Японию называют страной множества богов. Географическая отдаленность от континента, уникальная и суровая природа островов сформировали особенную религиозную культуру, которую сложно понять европейцам. В каких богов верят японцы и почему женятся в христианских храмах — читайте в этом обзоре.

Особенности религиозного чувства в Японии
Современные японцы унаследовали от своих предков систему взглядов и философских идей, объединяющих несколько религий и учений. Поэтому совсем неудивительно, что японцы женятся в синтоистских и христианских храмах, живут по принципам Дао и Конфуцианства и отправляются в мир иной с благословением Будды.
Главные религии в Японии — синтоизм и буддизм. Их последователей в стране от 84 до 96 %. Когда в 2016 году Агентство по делам культуры Японии решило подсчитать адептов разных вероисповеданий, их оказалось больше, чем жителей страны, на 40 %. На 126 миллионов японцев пришлось около 180 миллионов буддистов и синтоистов. Как такое могло получится? Япония — светское государство, в стране нет институтов, отслеживающих количество прихожан. Но самое главное — это религиозный японский синкретизм — одновременное почитание буддийских и синтоистских традиций в одной семье.
На практике японцы не религиозны в привычном для европейца понимании. Принципы религиозных учений и верований, пришедших извне и зародившихся в древности в самой Японии, стали тканью и основой самобытной культурной жизни. Религия здесь больше похожа на философию, осмысление мира, в которых нет одного учителя или Бога. Японцы почитают не религию, а традиции своих предков. Это заданная траектория жизни состоит именно в уважении к опыту поколений, рода и семьи. А религия — это облачение почитания в нужную форму.

Синтоизм
Синтоизм называют исконной японской религией. Название «синто» (два иероглифа, син — божество, то — путь) возникло в VI–VII веках, но сама религия уходит корнями в древнюю историю Японии.
У синто нет основателя и священных текстов, в основе ее — преклонение перед красотой мира, почитание одушевленной и неодушевленной природы. Поэтому и Бог здесь не один. В каждом камне, растении, звере и природной стихии живет божество — ками, в которое вложена душа — тама. Душ в одном божестве может быть несколько. У истоков веры находятся религиозные поклонения первобытных людей — анимизм и фетишизм. Вселенная, по представлению древних японцев, полнится многочисленными ками, которые вмешиваются в ход истории, жизнь людей, природные процессы. Они надзирают за миром и должны быть умилостивлены специальными обрядами.
Самое главное божество синтоизма — богиня солнца Аматэрасу, от нее пошел священный род императоров. Каждый японский род также имеет своего прародителя — удзи-гами. Он воплощается на земле в лице ребенка, поэтому в Стране восходящего солнца особо трепетное отношение к маленьким детям. Кроме божественных ками, в мире живут горё — злые духи, души врагов или людей, погибших насильственной смертью. Умершие животные могут превращаться в моно — демонов, которые также вредят людям.

В синтоизме простому человеку позволено становится божеством, как и всему, что его окружает. Это происходит после смерти. Привычного для европейца понятия греха здесь нет, а значит, нет ада и рая. Любой человек — часть космоса, его производная, вне зависимости от образа жизни и нравственного поведения. Когда душа становится свободным духом, по прошествии 33 лет она присоединяется к миру ками, но следит за людьми своего рода и ждет от них почитания.
Важное значение в религии занимают ритуалы и обряды. Они призваны регулировать разные сферы жизни, а также очищать от скверны. Чистота внутренняя и телесная (относится к миру окружающему человека), следование долгу, честность, принципиальность и правдивость — это то, что вызывает одобрение у ками. Этому противопоставляется оскверненность, неправильность в мыслях и поступках — то, что требует очищения.
Существует несколько уровней почитания в синтоизме:
династийный синтоизм — к некоторым богам могут обращаться только представители императорской семьи по праву священства рода;
почитание и культ императора (его власть дана богами и его почитают, как бога);
поклонение общим и местным богам (в храме — дзиндзя и ясиро, здесь же осуществляются религиозные церемонии — мацури);
поклонение родовым богам (в домах японцев установлены алтари).
Синтоистами считают себя 52 % жителей страны. В сельской местности почитателей синто больше, чем в крупных городах. В случае неурожая деревенские верующие пытаются задобрить местных духов, вернуть их расположение. Но если сегодня вы спросите японца о богах его народа, он вряд ли быстро ответит вам. Проблема религиозного самосознания в Японии до сих пор не решена.

Как синтоизм объясняет появление японских островов
Миф о возникновении Японии проникнут первобытным человеческим страхом перед природными стихиями. Из хаоса, в котором пребывала Вселенная, зародилось первое божество, напоминающее побег тростника. Оно явилось прародителем семи поколений божеств. Каждое поколение — бог и богиня, мужское и женское. Седьмая пара божеств начала творить мир. Это Идзанаги и Идзанами, что означает «призывающий муж» и «призывающая женщина». Взяв небесное копье, боги воткнули его в бушующее море хаоса и размешивали хоас до загустевания. Когда боги извлекли копье из моря, капли жидкости, оставшиеся на острие копья, упали вниз, превратившись в мифический японский остров Оногоро. Он стал осью мира, и боги, спустившись вниз, продолжили свое творение.

Буддизм
Буддизм попал в Японию из Китая в V–VI веках и с самого начала принадлежал больше политике, нежели верующим. Простые же японцы воспринимали новую религию, как поклонение чужеземному ками. Со временем знать и образованные слои общества обращались в буддизм, раскрывая его значение для жителей островов. Толерантность буддизма в отношении старых японских верований привела к сосуществованию двух религий в стране. Считается, что строительство нового буддийского храма никогда не начиналось до получения благословения синтоистских божеств. Но и веротерпимость японцев — одна из их национальных — черт способствовала принятию традиций, обретших иное звучание на японской земле.
Современные буддийские организации:
традиционные школы Буддизма;
необуддийские школы.
Сегодня около 43 % жителей Страны восходящего солнца исповедуют буддизм.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! У японского буддизма и синтоизма много общего — развитый культ предков, отсутствие канонических текстов и доминирующих школ. В стране есть храмы, где совершаются и буддийские и синтоистские культовые отправления. К примеру, знаменитое святилище Ясака в Киото. В течение жизни японцы исполняют обряды той или другой религии: рождение ребенка — синтоистские традиции, смерть — философия буддизма.
Христианство
Европейская религия пришла в Страну восходящего солнца в середине XVI века. Миссионер Франциск Ксавье крестил первых феодалов на острове Кюсю. В дальнейшем христианство оказалось под запретом. Как и в случае с буддизмом, та или иная религия была выгодна определенным кланам, желающим упрочить свою власть и получить политическое влияние. На смену одному клану приходил другой, и, если буддизм с синтоизмом научились существовать вместе, то христианство на долгое время оказалось под запретом. Лишь небольшое количество христиан тайно исповедовали свою веру на западе страны. Сегодня в Японии существуют:
Протестантизм. Самое распространенное христианское направление на островах.
Католичество. Было завезено первыми португальскими миссионерами.
Православие. Появилось на островах в XIX веке. Сегодня действуют три епархии.
Христианство исповедуют около 1 % японцев. По-прежнему религия имеет большее распространение в западных районах, а также в больших городах страны. В столице проживает 60 % всех христиан Японии. Еще 30 % — в городах Нагасаки, Окинава, Канагава. У современной Японии с христианством особые взаимоотношения, не считая себя адептами религии Христа, японцы проявляют к ней большой интерес. Они венчаются в христианских храмах — это дешевле, чем синтоистские обряды. По мнению молодежи, ориентирующейся на западные традиции, христианское венчание — очень красивая церемония.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Современные японцы с удовольствием отмечают религиозные и национальные праздники западного мира, например, Рождество или Хэллоуин. Теряя свои религиозные значения в Японии, эти празднества превращаются в теплые семейные посиделки или веселые театральные представления.
Восточные учения в Японии
Даосизм и конфуцианство не являются религиями. Это философско-этические учения, оказавшие влияние на формирование картины мира японцев. Считается, что именно на китайских легендах Дао основывается магическое японское искусство Оммёдо (изгнание злых духов, астрология, магия и другие оккультные практики).
Японское конфуцианство отличается от корейского и китайского. Средневековые японцы переняли те стороны учения, которые отвечают за преданность человека наследственной власти императора, а также семейные ценности. И даосизм, и конфуцианство были привезены в Японию из Китая в средние века. И синтоизм впитал в себя некоторые постулаты учений. Но для современных японцев восточная философия остается лишь сводом определенных правил, последователей в стране у нее менее 4 %. Для молодых японцев западные ценности оказались ближе китайской этической системы.

Другие религии в Японии
Около 200 тысяч человек исповедуют ислам. В основном это иммигранты. Первая мечеть была построена в Осаке в 1905 году. А в 1939 году мусульмане получили государственный статус своей религии. В 1927 году была открыта первая в стране мусульманская школа. Незначительный процент верующих составляют адепты индуизма (30 тысяч), сикхизма (2 тысячи), иудаизма (1,5 тысячи).