Если вы приедете с туристическим визитом в Санкт-Петербург, то непременно отправляйтесь на обычные пешеходные прогулки, во время которых дух захватит от красоты и величия нашего города. Я уверена, что находясь в центре города, вы непременно попадете на Стрелку Васильевского острова, в место, наверняка знакомое вам по открыткам и фотографиям.
Ведь виды её архитектурного ансамбля также, как Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор и другие известные достопримечательности, олицетворяют Северную столицу. Именно здесь находятся Ростральные колонны, о которых я намереваюсь вам рассказать.
Недаром одна из программ по сохранению наших монументальных скульптур названа «Петербург — город камня». Город на Неве действительно в каждом каменном здании-мосте-набережной, на мой взгляд, сосредоточил какую-то страницу нашей истории. Это касается и колонн.
При желании вы можете почитать о знаменитом Александрийском столпе на Дворцовой площади тут, о колонне «Воинская слава» возле Троице-Измайловского собора тут. Я дополню этот список повествованием о не менее известных Ростральных колоннах.
Историческая справка
Один питерский поэт однажды написал: «Как звёзды на погонах горят огни в ночах — Ростральные колонны на Питерских плечах...» Вообще, к этим уникальным петербургским памятникам архитектуры литераторы обращались нередко.
Вид колонн также пробуждал творческий порыв и у художников.
Происхождение названия
Однажды мне пришлось слышать на Стрелке Васильевского острова, как один карапуз громко спрашивал маму: «Так это и есть твои растрельные колонны?» Что она ему ответила, я не знаю, а вот вас могу успокоить — эти архитектурные сооружения очень миролюбивы, в прохожих они не стреляют и ничем не швыряют. А правильно произносится их название как «Ростральные».
Произошло такое наименование от латинского слова rostrum, что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом «корабельный клюв» применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побеждённых судов украшались колонны, которые с Древнеримских времён воздвигались как символы морских побед.
Порой они, кроме того, несли и функцию маяков. Отмечу, что в России подобные сооружения имеются не только в Петербурге, но также во Владивостоке и Томске.
А первая ростральная колонна появилась в 260 г. до н. э. в Риме в честь победы в морской битве при Милах.
Создание колонн на Стрелке Васильевского острова
Разумеется, в главном городе морской славы России подобные столпы, олицетворяющие собой силу и мощь государственного военного флота, просто не могли не появиться. Так как изначально основатель Петербурга Пётр I желал видеть именно Васильевский остров центром своей столицы, то и последующая застройка шла в соответствии с задумкой государя.
Уже в начале XVIII века тут появляется дворец соратника Петра князя Меншикова. Также здесь находился торговый порт города. Вот об этом периоде нам с вами и напоминают здание Биржи и Ростральные колонны, которые появились на Стрелке Васильевского острова почти одновременно друг с другом.
Построены они по эскизу французского архитектора Жан Франсуа Тома де Томона в 1805-1810 годах. Этот мастер достаточно долго корпел над окончательным выбором декора колонн и их масштабом. Я читала, что верное решение ему помог принять наш отечественный зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.
По его совету Ростральные колонны нужно было сделать такими, чтобы внутри них могли располагаться лестницы для подъема, а стены выполнить толстыми и прочными. И иностранный мэтр внял совету коллеги. Создание скульптурного убранства первоначально комиссия по строительству намерена была возложить на известных мастеров из Академии художеств. Но те (Демут-Малиновский, Анисимов, Соколов и др.) запросили слишком высокую оплату своего труда. Как обычно и делалось в подобных спорных случаях, заказ проекта был выставлен на торги. В итоге авторами фигур, украшающих колонны, которые мы с вами видим сегодня, стали И. Камберлен и Ж. Тибо.
Созданием якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков. Что касается кирпичной основы Ростральных колонн, то её сделали мастера из артели С. К. Суханова.
Украшающие фигуры
Когда вы подойдете полюбоваться Ростральными колоннами, то сразу непременно обратите внимание на грандиозные фигуры у их подножья. Первоначально архитектор Жан Франсуа Тома де Томон предлагал их выполнить из чугуна. Но эту сложную работу пришлось заменить каменными изваяниями.
Готовая архитектурная группа предстала перед горожанами к 1813 году. Она объединяет в себе четыре фигуры из пудостского известняка, который добывали в каменоломнях под Северной столицей в поселении Пудость Гатчинского района.
Почему был выбран данный материал? Дело в том, что он имеет способность сразу по извлечению из карьера легко поддаваться необходимой обработке. После недолгого времени, побыв на открытом воздухе, он накрепко затвердевает. В итоге три фигуры, расположенные у подножия колонн, были сделаны скульптором Тибо, а одна Камберленом (мужская у северной колонны). Что же означают эти два мужских и два женских образа?
Принято считать, что это аллегорическое представление знаменитых русских рек. У северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Но это лишь гипотеза, сам же создатель проекта Тома де Томон объяснял по-иному. Мол, его задумка олицетворяет собой морских и коммерческих богов.
А мы с вами уже знаем, что как раз у Стрелки Васильевского острова размещался торговый порт. Потому всё вполне логично. Но версия с нашими реками, мне лично всё же ближе для сердца.
Роль маяков
Считается, что помимо символического значения, как памятники морской славы, эти колонны также использовались и в качестве маяков. Причём южная Ростральная колонна указывала судам курс в Большую Неву, а северная — в Малую. Действительно, высота их — 32 метра — вполне позволяла справляться с данной ролью.
Я читала, что к вершинам колонн внутри устремляются винтовые лестницы. Они ведут к оборудованным смотровым площадкам, на которых раньше помещались жаровни-светильники на треногах, где жгли конопляное масло, использовавшееся для освещения.
Поговаривали, что это было не всегда безопасно для мимоидущих прохожих, так как раскалённые брызги нет-нет да и летели вниз. Отмечу, что уже к 1896 году такая угроза для пешеходов миновала, так как к колоннам было подведено электричество. Но и этот вид освещения из-за своей дороговизны использовался недолго. Кстати, в 1957 году к площадкам колонн провели газ. И сегодня мы с вами можем видеть в праздничные дни семиметровые горящие факелы.
Реставрация
Отмечу, что, к сожалению, пудостский камень весьма чувствителен к питерской капризной погоде. Из-за дождей и вечной сырости знаменитые фигуры при Ростральных колоннах стали разрушаться.
Приведу мнение известного специалиста по реставрационным работам Игоря Всеволодовича Крестовского. Он сообщал в 1928 году о том, что данная скульптурная группа, которую пытались реставрировать после революции, представляла теперь собою фигуры, не единожды окрашенные различной масляной краской. Кроме того, они были сплошь загипсованы и зацементированы. Оказывается, что при восстановительных работах того же 1928 года с каждой из скульптур пришлось извлечь не один воз «посторонних намазок». Обращал внимание специалистов И. В. Крестовский и на то, что очередные работы вновь ведутся неверно.
Но к его советам, к сожалению, не прислушались. Вообще, в советские годы было принято всё как-то быстренько «подправлять и подлатывать» именно к важным юбилейным датам. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И всё это щедро замазывалось опять-таки масляной краской.
Большой урон памятники понесли и в годы Великой Отечественной воны.
Но реставрационные мероприятия 1949 года не отличались от предыдущих по своей технологии. Такое состояние дел продолжалось вплоть до 1979 года. А ведь было необходимо произвести хотя бы гидрофобизацию (защиту камня от влаги). С сожалением сообщу вам, что эта халатность привела к значительным разрушениям данных памятников архитектуры, которые к 1996 году (новому этапу реставрации) находились в весьма плачевном состоянии.
В конце XX века специалисты предприняли целый ряд восстановительных работ: воспользовавшись новой реставрационной технологией, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства, фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки».
Затем при помощи специального раствора укрепили созданные недостающие детали из известняка. В качестве необходимых соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.
С гордостью хочу отметить, что применённые технологии не имеют подобных себе аналогов в мире. Над спасением символа морской славы России трудился союз профессионалов: работники организаций по охране памятников и русские меценаты.
Необычные факты
Расскажу вам ещё о том, что почему-то данный памятник архитектуры стал предметом своеобразного интереса взломщиков. К примеру, лишь за 2011 год они умудрились дважды проникнуть внутрь одной из колонн. Одному «искателю приключений» даже удалось зажечь факел.
Но, к счастью, в результате этих странных набегов никто и ничто не пострадало.
Как добраться
В нашем городе я сама всегда стараюсь пользоваться самым удобным способом передвижения на общественном транспорте — езжу на метро. Далее, если это возможно, частенько просто хожу пешком.
Вы можете попасть на Стрелку Васильевского острова для того, чтобы вблизи взглянуть на Ростральные колонны (2 и 3) также несколькими путями.
Можно выйти на станции метро «Невский проспект» (1). От неё проехать на автобусе № 7 или троллейбусах № 10 и № 11 в сторону Невы. Выходить надо на первой остановке после Дворцового моста.
Мне же больше нравится другой путь. Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская» (1).
Затем просто идёте пешком к колоннам на Стрелке Васильевского острова (2 и 3) минут 10-15, как я указала на карте, по пути любуясь другими памятниками архитектуры.
Напоследок
Сегодня величественные Ростральные колонны, красующиеся под петербургским небом, отчётливо видны для нас с вами с невских набережных. На фоне них очень любят фотографироваться туристы, местные жители.
Вы также можете присоединиться к их компании. Кстати, сюда постоянно приезжают свадебные эскорты, встретить которые по народной примете — к счастью. А кто же откажется от его дополнительной порции?
Отмечу, что в торжественные дни над Ростральными колоннами, как в прежние времена, горят факелы.
Особо красиво это выглядит в замечательный праздник выпускников «Алые паруса».