Во время путешествия в Санкт-Петербург, по-моему, любому туристу просто необходимо хоть на время окунуться именно в петровскую эпоху. Ведь для полноты впечатлений от нашего прекрасного города очень важно совершить исторический экскурс ко временам его основания, тем более что это вполне реально. Каким образом? Я отнюдь не предлагаю вам нечто из области фантастики. Согласитесь, что люди во все века оставляли что-то памятное для будущих поколений: строения, парки, предметы искусства.
И вот, к примеру, бродя среди пирамид сегодня, мы представляем, как жилось-поживалось египтянам или майя. В Греции непременно стремимся побывать в Афинском акрополе, взглянуть на Парфенон.
Именно старинные здания несут с собой через века повести о своих создателях. Также о судьбах наших предшественников могут поведать музыка, литература, живопись… Чтобы попасть в петровский Петербург вам стоит просто побродить по старинным улицам, заглядывая в музеи и храмы. Одним из таких «связующих» звеньев настоящего с прошлым является герой моего сегодняшнего рассказа — дворец Меншикова.
Он не отличается особой помпезностью и пышностью. Но есть в его интерьерах какая-то тихая тайна.
Попадаешь сюда и невольно переносишься в эпоху первых грандиозных преобразований, совершавшихся в XVIII веке на берегах Невы.
Давайте знакомиться
Расскажу вам об этом уютном дворце и о тех людях, которые были с ним связаны.
О владельце
Александр Данилович Меншиков, всегда вызывающий у меня любопытство своей недюжинной натурой, был, как вы знаете, ближайшим соратником Петра Великого.
Государь сразу при основании новой столицы дарит ему Васильевский остров. К тому времени Меншиков уже обладал званиями генерала-фельдмаршала, генералиссимуса, светлейшего князя и первого петербургского губернатора. Если вы не очень осведомлены о его биографии, то непременно познакомьтесь с этим удивительным человеком поближе.
В пору блистания Меншикова в свете про него чего только ни говорили завистливые языки. Да и историки, порой не опираясь на факты, предлагали свои ничем не подтвержденные версии о происхождении Петровского фаворита. То по их мнению он был из разносчиков пирожков (это опровергал А. С. Пушкин, приписывая сей слух зависти бояр), то относился к литовскому дворянству, то к белорусскому... Понятно, что вокруг фигуры подобной величины кривотолков и домыслов хватало.
Да вот только самой своей жизнью умный, энергичный, надёжный для Петра I Александр Данилович доказывал заслуженность наград и званий. В период Северной войны он неоднократно проявлял свои лучшие качества. Понятное дело, что после смерти Петра Великого всё в судьбе Меншикова кардинально изменилось.
Но мы с вами поведём разговор о тех временах, когда он ещё был на гребне волны успеха.
Деревянный предок современного дворца
Получив от Петра I в подарок земельный надел, уже в 1704 году Меншиков приступил к осуществлению идеи по постройке здесь своей усадьбы. Отмечу, что дело было ещё при ведении Россией войны со Швецией.
Потому предусмотрительный Меншиков заботился даже о сооружении оборонительной зоны у своего жилья. Он пишет в 1707 году У. А. Синявину, распоряжавшемуся строительством: «…ради надлежащие осторожности на том острову круг всего строения извольте зделать немедленно полисад с выводом, дабы оное строение оборонять было возможно…» Есть мнение, что для деревянного меншиковского дворца проект был сделан Доменико Трезини.
Уж больно, по словам современников, здание выглядело на итальянский манер. Дворец имел форму литеры «П». Тогда в нем устраивались светские рауты. Расскажу вам, что даже свою племянницу Анну Иоанновну Петр I в 1710 году выдал замуж именно в данном дворце своего верноподданного. Поделюсь с вами интересным фрагментом, связанным с тем событием. На праздничный стол были поданы два огромных пирога, из которых выскочили карлик и карлица и стали танцевать менуэт прямо между тарелок. Такими уж были развлечения в те времена.
За дворцом располагались огород и сад, за которым ухаживал голландец Ян Эйк. Здесь также проходили «корпоративы» для знати. Через сад ко дворцу от Невы в 1711 году провели канал.
Каменный дворец
Как вы знаете из истории, в 1709 году Россия разгромила шведов под Полтавой.
С того времени отпадает тревога во внезапном нападении неприятеля, и Санкт-Петербург уже без опасений начинают активно преобразовывать. Понятно дело, что Меншиков был в авангарде всех новшеств. И уже с 1710 года рядом с его незаконченным деревянным дворцом начинают возводиться каменные хоромы.
Строительство было поручено архитектору Франческо Фонтана, но, памятуя о том, что и Русь всегда славилась мастерами, Меншиков привлек к работе также отечественных умельцев. Среди них были и его крепостные, и наемных рабочие из разных уголков страны — от Суздаля до Костромы. Хочу заметить, что осенью в 1711 году, когда поднялся первый этаж дворца, нетерпеливый хозяин уже праздновал тут новоселье. Далее, в 1712 году, здание дополнили боковые корпуса, и был обустроен северный фасад. Здесь вновь продолжилась свадебная традиция. Среди прочих лиц тут свои бракосочетания отметили Долгоруков и Шереметьев, так как персональных дворцов у этих сиятельных вельмож в Петербурге на тот момент ещё не было.
Архитектор Фонтана из-за проблем со здоровьем покидает Россию. Завершить строительство Меншиков поручил в 1713 году Готфриду Иоганну Шеделю. Этот зодчий устраивает курдонер со стороны сада. (Курдонер — парадный двор дворца, образуемый основным корпусом здания и выступающими по его бокам крыльями-флигелями). Также Александр Данилович привлекал к трудам Д. Трезини, Б. К. Растрелли, Г. И. Маттарнови и Ж. Б. Леблона.
Во дворец Меншиков въехал зимой 1714 года. Данное трёхэтажное строение на ту пору было самым высоким в Северной столице. Давайте посмотрим, как охарактеризовал Меншиковский дворец того периода один заезжий иностранец. Он отмечал, что это розовое здание, построенное из кирпича, выполнено в итальянской манере и крыто железными листами. У него имеются флигеля и всё, что нужно «...для хорошего дома».
Также он сообщал, что «...в среднем этаже большой зал» для празднеств. Покоев было много, и все великолепно обставлены. Через несколько лет, к 1720 году дворец расширили к северу, и таким образом двор получился заключенным в каре. Далее, в 1721 году у здания параллельно набережной появляется западное крыло, в котором были оборудованы Наугольные палаты.
В них проходили заседания Военной коллегии, первым президентом которой был, как вы можете догадываться, князь Меншиков.
Смерть Петра Великого в 1725 году, безусловно, повлияла на судьбу Меншикова. Он задумывал в 1727 году продолжить строительство. И уже начато было сооружение восточного крыла дворца, но хозяина отправили в ссылку, и строители успели подготовить лишь фундамент.
Отделка и интерьеры
Я уже отмечала, что Мешиковский дворец поначалу был самым значительным зданием в Петербурге, ему уступал даже скромный одноэтажный дворец Петра I. Фаворит Государя любил роскошь, быть может, не зря в его фамилии так и слышится слово «шик»?
Средствами он владел большими и щедро выделял их для создания своего дворца, внутри которого всё выглядело на тот период сверхбогато. Конечно, равнение было на модную в те годы (да и сегодня) Европу. Мы же с вами тоже почему-то хороший ремонт называем «евро»...
Так, например, стены помещений украсила голландская плитка, которая в России была в новинку.
Кстати, расскажу вам, что её Меншиков не закупал, а получал в качестве подарков от голландских купцов. Снова в мои мысли лезут слова «взятка» и «откат». Ведь разве будут иноземцы что-то «за просто так» дарить?
Мебель поставлялась из Италии-Франции.
Венчала дворец двухъярусная крыша, покрашенная в бело-красную шахматку. Аттик (декоративная стенка над карнизом) украшали статуи, а боковые ризалиты (части дома, выступающие за основную линию фасада) — княжеские короны. На втором этаже дворца располагался Ассамблейный зал.
На первом этаже Меншиков устроил всё для своей государственной деятельности. Здесь он проводил рабочие встречи. Помимо этого тут же находились поварня, токарня, разнообразные мастерские.
Служащие проживали в цокольном этаже, где также находились погреба.
Под руководством Петра Великого в Меншиковском дворце устраивались знаменитые Петровские ассамблеи.
Они были введены по указу Государя в 1718 и представляли собой необычную для России форму общения светских персон: вместо традиционных пиров знать обязана была танцевать и пытаться приятно общаться. Обращу ваше внимание на то, что мужчин допускали сюда лишь в безбородом, выбритом виде и одетых на европейский фасон.
Тут же проходили встречи и с заморскими послами. В честь завершения Северной войны в 1721 году в Меншиковском дворце был с размахом устроен маскарад.
Судьба дворца после ссылки хозяина
Когда А. Д. Меншикова выслали в Сибирь, его дворец стали использовать под складские помещения. Далее императрица Анна Иоанновна в 1731 году отдала его Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (с 1800 года — Первый кадетский корпус). Дети дворян поступали в него с 5 лет и обучались военному делу, закону Божьему, всевозможным наукам, этикету и даже разным ремёслам в течении 15 лет.
Ведь тогда считалось, что будущий офицер должен уметь всё! Понятно, что для учебного заведения княжеские покои надо было реконструировать. Этим занялся Михаил Григорьевич Земцов — первый дипломированный русский архитектор.
Кроме того, в 1739 году шатровую крышу дворца заменили на вальмовую (с 4-мя скатами). Боковые ризалиты дополнились треугольными фронтонами. В бывшем Ассамблейском зале и приёмной Меншикова теперь расположилась церковь. Её освятили во имя Воскресения Господня в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году.
Позже, в 1779 году храм был переоформлен в стиле классицизма, а новая императрица Екатерина II велела освятить его теперь во имя Иоанна Предтечи. Хочу добавить, что в этой церкви были и свои уникальные артефакты: Евангелие 1644 г., принадлежавшее некогда гетману Мазепе, и серебряный крест из Запорожской церкви Покрова пресвятой Богородицы. Также во дворце имелись и квартиры для клира (священнослужителей).
Кроме прочих преобразований дворцовый аттик был сменён на фронтон с символикой кадетского корпуса.
Сад, видавший немало интересного в петровские времена, также переделали. Теперь по команде уже другой императрицы — Елизаветы Петровны — некоторые деревья и великолепные скульптуры перекочевали в Летний сад. А у дворца образовался Сад кадетов, в который по выходным и праздникам мог прийти каждый горожанин.
Дальнейшие преобразовния
Помните, я рассказывала вам, что перед ссылкой Меншиков надеялся достроить восточный флигель своего петербургского дворца, но дело дошло лишь до фундамента? Идею первого хозяина довершили в 1760 году. Новый флигель был возведен по подобию западного. Часть помещений отвели для классов и лазарета, а в соединительном корпусе проходили свидания с родными и разные собрания.
После пожара 1773 года его переоборудовали по эскизу Ю. М. Фельтена и назвали Елизаветинским. Добавлю, что Александр III в 1888 году решает устроить музей училища в помещениях, которые сохранили свой изначальный «меншиковский» вид.
Под началом архитектора М. А. Иванова в них проводился ряд реставрационных работ, к которым в 1895 году привлекли ещё и зодчего А. А. Парланда.
Дворец в советский период
После Октябрьской революции в Меншиковских покоях с 20-х годов разместилась Военно-политическая академия. По причине антицерковных репрессий храм закрыли в 1924 году. Тогда же прекратил своё существование и Музей Первого кадетского корпуса. Далее, в 1937 году дворец перешёл в распоряжение Военно-Транспортной академии (сегодня Военная академия тыла и транспорта). Некоторое время здесь существовал и 1-й Юридический институт.
В блокаду Ленинграда в Меншиковском дворце находился госпиталь. Находящийся рядом Ленинградский Государственный университет в 1956 году стал брать в аренду часть помещений дворца. В этот период под началом А. Э. Гессена проходит ряд крупных архитектурно-археологических исследований здания, а с 1966 года начинается его реставрация. Решено было придать дворцу его первоначальный облик. За период до 1981 года специалистам удалось воссоздать прежнюю шатровую крышу, аттик, прямоугольные окна с мелкой расстекловкой. Отмечу, что с 1967 года Меншиковский дворец стал принадлежать Эрмитажу.
Уже в 1981 году в нём появилась экспозиция музея дворянского быта начала XVIII века.
Дворец в наше время
Сегодня Меншиковский дворец, в который я вас и приглашаю для «погружения» в Петровскую эпоху, является филиалом Государственного Эрмитажа.
Реставрационные работы тут продолжаются и по сей день. В начале XXI века были восстановлены короны и вазы на фронтонах, у входа появился бюст первого хозяина (создатели М. Т. Литовченко-Аникушина и О. А. Брунина).
В планах — восстановить скульптуры на аттике, ведь при Меншикове там красовалось шесть прекрасных изваяний. По предположениям это были образы древнегреческих богов.
Сегодняшний дворец, созданный плеядой знаменитых мастеров в манере Петровского барокко, передает нам достоверные сведения об архитектуре, характерной для зари юного Петербурга. Здесь нет вычурности, всё симметрично, просто и лаконично. Высокая крыша с переломом, мелкая оконная расстекловка. А на ризалитах главного корпуса находятся фронтоны с княжескими коронами. Над парадным входом расположился балкон, именно на нем некогда играли музыканты, встречая причаливающих сюда на судах гостей.
Войдя во дворец первого губернатора Петербурга, вы невольно соприкоснетесь с обстановкой Петровских времен, чему также послужит присутствие произведений искусства из коллекций Эрмитажа.
Я думаю, вам будет чем полюбоваться.
Как добраться
Так как в центре города обычны транспортные пробки, лучше, на мой взгляд, пользоваться метро. Предложу несколько способов, два из них сопровождаются невольной непродолжительной прогулкой в красивейших местах Петербурга. Ваши маршруты пройдут мимо достопримечательностей, которыми можно полюбоваться и сфотографировать их да ещё, может, наметить какие-то новые объекты для посещения. Но обо всем по порядку:
- первый путь — от метро «Василеостровская» (1). По выходе из метро пройдитесь по старым улицам Васильевского острова, (непременно включите в прогулку 6-ую пешеходную линию (2) — очень приятное место). Вы выйдете на Университетскую набережную, как показано на карте, где и находится Меншиковский дворец (3). (Адрес: Университетская наб., 15.) При этом обратите внимание, что рядом расположены знаменитая Кунсткамера (4) и Стрелка Васильевского острова (5), на которой непременно полюбуйтесь на Ростральные колонны и здание Биржи.
- второй путь проляжет от метро «Адмиралтейская» (1). По ходу от неё вам предстоит столкнуться с потрясающими местами: Александровский сад (2), Сенатская и Дворцовая площади (3 и 4), Адмиралтейство, Александровская колонна (6), Государственный Эрмитаж. По Дворцовому мосту (7) вы перейдёте через Неву к Стрелке Васильевского острова, полюбуетесь панорамой на Петропавловскую крепость и, миновав Кунсткамеру (8), подойдёте к дворцу (9).
- если пешие прогулки не для вас, то едем до метро «Гостиный двор» (выход на канал Грибоедова) (1). Отсюда на троллейбусах № 1 или № 10, а также на автобусе № 7 (садиться на стороне метро) переезжаем через Дворцовый мост (2) до остановки «Университет». Выходим у здания Двенадцати коллегий и оказываемся рядом с дворцом (3).
Время для посещения и стоимость билетов
Музей готов принять вас во вторник, четверг, субботу и воскресенье — с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу — с 10:30 до 21:00. Касса закрывается за час до окончания работы музея. Понедельник — выходной.
Сразу возьмите на заметку, что в первый четверг каждого месяца вход бесплатный. В остальное рабочее время билеты обойдутся:
- для взрослых — 300 рублей;
- для пенсионеров РФ — бесплатно;
- для студентов, школьников и детей (независимо от гражданства) —бесплатно;
Кстати, ниже есть ссылка на сайт Эрмитажа, где можно узнать о его филиале «Меншиковский дворец» и даже приобрести электронные билеты для посещения.
Обращу ваше внимание на то, что есть возможность купить комплексный билет для обзора сразу нескольких «эрмитажных объектов». Информация тут.
Напоследок
Я слышала разные отзывы об этом дворце. Кто-то восторгается его особой атмосферой, кто-то считает этот филиал Эрмитажа скучным. Как говорится: на вкус и цвет….
Но внимательный и любознательный странник, я уверена, заранее настроится позитивно. Он с радостью представит, что вот сейчас у него случится встреча со зданием-пионером и по величине, и по стилю (это первый «европейский» дворец в России), созданным в начале XVIII века в молодом Петербурге.
Я считаю, что дворец хорош настолько, насколько его блистательному хозяину позволяли устроить себе жильё времена и должность первого губернатора Петербурга.
Напомню, что дворцы основателя города были куда более скромными.
Ну и в конце, чтобы добавить красок к портрету А. Д. Меншикова, расскажу вам байку. Как-то проштрафился царский соратник, то ли за руку в мошенничестве Пётр его подловил, то ли ещё что, но царским указом должен был он выплатить казне 200 000 рублей.
После тех событий Пётр I вскоре по обыкновению заглянул к своему соратнику и обомлел — все убранство исчезло: и люстры, и картины, и утварь. Где теперь проводить ассамблеи?! Меншиков, прибедняясь, пожаловался, что вот дескать, всего-то пришлось ему лишиться, чтобы выполнить петровское указание. Царь смекнул что к чему, нахмурил брови и пригрозил. Мол, если его первое доверенное лицо — губернатор столицы — будет в такой вот не подобающей его чину обстановке встречать послов да гостей, то придётся ему и ещё 200 000 выложить в наказание.
Удивительное дело, но на следующий день всё, что прежде «исчезло для покрытия штрафа казне», вновь вернулось на прежние места.