В Республике Казахстан, которая расположена на перекрестке Европы и Азии, переплелись восточная традиционность и западное стремление к успеху. Скотоводство перестало быть основным занятием, казахстанцы больше не живут в юртах. Они строят небоскребы и передвигаются на автомобилях, но при этом берегут свое культурное наследие. Современные традиции Казахстана кратко: казахи рады гостям, уважают старших и умеют виртуозно держаться в седле.
Общая информация о населении
В Республике религия отделена от государственной власти. Верующими себя считают только 43 % граждан, из них ислам исповедуют 70,4 %, христианство — 24,7 %. Мусульманский Курбан-байрам в стране празднуют на государственном уровне, православное Рождество — как национальный праздник.
Предки казахстанцев жили в тесном контакте лошадьми и другими домашними животными, и, хотя кочевая жизнь сошла на нет с приходом советской власти в 20-х годах XX столетия, в Казахстане сохранились многие обычаи, связанные с укладом жизни кочевых племен.
Гостеприимство
Из-за регулярной перемены места жительства и связанных с этим тягот кочевники относились к путешественникам с пониманием и уважением. По этикету вошедший преклонял колено, а хозяин с порога не расспрашивал путника, кто он и откуда держит путь. Гостя усаживали у очага и предлагали разделить трапезу, а вопросы задавали потом. После обеда хозяин просил пришедшего сыграть на музыкальном инструменте. Путнику дарили коня, чапан (кафтан из шерсти на подкладке) или оружие.
Поводов накрыть дастархан (низкий стол высотой до 35 см) и устроить званый обед было много: проводы в дорогу, первая посадка ребенка в седло, начало (қырман майлар) и окончание уборки урожая (сабан той) и др.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! До сих пор жив обычай (ерулик) готовить угощение для соседей-новоселов, чтобы познакомиться поближе. По этикету приглашенных рассаживают за дастарханом на корпе (матрасах) с учетом статуса. Уважаемый гость занимает почетное место, хозяева садятся за стол последними.
Кухня
Первым делом за столом предлагают кумыс (молоко кобылиц), шубат (верблюжье молоко) или айран (кислое молоко), а затем — чай. В отличие от таджиков, у которых чайной церемонией заправляют юноши, у казахов напиток разливают девушки. К чаю подают каймак (сливки), лепешки и сладости.
Основа казахского стола — мясо. Перед главным гостем ставят баранью голову (кой-бас), чтобы он разделил ее между приглашенными. На овальном блюде подают бешбармак — куски вареной конины, баранины, говядины, верблюжатины на квадратных пластинах домашней лапши с зеленью, луком и специями.
На столе будут:
- манты — мешочки из теста с рубленым мясом;
- казы — необычная колбаса из цельного куска конины;
- куырдак — жаркое из печени и почек барана;
- сорпа — бульон с куском говядины и овощами;
- палау — плов по-казахски из баранины.
Лепешки шельпек и пончики баурсаки жарят в масле и едят как хлеб. На десерт подают жент — квадратики из муки, масла и изюма, шертпек — животный жир с медом, талкан —толченую пшеницу жареную с сахаром. В казахской кухне прижились некоторые блюда народов Средней Азии: самса, лагман, шашлык.
Алкоголь
Благодаря летописным источникам известно, что во времена Чингисхана (вторая половина XII в. — начало XIII в.) кочевники умели делать архи — алкоголь из кумыса. Приготовление было затратным: на 1 л архи уходило 10 л молока. Шаман использовал напиток для обрядов. Ни в будни, ни в праздники алкоголь не употребляли.
Алкоголь на дастархане стал появляться в период перехода от кочевого образа жизни к оседлому, тогда же в Казахстане зародилось виноделие. Пик потребления алкоголя пришелся на 80–90-е годы ХХ столетия. Современные казахстанцы пьют вино, пиво и крепкие спиртные напитки, но в стране есть тенденция снижения употребления алкоголя.
Семейные традиции
Вплоть до начала XX века в Казахстане сохранялся патриархальный семейный уклад со строгой внутренней иерархией и подчинением старшему в роду. Традиционная семья состояла из стариков-аксакалов, родителей, детей, внуков, могла включать семейных братьев по линии отца и доходила до 30 человек. Бытовые тяготы преодолевали вместе, имея общий очаг и ведя натуральное хозяйство.
Отношения мужчины и женщины
Мужчина был охотником и кормильцем, женщина — хозяйкой и верной соратницей мужа. Однако правами на имущество и скот обладал мужчина, жене принадлежало только ее приданое. Она зависела от мужа, брата или даже сына, но никогда не терпела нужду. Мужчины опекали ее в том числе и в старости.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! По древнему казахскому обычаю (аменгерлик) на вдове женился брат умершего мужа или кто-то из родни и воспитывал ее детей. В XXI веке казахстанцы заботятся о вдовах, поддерживая их материально.
В последние десятилетия в Казахстане отношения между полами стали демократичнее, но в сельской местности до сих пор соблюдают традиционный этикет: женщины просыпаются раньше мужей, ложатся — позже, едят после мужчин, обслуживают за столом, сидят на празднествах отдельно, не поворачиваются спиной к старшим.
Воспитание детей
Новорожденного оберегали от сглаза, кроме бабушки и дедушки никому не показывали. Если в один день с ним рождался детеныш домашнего животного, то считался талисманом (басире) малыша. Басире не изнуряли работой, не резали и не продавали.
Раньше до года малыша независимо от пола впервые сажали на коня в детском седле (ашамай). Многие папы и мамы и сегодня совершают этот древний обряд с празднованием, но в более старшем возрасте ребенка — 5–6 лет.
В старину детей с 6–7 лет начинали приучать к труду: мальчика обучали уходу за домашними животными, а девочку — готовить пищу, трепать и валять шерсть, шить одежду, нянчить младших братьев и сестер. Современные дети в основном растут в городах. Молодые родители часто не следуют советам старшего поколения в воспитании детей.
Образование
В Казахстане есть школы с преподаванием на казахском и русском языках. Дополнительно изучаются иностранные языки: английский, французский, арабский. Детям стараются дать престижное образование в том числе за границей. Для этого родители не жалеют средств: берут кредиты и занимают деньги у родни. Часто выбор вуза и будущей профессии за ребенка делают родители.
Свадьба
Когда казахи вели кочевой образ жизни, отец семейства решал, на ком женить детей, когда те были еще в младенческом возрасте. Сватов присылали, когда девочке исполнялось 13–14 лет, мальчику — 15 лет. Невесту могли и украсть, если отец отказывал жениху. Современные молодые люди знакомятся во время учебы или на работе, а девушек воровать уже не принято.
Некоторые обряды казахской свадьбы приобрели символический характер, с годами появляются новые (выпускание голубей, фотосессия), но свадебный ритуал сохранил структуру — сватовство, проводы невесты, официальная регистрация и пир (той).
Калым и приданое
В современном Казахстане к калыму — выкупу за будущую супругу — относятся по-разному. Семьи в центральных и южных регионах первым делом обговаривают размер выплаты, а потом засылают сватов. На западе и севере республики калым не считают обязательным.
Раньше выкуп платили табунами лошадей, верблюдов, мехами, золотом. Сейчас это деньги в конверте. Сумма зависит от финансовых возможностей жениха, ценности конкретной девушки и размера ее приданого. Небогатые казахстанцы могут заплатить 50–100 тысяч тенге (100–200 $), семейства со средним достатком и выше платят от 1000–5000 $. Иная семья может запросить за любимую дочь не меньше 10000 $.
Исконный смысл калыма в том числе — компенсация затрат на приданое. Они должны быть соразмерны. На деле приданое обходится дороже. Его уже не собирают как раньше, с рождения, а покупают в магазинах незадолго до свадьбы. В обязательный список входят: спальный гарнитур, посуда, текстиль для дома, бытовая техника, одежда, обувь и украшения. Состоятельные родители добавляют машину или квартиру.
Сватовство
Отец и уважаемый родственник жениха прибывают с подарками в дом невесты и по обычаю преподносят отцу и матери сүт ақы — плату за молоко (в среднем тысячу долларов), как возмещение затрат на воспитание достойной дочери. Ее родители подают гостям кумыс (кобылье молоко) и куйрык-бауыр (кушанье из бараньего курдючного сала и печени). Стороны утверждают детали будущего торжества, после чего родители девушки должны ответно посетить сватов в знак согласия.
Досвадебные ритуалы
В старину бывало, что до брака будущие супруги даже не были знакомы. В специальный день смотрин (орын той) девушка дарила юноше платок, а он мог коснуться ее руки. Сейчас в этот день устраивают вечеринку для друзей.
В день проводов (қыз узату той) в доме невесты собиралась родня, накрывали стол, а подруги пели прощальные песни. Современные девушки празднуют қыз узату той с подругами в кафе или ресторане.
Свадебная церемония
По желанию молодые люди женятся в национальных костюмах. Мужчина надевает чапан и борик (головной убор, отороченный мехом). Женщина облачается в белое платье и саукеле — высокую шапочку-конус с белыми перьями филина на верхушке. Старшая из родственниц помогает ей надеть серьги и ожерелье, часто это семейные реликвии.
Пара регистрируется в ЗАГСе или проходит священный обряд нике кию в мечети. Как правило, совершают и то, и другое, приглашая муллу закрепить духовный союз после официального заключения брака. Затем родных и гостей ждет праздничный банкет. В доме мужа старшая из женщин рода, обычно бабушка, снимает с новобрачной саукеле и повязывает ей на голову платок.
Похороны
Большинство казахстанцев — мусульмане. По канонам ислама родственник одного пола с усопшим проводит омовение, тело укутывают полосками белой ткани (кафан) и заворачивают в ритуальный ковер. На специальных носилках (табут) в последний путь умершего провожают только мужчины и мулла, который читает на могиле суры Корана. Тело располагают в могиле лицом к Мекке. Поминки устраивают на 3,7, 40 день и через год.
У кочевых казахов был культ предков. Умерших хоронили на родовых кладбищах в курганах, строили мавзолеи великим людям (Ходжа Ахмет Ясави, Алаша-хан, Баян сулу, Айша-Биби и др.). Современные казахстанцы тоже чтут могилы предков. Паломники едут в Алматы, чтобы поклониться священной могиле батыра Райымбека. Бездетные пары отправляются к стенам мавзолея Карашаш-Ана и молятся об обретении счастья быть родителями.
Фольклор
Древние сказители пели самобытные импровизации под звуки народных инструментов. Песни слагали о природе, о героях и великих подвигах. Умение играть на домре (щипковом инструменте с двумя струнами) считалось важным навыком казаха. На домре или кобызе (струнно-смычковый инструмент) музыканты кюйши́ играли пьесы без слов — кюй. Многократные повторы музыкальных фраз напоминают заклинание или молитву.
Танцы
Казахи танцевали на праздниках, изображая сцены охоты или повадки животных. Крылья птицы и рога — узнаваемые фигуры традиционного танца. Энергичные движения тела чередовали с плавными. Женщины искусно владели пластикой рук. Виды народного танца (би): трудовые, шуточные, охотничьи, подражательные. Би сопровождали аккомпанементом домры или барабана.
Национальный спорт
Древним промыслом — охотой с беркутом или соколом (саят) на зайца, лису или фазана занимались умелые охотники — кусбеги. Их уважали и верили, что понимать птиц им помогали сверхъестественные силы. Сегодня при желании беркутчи (охотником с беркутом) может стать любой казахский мальчишка, этому обучают в спортивных школах.
Традиционно джигитовка — акробатические трюки на лошади — это элементы сражения. Умения скакать стоя, вниз головой, задом на перед, на скаку пересаживаться на другую лошадь, поднимать оружие с земли помогали джигитам защищаться в бою и атаковать врага. В наши дни мастера по джигитовке устраивают зрелищные состязания.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Если воины-всадники возвращались домой с победой, то исполняли танец, стоя на лошадиных спинах.
Игры
У казахстанцев в крови любовь к байге — скачкам на лошадях. Забег ограничивают расстоянием в 20–30 км по пересеченной местности, иногда дистанция достигает 100 км. Зажиточный фермер в сельской местности может устроить байге по любому поводу, будь то свадьба или юбилей члена семьи. В крупных казахстанских городах (Нур-Султан, Алматы) скачки проводят на ипподромах. Победа зависит от выносливости лошади, ее хозяин получает приз: деньги, мотоцикл или автомобиль.
В современном обществе казахстанцы сознательно придерживаются традиций предков и делают это не только из уважения, а с желанием сохранить свою культуру и национальную идентичность для подрастающих поколений.