная, но нужно сразу внести деньги на счет. Одной картой может пользоваться неограниченное количество человек, но придется прикладывать много раз и просить, чтобы вам ее «сбросили». Дело в том, что один раз приложил — ОК, а на второй раз (во избежание случайной двойной оплаты) она не читается, придется водителю говорить «нас четверо» или «нас пятеро» и т. п. и прикладывать кучу раз, когда он скажет. Стоимость проезда в долмуше обычно 3,5 турецких лир, по карте будет 2,5 турецкой лиры, а если вы вернетесь или сядете еще раз на долмуш в течение часа от предыдущей поездки, то будет 1,25 турецких лир. В итоге за отпуск на троих можно сэкономить 50 турецких лир. Для туристов — это мелочи, но я здесь живу и экономлю таким образом на семью 1 500 турецких лир в год (20 тысяч рублей).
Платные дороги
В Турции существует современная система автомагистралей, которая недавно была оснащена высокоскоростной системой взимания платы за проезд под названием HGS (hızlı Geçiş Sistem). Все автомобили должны иметь систему HGS, поэтому устройство уже должно быть предоставлено вашей компанией по прокату автомобилей. Прибор будет собирать пошлину автоматически, нужно замедляться перед пунктами приёма (будут знаки до 30 км в час). За 2 недели в Турции будет примерно 10 сборов, каждый из которых по 2–3 турецких лиры.
На карте иногда «круговая дорога» отмечена как «кольцевая развязка» (или так кажется иностранцам)
В Турции есть несколько запутанный перекресток, который выглядит подозрительно! А именно, как круговая развязка на карте, но это не круговая развязка. Это просто круг в середине большого перекрестка (клумба, а вокруг нее идет дорога), где автомобили, перед поворотом направо останавливаются, чтобы уступить место параллельному движению. Автомобили же на главной дороге (дорога с двойной полосой) не должны останавливаться (или даже замедляться).
я нашел ошибку!