Ямало-Ненецкий автономный округ - отзывы туристов
Ямало-Ненецкий автономный округ находится на границе нашей страны, его берега омывают волны далекого Карского моря. А местные жители, обсуждая события в центральной части России, говорят «на земле». Во многие районы ЯНАО можно добраться только самолётом - дорогу по болотистой тундре или по горам просто не проложить. Но в этом же регионе можно увидеть уникально красивую природу и попробовать удивительные блюда, попытаться привыкнуть к полярному дню и полярной ночи, наблюдать всполохи ярких переливающихся огней северного сияния, после которых в любом месте земного шара, забываясь, запрокидываешь голову и долго всматриваешься в небо. Со стороны при этом как дура выглядишь, если честно…
Малые народы севера
Автономный округ достаточно большой, поэтому каждый район имеет свою специфику.
Несмотря на частичку «Ненецкий» в названии, здесь можно встретить не только этот народ. На огромной территории АО ведут устоявшуюся веками кочевую жизнь также народы ханты и манси, можно встретить селькупов, зырян и представителей многих других малых северных народностей. Все они между собой различаются языком, культурой, одеждой, верованиями и т.д.
Они живут в особом мире – со своими легендами, языческими дУхами, единением с природой и способностью сохранить это в наши техногенные дни. Что сначала особо поразило – умение никуда не спешить.
Знакомый рассказывал: ехал как-то по тундре, сломался транспорт. Расстроился, прошел немного, увидел семью хантов. Они как раз на лодке по реке плыли в нужном направлении, ну и попросился к ним. Плыть – ну не больше суток, по расчетам. Но прибыл он на место только через неделю… Товарищи тундровики увидят хорошее место – остановятся на пару суток рыбу половить, немного проплывут – опять привал. Он и уговаривал, и чуть не плакал – всё равно. Это он, занятой человек, всё за чем-то угнаться пытается, а хантам спешить некуда – они везде дома.
Верования тундровиков тоже ой как интересны. Вроде и в своих богов верят, но в этот мирок практичненько вписали христианского бога. Когда старые не помогают – к нему обращаются. Да и иконы чум только украсят.
И везде в тундре – дУхи. У каждого озерца, ручья, речки, рощицы (хотя какие там рощицы из карликовых-то березок?!) есть свой дух. Маленький такой, но с характером. Его можно задобрить, принеся жертву. Не черную курицу на пентаграмме заколоть, конечно, а еды какой-нибудь принести.
Поэтому советуют: когда идешь в тундру, даже если совсем недалеко за город, нужно обязательно брать с собой еду, спички (зажигалку) и конфеты – их местные божества особенно любят. Если вдруг погода испортится или случится острый приступ топографического кретинизма – разожги костер и туда конфетку (или что там у тебя из запасов) кинь. Дух должен после этого подобреть и оказать тебе помощь.
Ещё особенно мне понравилась у хантов привычка не спасать утопающих. Считается, что, если ты тонуть начал – то тебя боги воды забирают, вот нужен ты им очень. И кто я такой, чтобы мешать богам?! Поэтому могут еще и веслом притопить – как же богу не помочь. А тех, кто выбрался, говорят, в стойбище потом не пускают – несчастья от него будут. Поэтому лучше тонуть сразу. Это научило меня никогда не плавать на глазах у представителей коренных народов севера.
Комары на севере – это бич. Таких здоровых особей я не видела никогда. Геологи вообще рассказывали практикантам, что комар-шатун один может легко горбушку хлеба унести из палатки. На зиму он обрастает шерстью и жрёт леммингов. Вообще летом от комаров и мошек нет спасенья нигде.
Отдельный малый народ севера – это геологи. Бородатые люди обычно мужской национальности, которые ищут полезные ископаемые и пугают студентов не только комарами-шатунами. Практиканты приезжают из разных регионов, где даже не знают, что такое лемминг. Под бородами у геологов бывают губы, которые надо улыбать, поэтому студентам рассказывают всякое. Например, что лемминг – страшный косматый зверь. Четверо леммингов медведя разрывают на 82 части за полминуты. Видите, мужики с ружьями проехали? Это бригада по отстрелу леммингов! Не шатайтесь без дела по тундре – а то еще вас спутают со зверем! Многие студенты даже верили и серьезно говорили другим не ходить в природу.
Отдельная песня – это еда
К местным кулинарным изыскам я привыкала долго. Ну строганина - это да, это можно. Оленину (которая после термической обработки) полюбила с первого куска. Всякую соленую и копченую северную рыбу, названия которой не сразу смогла выговорить и тем более запомнить – тоже.
Дальше мне стали предлагать то, к чему обычно в пединститутах не готовят – попить ещё горячую кровь свежеубитого оленя и практически пульсирующую печень свежевыловленной рыбы… Про это я ничего не расскажу, сами пробуйте. А вот ханты еще и мозги оленьи едят. Вроде как сырые, зато с клюквой – неоценимый кладезь дефицитных витаминов, макро- и микроэлементов. Зато не едят грибы – говорят: я это не ем, это еда оленей. Это научило меня быстрее съедать то, что дают. А то мало ли – вдруг ханты или олени рядом?
Про регион в общем
В ЯНАО большинство поселений – маленькие и не сильно доступные в плане транспорта. Но есть и крупные города – Новый Уренгой и Ноябрьск (около 100 тысяч человек). Столица Ямало-Ненецкого АО – город Салехард – только третий по численности населения в регионе.
Цены высокие в связи с тем, что овощи в вечной мерзлоте расти не хотят, а возить далеко. Всяких Макдональдсов на севере не найти…
Зато можно поесть удивительно вкусную северную рыбу – нельму, хариуса, икру щекура и других. Тундра богата полезными ягодами: голубикой, морошкой, клюквой и т.д.
Из развлечений для туристов есть разное:
- катание на оленьих упряжках;
- этно-поселения;
- различные музеи в городах;
- пешие походы в горы;
- катание на байдарках по горным рекам.
Здесь, наверное, каждый найдёт для себя что-то новое и интересное. Тем более, что Ямало-Ненецкий автономный округ большой. И красивый. И очень разнообразный.
я нашел ошибку!