Почему айсберги опасны для мореплавателей?
Иногда я задумываюсь о том, какую мощь таит в себе природа. Вспомните хотя бы крушение «Титаника», вызванное столкновением корабля с айсбергом. Расскажу, чем же эти гигантские ледяные глыбы опасны для мореплавателей.
Айсберг и его образование
Понятие «айсберг» подразумевает свободно плавающую по морю или даже океану гигантскую глыбу льда.
Айсберги классифицируются чаще всего по форме.
- Пирамидальная. Заостренная кверху форма. Поверхность неровная, со множественными трещинами.
- Столбообразная. В основном шельфового происхождения. Характеризуется ровными краями и большими размерами.
- Куполообразная. Верхняя часть выпуклая, часто гладкая.
Образуются айсберги, откалываясь от шельфовых ледников. После начинают дрейфовать. При чем они могут продолжать расти за счет снегопадов и постепенного скопления снега на их поверхности.
В чем опасность айсбергов
Эти огромные ледяные глыбы действительно представляют собой огромную угрозу. Очень часто их обволакивает густой туман. Из-за него видимость значительно снижается, и айсберг становится практически невидимым для человеческого глаза. Это и приводит к печальным последствиям.
Кроме того, видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, составляет всего около 10% от общего его объема. А у старых льдин, которые уже успели подтаять, и того меньше. Всем известно выражение «вершина айсберга». Оно красноречиво объясняет, что основная опасность может быть скрыта. Поэтому, даже если удар от столкновения с льдиной окажется не слишком сильным, подводная часть айсберга может нанести непоправимые повреждения кораблю.
Рыболовам также наносится урон от плавучих ледников. Они попросту рвут сети с уловом.
Для предотвращения катастроф организован «Международный ледовый патруль». Он занимается сбором информации об айсбергах и предупреждает морские суда о возможной опасности.
Но стоит сказать несколько слов и в защиту айсбергов. В них заключен огромный запас пресной воды, которым уже пользуются некоторые страны. Так что айсберги не только топят корабли, но и помогают людям.
Помню как в первый раз посмотрела фильм о катастрофе, приключившейся с легендарным кораблем «Титаник». Трагедия так подействовала на меня, что под впечатлением от фильма я находилась еще несколько дней. Думала, как они могли так поздно заметить этот айсберг? Неужели какая-то глыба льда могла потопить такой огромный лайнер?
Айсберги – причины кораблекрушений
Сам по себе айсберг – это кусок льда, отколовшийся от ледника и свободно плавающий в океане. В переводе с немецкого – ледяная гора. Из-за различной плотности воды и льда обычно над поверхностью воды находится лишь десятая часть всего айсберга, а основная масса льда скрывается под водой. От этого, кстати, и пошло знаменитое выражение «верхушка айсберга», когда видимые проблемы являются лишь малой частью большей беды. Из-за того, что подводную льдину не видно, айсберги очень опасны для мореплавателей. Ярчайшим примером этого как раз и является кораблекрушение знаменитого «Титаника». Такая плавающая гора льда послужила причиной гибели 1500 человек.
Самые знаменитые айсберги в мире
Далеко неполный список "знаменитостей":
- В-15 – самый большой айсберг из исследуемых учеными. Площадь его можно сравнить с площадью Ямайки;
- самый высокий айсберг, высотой 450 метров. Обнаружен в 1904 году в Южной Атлантике;
- ледяной остров Флэтчера (Т-3), обнаружен в конце 1940 годов. На нем неоднократно располагались дрейфующие научные станции. Растаял в начале 1980 годов;
- айсберг «Титаника» - пожалуй, самый известный айсберг в истории. Несмотря на свои непримечательные размеры, в 1912 году смог протаранить самый большой лайнер того времени. Пастаял в 1913 году у Земли Франца Иосифа.
Предупреждение опасности столкновений
Существует ряд заблаговременных способов "не встретиться" с айсбергом:
- современные навигационные приборы, благодаря которым в настоящее время можно обнаружить опасность;
- круглосуточная радиовахта, которая присутствует на каждом судне;
- международный ледовый патруль, который был создан в 1914 году для предупреждения столкновений кораблей с айсбергами. Эта служба оснащена гидролокаторами, специальными анализаторами и другими приборами, которые могут обнаружить подводные очертания ледяных глыб, падение солености воды и другие признаки, сигнализирующие об опасности;
- снимки ледяного покрова, сделанные с помощью спутников, которые может получить любое судно, пребывающее в опасной акватории.
Но, несмотря на современное оснащение и специальную технику, айсберги и в настоящее время представляют огромную опасность для мореплавателей, поэтому даже самый современный лайнер не застрахован от столкновения с ледяными монстрами.