Каменный мост – одна из самых скромных, но интересных достопримечательностей Калуги. Помню, в детстве я читала энциклопедию «100 чудес света» и неожиданно встретила там упоминание Калужского Каменного моста как одного из нескольких сохранившихся в мире виадуков. В моем детском сознании это латинское слово делало любой объект почти волшебным, а потому Каменный мост навсегда запомнился мне как важный культурно-исторический памятник. Почему виадуки редкость и чем помимо архитектурной формы примечателен мост в Калуге – сейчас расскажу.
Архитектурные особенности Каменного моста
Виадук – это мост, опирающийся на арки разной высоты. Такой тип мостов был изобретен древними римлянами, но их конструкции именовались акведуками, так как совмещали в себе функции дороги и водопровода. Со времен падения Римской империи мосты такой формы строили не часто – оказывается, их строительство было довольно дорогой затеей. Более того, все европейские арочные мосты получили наименование «виадуков»: с водопроводом они были уже не связаны, так что и упоминание водной стихии в названии было ни к чему.
Калужский виадук был построен в 1780 году, и сейчас он один из старейших в мире, а потому любителям истории и архитектуры его точно стоит увидеть. Более того, это один из самых крупных каменных виадуков в мире: его высота достигает 20 метров в центральной части, где три опорочные арки выстроились в два этажа. Ширина моста – около 8 метров, так что по нему свободно ездят машины и общественный транспорт, да и для пешеходов места хватает. Когда-то пространство моста занимали торговые лавки, что логично, ведь Калуга исторически была купеческим городом. Однако уже в 19 веке их заменили чугунными перилами, которые, на мой взгляд, удачно дополняют классицистический облик виадука.
Что соединяет мост
Белые арки моста сегодня резко выделяются на фоне густой зелени – дно Березуйского оврага, где когда-то бежал ручей Березуйка, сегодня больше напоминает дикие заросли: спуститься на дно без риска сломать себе шею почти не возможно, да и практического смысла в этом нет: на дне лишь пересохшее русло ручейка, мусор и теннисные мячики, которые зачастую улетают сюда с соседнего тренировочного корта Калужского Дворца пионеров (на карте ниже мост обозначен цифрой 1, Дворец пионеров – цифрой 2).
По границе этого оврага проходила в 18 веке граница города, так что по сути, мост соединял город с соседними поселениями и играл важную роль в жизни торгового города. До главной исторической рыночной площади – Гостиного двора (цифра 3 на карте) – от Каменного моста рукой подать: пятиминутная прогулка – и вы на месте. Двигаясь в южном направлении, в сторону старого города, вы пройдете мимо главного городского Парка Культуры и Отдыха, на территории которого находится Кафедральный собор (цифра 4), а также мимо Белого дома (цифра 5), где заседает правительство Калужской области. На противоположном берегу оврага расположился областной краеведческий музей (цифра 6), до него вы дойдете от моста всего за две минуты.
С южной стороны от моста расходятся две небольшие аллеи: влево, ко Дворцу пионеров, убегает Золотая Аллея (цифра 7), а вправо ведет Пушкинская Аллея (или Пушкинский сквер, цифра 8). Особенно красивы эти аллеи ранней осенью, когда растущие здесь липы покрываются яркой желтой листвой и под ногами шуршит их приятная зелень. На этих аллеях можно найти несколько уютных лавочек и небольшие памятники: бюст А.С. Пушкина, которого с городом связывает его жена-калужанка Наталья Гончарова; мемориал жертвам сталинский репрессий, представляющий собой обрубленные каменные глыбы – символы оборванных жизней, и памятник пионеру – поблекший символ славы советской пионерии. На углу Золотой Аллеи и Каменного моста гордо возвышается небольшой белый обелиск. Он был установлен здесь в год завершения строительства моста, обозначая границу города и предлагая прибывающим в город путникам ознакомиться с планом регулярной застройки города, которая началась как раз в это время.
Городские легенды и традиции
Каменный мост сегодня в первую очередь ассоциируется у калужан со свадьбами, так как по сложившейся традиции жених должен перенести невесту на руках через весь мост. Проезжающие в это время по мосту водители поддерживаю пару сигнальными гудками, а прохожие – ободряющими аплодисментами. Еще несколько лет назад на перила этого же моста молодожены вешали свадебные замочки с собственными инициалами, а ключ выбрасывали в овраг – чтобы брак был крепким и ничто не могло разлучить их. Однако в 2009 году часть моста обрушилась, и после реконструкции власти города запретили молодым навешивать на перила лишний груз. Теперь для этой цели на Золотой аллее установлено специальное металлической дерево, уже покрытое множеством ярких замочков и ленточек.
Среди горожан гуляют и куда более трагичные истории о Каменном мосте. Некоторые полагают, что с моста в 19 веке бросались несчастные влюбленные девушки, да и по сей день мост иногда называют мостом самоубийц. Однако мне все эти мрачные истории кажутся лишь домыслами. Когда неспешно пересекаешь мост, и видишь, как в центре влюбленная пара останавливается полюбоваться закатом или бегун уверенно выполняет цель своей пробежки, мост вызывает только положительные ассоциации. А если в выходной день попадешь сюда в разгар свадебного сезона и увидишь сразу несколько пар молодоженов, невольно соревнующихся в ловкости и скорости, сомнений в том, что этот мост – для счастливых мгновений просто не останется!
Как добраться до Каменного моста
Добраться до Каменного моста от многих городских достопримечательностей можно пешком, ведь Калуга – город небольшой. Если же вы хотите воспользоваться общественным транспортом, сюда идут троллейбусные маршруты 1, 2 и 3, а также автобусы и маршрутки с тем же номером. Остановка общественного транспорта на карте выше обозначена цифрой 9, так что заблудиться у вас не получится при всем желании. Вызывая такси смело называйте просто Каменный мост – любой водитель доставит вас сюда без труда, а пользуясь навигацией, ищите улицу Баженова или улицу Пушкина – именно эти две улицы соединяет мост.
Светлое будущее
Хотя сам мост был относительно недавно реконструирован (после упомянутого обвала пешеходной части он был вновь открыт в 2010 году), планы по облагораживанию оврага и созданию смотровых площадок пока остаются только пустыми обещаниями. Мне не раз доводилось слышать о планах масштабной реконструкции этой зоны: обещали и ручей из-под земли вывести, вернув оврагу исторический облик, и современный развлекательный парк на дне организовать, и даже скоростное шоссе там проложить.
Однако пока все остается без изменений, и точек для обзора этого исторического сооружения совсем немного, да и вид с самого моста большей частью закрывают кроны деревьев. Но мне хочется надеяться, что однажды окрестные территории будут облагорожены и все туристы смогут в полной мере оценить особенности конструкции калужского каменного виадука!