Как ученые Древнего мира изучали природу?
Я очень люблю естественные науки, поэтому ответить на этот вопрос не составит для меня какого-либо труда :) Но хотелось бы подробнее описать развитие науки в целом и основные этапы этого развития.
Изучение природы в Древнем мире
Даже известные любому школьнику законы движения тел в пространстве не были знакомы выдающимся умам того времени. Другими словами, люди древности знали, что если выпустить стрелу из лука — она полетит, однако объяснить саму природу этого явления не могли. Поэтому в распоряжении ученых древности был лишь один «инструмент» — наблюдение. Мыслители того времени не осознавали роль, которую играет практический опыт, не говоря уже о каких-либо экспериментах. Нередко правильный вывод о каком-то явлении видоизменялся дополняясь личными догадками, а нередко и суевериями.
Этапы развития познаний
Самые первые познания начали появляться около 4000 лет назад. Тогда, занимаясь торговлей либо предпринимая военные действия, люди расширяли круг своих знаний перенимая их из других культур того временного отрезка. Как только появились более-менее надежные суда, появилась возможность осуществлять дальние путешествия по морю. Мореплавание развивалось, а вместе с тем рос и «багаж» знаний об окружающем мире. Отчетливо выделяются несколько этапов:
- первый — первоначальное накопление знаний;
- второй — активное развитие экономических взаимоотношений, что стало причиной поиска морских путей в Индию;
- третий — значительное расширение знаний в природоведении;
- четвертый — возникновение теории эволюции;
- пятый — начало формирования учения о сферах планеты;
- шестой — активное исследование всего мира.
Начальный этап изучения окружающего мира, а в частности природы, характеризуется медленным накоплением отдельных фактов о животном и растительном мире. Все они не имели какого-либо научного объяснения, и практически не были связаны в единое целое — науку. Как правило, толкованием того либо иного явления занимались философы исходя из представлений того времени. Часто определенные факты находили отображение в фольклоре народов.
Во времена Античности наблюдается формирование и развитие множества наук, включая и определенные знания о мире природы. Происходит описание быта и условий существования далеких народов. Эстафету переняли арабы и ученые Азии. В Средневековье арабы перенесли свои знания на территорию Европы, где на тот момент каких-либо наук не существовало в принципе, за исключением алхимии.
Понятное дело, ученые Древнего мира не владели суперсовременными научными приборами и технологиями, и потому изучение природы ими базировалось исключительно на наблюдениях. Они наблюдали природные явления, небесные тела, систематизировали и фиксировали полученные знания. Однако не все так плохо и примитивно с изучением природы было в Древнем мире, как может показаться. Колыбелью всех наук по праву можно считать Древнюю Грецию, ибо именно древние греки первыми осознали не только необходимость, но и "радость познания". Древнегреческие ученые, впрочем, как и другие ученые Древнего мира были многопрофильными, то есть изучали несколько наук одновременно.