Для меня Рим – город не только удивительной истории, памятников, музеев и античных развалин. Рим – это, в первую очередь, потрясающие прогулки – насыщенные, яркие, незабываемые. Здесь, пройдя за день с десяток километров и увидев столько, что впечатлений хватит на год вперёд, я совершенно не чувствовала усталости. А главную прелесть подобных прогулок составляют римские улицы и улочки, самые разные: античные, сохранившиеся порой в намёках и очертаниях зданий, средневековые – узкие и извилистые, и даже широкие современные, под которыми погребён древний Рим.
Я долго думала, как построить мой рассказ о римских улицах, и в итоге решила, что лучше всего устроить небольшую виртуальную прогулку по нескольким моим любимым маршрутам, которые могут заинтересовать будущих посетителей Вечного Города.
Маршрут 1 – В районе холма Оппия, или В гостях у императора Нерона
Эту прогулку мы начнём возле метро Cavour (1).
Сразу отмечу закономерность, относящуюся к улицам не только Рима, но и любого более или менее древнего поселения: если вы видите широкую улицу, которая тянется почти через полгорода, не сомневайтесь, что её проложили сравнительно недавно – 100-150 лет назад.
Такие улицы, как правило, – результат перестройки старого города под новые реалии промышленного века. Старину же лучше искать в узких и неприметных улочках, чуть в стороне от широких магистралей.
По одной из таких улочек мы сейчас и идём – это via In Selci (2), представляющая собой небольшой кусочек одной из центральных улиц Древнего Рима. Справа – глухой фасад знатного дома IV века, впоследствии перестроенного в монастырь.
На выходе с via In Selci нас встречают две мрачноватые средневековые башни – башни Капоччи (3).
Вообще, этот уголок Рима живо напомнил мне Флоренцию – там до сих пор на каждом шагу можно встретить дворцы, похожие на крепости, и башни, с которых средневековые семейства с азартом отстреливали своих врагов.
А мы уже огибаем ограду церкви Сан-Мартино и выходим к главному фасаду храма (4). Иосиф Бродский тоже описывал прогулки по Риму: «Переставляешь по площадям ботинки – от фонтана к фонтану, от церкви к церкви». После собственных здешних прогулок могу подтвердить – примерно так в Риме и происходит.
Церковь Сан-Мартино, во многом, – типичнейший римский храм. Во II-III веках на заре христианства на этом месте стоял дом, в котором собирались последователи Иисуса. Чуть позже на его месте построили храм, считающийся ныне одним из самых старых в городе. Внутри церкви можно спуститься в крипту – осмотреть то, что осталось от того самого древнего римского дома. Это одна из запоминающихся особенностей многих римских церквей – наслоение построек с эпохи императорского Рима до Средних веков. И главное – всё это можно увидеть собственными глазами, как, например, в церкви Сан-Мартино.
Пройдя немного вверх по viale Del Monte Oppio, выходим на широкую современную улицу – via Merulana (5).
Как говорится, почувствуйте разницу с камерной обстановкой древних улочек: на via Merulana снуют машины, торопятся куда-то люди, работают магазины. Впрочем, в Риме и на таких улицах весьма уютно – в любое время года они зелены и достаточно чисты. Три вещи неизменно радуют меня в Риме: зелень повсюду (даже на крышах), парки с лавочками повсюду (и обязательно найдётся свободная) и питьевые фонтанчики с вкуснейшей водой практически везде (спасибо гениям Древнего Рима!).
Двигаемся вниз по via Merulana. Справа – музей Восточного искусства (6). Идти ли туда, решайте сами, но в любом случае – углубитесь через коридор во внутренний двор палаццо Бранкаччо, здесь очень красиво.
А дальше по главной улице чуть слева внимание привлекает круглое здание, называемое Аудиторией Мецената (7). Этот древнеримский покровитель искусств, чьё имя стало нарицательным, жил где-то в этом районе.
А в аудитории, откопанной археологами в середине XIX века, 2000 лет назад устраивались тогдашние творческие вечера – выступления писателей, музыкантов и др. Между прочим, здесь (возможно на месте современного театра) располагалась башня Мецената, та самая, с которой Нерон смотрел на знаменитый римский пожар, распевая песни собственного сочинения.
Сейчас мы поворачиваем на via Mecenate (8), проходим чуть вниз и оказываемся у входа в парк Оппия (9).
Эта обширная зелёная зона на Оппийском холме на некоторых картах обозначена, как Парк Траяна – видимо, из-за развалин одноимённых бань, которые мы и сейчас можем здесь увидеть (10). С этого места можно за 5-10 минут спуститься прямо к Колизею.
Недалеко от входа в парк расположен необычный памятник античной архитектуры и инженерной мысли – система водоснабжения этих бань – так называемые «Семь залов» (11). Там сохранились остатки огромных цистерн для подачи воды, одна из которых в средневековье служила кладбищем – из неё впоследствии извлекли множество скелетов.
Но холм Оппий интересен, главным образом, не банями, а Золотым Домом императора Нерона. Правда, с этим домом не всё ясно: судя по описанию современников дворец Нерона занимал площадь, гораздо большую, чем та зона на Оппии, где сейчас ведутся раскопки (12).
Несомненно, Золотой Дом охватывал весь холм и прилегающие окрестности, ведь даже на месте нынешнего Колизея располагался домашний бассейн Нерона. Так что мы, можно сказать, сейчас гуляем по покоям сумасбродного императора.
Посетителей в зону раскопок обычно не пускают, видимо, полноценный музей здесь появится позже. Очень жаль – хотелось бы воочию увидеть восьмиугольный обеденный зал Нерона, который, как предполагают некоторые исследователи, был выполнен вращающимся, да и многое другое. Ведь долгое время художники средневековья черпали свои сведения об античной живописи только по фрескам, найденным в откопанных залах Золотого Дома.
С места, где мы стоим, уже прекрасно виден Колизей (13). Он выглядит этаким островом древности в окружении современных улиц, по которым непрерывно проносятся автомобили. Это ещё один фирменный знак римских улиц: они полны временных контрастов.
Советую Вам потратить 5 минут и дойти до церкви Сан-Пьетро ин Винколи (14). Она интересна и сама по себе (там хранятся цепи святого Петра и можно увидеть "Моисея" Микеланджело).
Но главное в контексте нашей сегодняшней прогулки – вы сможете лишний раз оценить прелесть римских улочек: ну разве это не потрясающе, когда вы внезапно оказываетесь возле такой арки?
Она находится в двух шагах от церкви. И такая красота в Риме повсеместно.
Вернёмся к Колизею и начнём двигаться по via San Giovanni In Laterano (15) в восточном направлении.
Скоро слева от нас обнаружится неприметная церковь Сан-Клименте (16).
Это, наверное, самая «многослойная» церковь города: на нижнем уровне – фундамент римского дома времён республики (до нашей эры), выше – зажиточный дом I века нашей эры, тут же рядом остатки многоэтажного дома времён императорского Рима, а ещё выше – элементы древней церкви, построенной на этом месте в IV веке. Всё это можно обойти и осмотреть.
Пройдя по via San Giovanni In Laterano до конца, мы упрёмся в знаменитый Собор Сан-Джованни ин Латерано (17) – один из главных римских храмов.
После осмотра его достопримечательностей культурную программу на сегодня можно считать выполненной. Но наше знакомство с римскими улицами только начинается…
Маршрут 2 – В самом центре Вечного Города, или Античный Рим за один день
Встречаемся у метро Colosseo (1).
Сегодня мы будем гулять по самому сердцу Рима. Выходим к началу via Dei Fori Imperiali (2).
Слева от нас – одно из главных напоминаний о величии Древнего Рима – Форум (3). Если вас действительно интересуют античные улицы, советую отправиться именно туда. Нынешняя центральная улица Форума, берущая начало у Арки Тита, повторяет ход одной из древнейших улиц города – Sacra via.
По «священному пути» двигались полководцы во время Триумфа, чтобы, дойдя до храмов на Капитолии, вознести благодарственные жертвы богам.
Но мы отправимся не на Форум, а будем двигаться параллельно ему по via Dei Fori Imperiali. Главную улицу Рима выделить сложно, скорее, даже невозможно. Но если попытаться обозначить главные магистрали города, то улица, по которой мы идём, несомненно окажется в их числе – не по размерам, но по значимости. Её проложили совсем недавно – в первой половине XX века. Когда-то на месте нынешней via Dei Fori Imperiali располагался огромный комплекс Императорских Форумов. Следы некоторых из них и сейчас сохранились по бокам улицы, но большая часть развалин оказалась погребена под ней.
Сейчас слева от нас остатки Форума Цезаря (4), а впереди чуть правее – Форум Траяна (5). На Форуме Цезаря, кстати, по вечерам устраивают демонстрации роликов о том, как здесь всё выглядело когда-то.
А от Форума Траяна полностью сохранилось лишь одно сооружение – Колонна Траяна (6) – один из выдающихся памятников античного Рима. Подробнее про Форум и Колонну Траяна можно почитать здесь.
Вдоль via Dei Fori Imperiali расставлены статуи наиболее прославленных римских императоров, повсюду информационные таблички на двух языках (итальянском и английском), описывающие историю тех или иных развалин.
В конце улицы над всем окружающим пространством доминирует огромное белое здание – Алтарь Отечества (7).
Его построили в честь объединения Италии и в честь первого итальянского короля Виктора Эммануила II. Возводили эту махину долго – с 1885 по 1935гг. Однако привередливые итальянцы остались недовольны и надавали пафосному зданию насмешливых прозвищ, вроде «пишущей машинки» и «свадебного торта». Оно действительно не очень вписывается в окружающий пейзаж, но что поделать? Зато Алтарь Отечества – одна из лучших обзорных площадок Рима, а внутри него располагается музей Рисорджименто – движения борьбы за независимость Италии.
Давайте ненадолго свернём в сторону, на via S.Pietro in Carcere (8), отсюда открывается отличный вид на римский Форум.
Римских чаек, похоже, забавляет всеобщий интерес к этим развалинам.
А если подняться вверх по via Di Monte Tarpeo (9), можно оказаться в том месте, где, по мнению многих исследователей античности, находилась вершина Тарпейской скалы. Оттуда сбрасывали вниз граждан Рима, приговорённых к смерти за измену.
Вернёмся к Алтарю Отечества и обогнём его с северной стороны. Остановитесь возле неприметной постройки у подножия Капитолия (10). Это, возможно, единственная сохранившаяся в городе инсула – многоэтажный дом периода расцвета Римской Империи (первые столетия нашей эры).
Удивительно, но такие дома были очень распространены в Риме, население которого было просто невероятно велико для того времени – 1,5-2 млн. человек. Как и сейчас, состоятельные люди часто сдавали жильё в аренду. Престижнее, кстати, было жить на нижних этажах: к ним порой был даже подведён водопровод!
А вверху ютились бедняки, часто не успевавшие покинуть инсулу во время пожара. Пожары были нередки, ведь огонь для готовки и отопления разводили в жаровнях прямо внутри здания.
Рядом с инсулой располагается лестница, ведущая на вершину Капитолия.
Вообще-то, туда ведут две лестницы: парадная Кордоната авторства Микеланджело (11) и лестница Aracoeli (12), поднимающаяся к одноимённой церкви, через которую также можно выйти на Капитолийскую площадь.
На лестнице Aracoeli у туристов принято присаживаться перекусить.
Как и практически везде на улицах Рима, перекус проходит под придирчивым надзором местных чаек.
Между прочим, птицы занимают важное место в истории города: кто не слышал о гусях, которые спасли Рим? По легенде именно в храме на месте нынешней Aracoeli содержали тех самых гусей, которые разбудили защитников крепости на Капитолии и не позволили галлам захватить город.
Описание Капитолийских музеев уведёт нас слишком далеко, поэтому я просто констатирую, что посетить их нужно обязательно. А сейчас предлагаю, вернуться к Алтарю Отечества и пройти к площади Венеции (13). На ней находится Палаццо Венеция (14) – дворец 1455г, долгое время служивший представительством Венецианской республики в Риме.
Оцените былое влияние Венеции – немногие государства удостоились специально построенного дворца в центре Рима да ещё на одноимённой площади. Но Венецианская республика не дожила до XIX века, и впоследствии дворец использовался для различных городских нужд. В XX веке в нём обосновался штаб фашистской партии, и Муссолини любил произносить речи с балкона Палаццо Венеция.
Кстати, на доме невдалеке отсюда привлекает к себе внимание закрытый балкон.
Это балкон матери Наполеона, которая жила в Риме и в годы могущества своего сына, и уже после его смерти.
Идём мимо Палаццо Венеция на запад по via Botteghe Oscure.
Вскоре по левой стороне обнаружится вход в музей «Крипта Бальба» (15). Одним из римских театров, о которых мы начали говорить в ходе прошлой прогулки, был Театр Бальба, построенный в 13г. Это был самый маленький, но и самый элитарный из римских театров – сюда ходила знать. Следов от этой постройки почти не осталось, и долгое время историки вообще не представляли, где он находился. Но позже местоположение театра установили: судя по всему, его развалины покоятся сейчас под via Botteghe Oscure и другими близлежащими улицами. А Крипта Бальба представляет собой ещё один «слоистый» музей Рима. Тут можно увидеть фрагмент портика театра, остатки комнаты отдыха для зрителей, а также фрагменты римских зданий разных эпох. В некоторых местах музея, на глубине, можно пройтись по откопанной античной улице, возле дверного проёма древнего римского дома.
Двигаясь дальше по via Botteghe Oscure, переходим несколько улиц, пока не выйдем на просторную площадь с высокой башней. В центре площади – большая огороженная археологическая зона, так называемая «Area Sacra» (16).
Здесь в начале XX века археологи нашли развалины четырёх античных храмов и много других слоёв древнеримской цивилизации, в частности – остатки общественного туалета. Но в первую очередь это место знаменито тем, что именно здесь, у входа в театр Помпея, был убит Юлий Цезарь.
Исследователи вполне точно указывают место убийства: слева от круглого храма, если смотреть на зону с той стороны, откуда мы пришли. Говорят, что в марте, в годовщину убийства, на этом месте всегда появляются цветы – так современные римляне до сих пор чтят Цезаря.
Археологическую зону можно изучать долго, найденные здесь храмы подробно описаны в путеводителях. Я же отмечу, что прямо перед Area Sacra расположен римский кошачий приют, куда может зайти любой желающий. Коты свободно перемещаются по всей «священной зоне», добавляя положительных эмоций глазеющим по сторонам туристам.
Но вернёмся к разговору о римских театрах. Театр Помпея, который я только что упоминала, был самым большим и самым старым римским театром. Его освятили в 55г до н.э., и в то время он вмещал около 40 000 зрителей. Со временем, вместе со всем Римом театр пришёл в упадок, и сейчас от него не осталось даже обломков, за исключением нескольких камней на Area Sacra. Но следы Театра Помпея всё же можно обнаружить весьма неожиданным образом.
Если прогуляться по улочкам с западной стороны от Area Sacra, между церковью Санта-Андреа делла Валле (17) и Кампо деи Фьори (18), можно заметить, что многие дома здесь странным образом изгибаются.
Объясняется это просто: дома на этих улицах стоят на участках фундамента Театра Помпея и повторяют его полукруглую форму. В одном из таких домов работает отель «Театр Помпея».
Двигаемся дальше. К слову, тот участок города, по которому мы сейчас гуляем, в древности назывался Марсовым полем. Его точные границы установить сейчас трудно, но всё же интересно отметить этот факт: свои Марсовы поля есть и в Париже, и в Санкт-Петербурге, а пошло всё, как обычно, с Древнего Рима.
Из-за церкви Санта-Андреа делла Валле выныриваем на широкую via Corso Vittorio Emanuele II и проходим чуть выше, до piazza Pasquino (19). Остановимся здесь возле Пасквино – самой известной «говорящей» римской статуи.
Эта скульптура появилась в XVI веке, и сейчас уже толком не скажешь, кого она изображает. Но впоследствии на ней стали появляться надписи, высмеивающие представителей власти и вообще – существующие порядки. Легенда гласит, что примерно в то время недалеко отсюда жил портной по имени Пасквино. У него часто собирались друзья, любившие крепко высказаться на актуальные вопросы. Через какое-то время портной умер, а потребность спустить пар у людей осталась – вот и стали писать на статуе, которую с тех пор и назвали Пасквино. Кстати, отсюда происходит слово «пасквиль», хорошо знакомое нам. В Риме есть ещё несколько «говорящих» статуй, но они заговорили значительно позже Пасквино.
Ну а мы выходим на piazza Navona (20). Эта римская площадь своими контурами повторяет древний стадион Домициана, построенный в 85г. Здесь в основном проводились спортивные состязания (атлетика, борьба и т.п.) Арена вмещала 30 000 зрителей – всё в Риме делали с размахом. С северной стороны, за площадью открыт музей развалин стадиона, да и на самой пьяцца Навона множество достопримечательностей. Не буду описывать их подробно, остановлюсь только на забавной легенде, связанной с церковью Сан-Аньезе ин Агоне (21) и Фонтаном Четырёх Рек напротив неё.
Церковь создал Борромини, а фонтан – Бернини. Оба были выдающимися мастерами и очень не любили друг друга (так у гениев Возрождения часто было заведено). Отсюда и родилась легенда: одна из фигур фонтана как бы закрывается в ужасе рукой от церкви, опасаясь, что она скоро рухнет. Такой, якобы, был «привет» от Бернини к Борромини. Эта легенда, конечно, вымысел чистой воды, но ведь и вправду забавно.
Идём от пьяцца Навона в восточном направлении.
Неважно, по какой улице вы пойдёте, примерно через 10 минут вы всё равно окажетесь у Пантеона (22), доказано моим опытом.
Думаю, описание этого выдающегося памятника архитектуры выходит далеко за рамки этой статьи, поэтому будем считать, что мы просто прошли мимо. Хотя, конечно же, если вы там ещё не были, я очень рекомендую вам побродить вокруг и зайти внутрь (тем более, что вход бесплатный).
От Пантеона двигаемся дальше по via D. Pastini. Вскоре мы выйдем на piazza Del Pietra и увидим сравнительно современное здание, с вделанными в него античными колоннами (23) – образчик типичной римской архитектуры.
Эти колонны когда-то находились в храме Адриана, который до нас не дошёл. Наша сегодняшняя прогулка подходит к концу. Выходим на via Del Corso (24) – одну из главных улиц современного Рима – и идём вниз до площади Венеции. На таких улицах, как via Del Corso, множество магазинов, ресторанов и бутиков – уверена, вы с пользой проведёте этот вечер.
Маршрут 3 – В районе холма Пинчо, или Парадный Рим эпохи Возрождения
Сегодня на нашем пути будет гораздо меньше античности и гораздо больше пышной красоты позднего средневековья. Начнём прогулку недалеко от метро Spagna (1).
Мы находимся, наверное, в самом романтичном уголке Рима – на Испанской площади (2). Своё название она получила благодаря представительству испанских королей, издавна находившемуся здесь (сейчас тут по-прежнему испанское посольство).
На площади сразу приковывает к себе внимание грандиозная лестница в стиле барокко, построенная в 1725г. Она тоже называется Испанской и, право же, на меня она произвела неизгладимое впечатление даже на фоне других римских красот. После недавней реставрации лестница вся утопает в цветах, на ступенях повсюду влюблённые парочки, атмосфера здесь всегда удивительно жизнерадостная. Наверху высится церковь Тринита деи Монте (3), находившаяся с давних пор под покровительством французских королей. Французские монархи были близкими родственниками испанских, и изначальная идея создания лестницы состояла в том, чтобы символически связать французскую церковь и испанское посольство.
У подножия лестницы примостился прелестный фонтан Баркачча («Лодочка») 1629г авторства старшего Бернини.
Также на площади можно отыскать английский след: во-первых, здесь в одном из домов жил и умер поэт Китс, а во-вторых, уже больше 100 лет тут работает старинная английская чайная Babington.
Мы сейчас находимся у подножия холма Пинчо. В античные времена это была загородная область, где знатные римляне строили свои «дачи» и разбивали сады. Впоследствии окрестности холма оказались уже в пределах городской черты, но сады остались и даже расширились: уже новая знать облюбовала приятное местечко – такие семьи, как Медичи и Боргезе, обустроили здесь свои виллы, сохранившиеся до наших дней.
Будем двигаться вдоль Пинчо по via Del Babuino (4). Улица была проложена ещё в XIV веке, но нынешнее своё название получила только в конце XVI столетия. Тогда здесь установили фонтан со столь уродливой статуей, что острые на язык римляне прозвали её Бабуином, а потом эта кличка закрепилась и за улицей.
Вскоре мы выйдем на пьяцца дель Попполо (5) – большую площадь с египетским обелиском в центре.
Туристов здесь всегда много: и на самой площади хватает достопримечательностей, да и гулять по via Del Corso (6), которая идёт от пьяцца дель Попполо до самого центра Рима, можно целый день.
В северном конце площади работает музей Леонардо да Винчи (его музеи есть, похоже, во всех туристических городах). Здесь же рядом старинная церковь Санта-Мария дель Попполо (7), в которой можно увидеть несколько работ одного из самых загадочных гениев Возрождения – Караваджо.
Предлагаю подняться на обзорную площадку холма Пинчо (8).
В парке наверху отдохнём и наберём питьевой воды в фонтанчике. При желании, в парке виллы Боргезе можно гулять целый день: здесь множество небольших музеев.
Мы же, увидев всё интересное, спускаемся обратно на пьяцца дель Попполо. Обратите внимание: с высоты хорошо видны бывшие городские ворота – Порта дель Попполо, оставшиеся от древней крепостной стены Аврелиана III века.
Выходим с площади через центральный проход между симметрично расположенными церквями и двигаемся вниз по via Di Ripetta (9). Через 5 минут по левой стороне мы увидим огромную круглую постройку, огороженную забором и плотным рядом деревьев.
Это – Мавзолей Августа (10), возведённый более 2000 лет назад. Когда-то сверху стояла статуя императора, но до наших дней она не дошла.
Невдалеке от Мавзолея, чуть ближе к реке находится музей, в котором выставлена ещё одна античная постройка, связанная с Августом, – Алтарь Мира (11). Его начали строить 13г до н.э. в честь мира, установившегося в Риме после победы Августа над Марком Антонием.
Обломки Алтаря отыскали только в XIX веке под одним из римских дворцов. Долгое время исследователи не представляли, как извлечь на поверхность элементы здания, не повредив современные строения. При Муссолини, однако, были предприняты титанические усилия, чтобы Алтарь Мира был восстановлен. Здание извлекали из земли буквально по кусочкам, заливая бетоном образовавшиеся проёмы и даже морозили грунтовые воды специальным газом. В результате в 1938г, в ознаменование 2000-летнего юбилея Августа, восстановленный Алтарь Мира был открыт для посетителей (правда, не на том месте, где он стоял в античности). В принципе, отдельные его элементы можно увидеть и с улицы, не заходя в музей. Тут же плиты с полным текстом завещания Августа.
Рядом с музеем расположен необычный фонтанчик (12), вода в который поступает тонкой струйкой, текущей прямо по стене. На ступенях перед фонтаном – привычная для Рима картина: отдыхают утомлённые туристы под пристальными взглядами непуганых чаек. Эти птицы здесь действительно ничего не боятся, мне кажется, при желании их можно легко брать на руки, правда, никто благоразумно этого не делает.
Выйдем к мосту Ponte Cavour (13) и полюбуемся видами Тибра. Видно, что река сильно обмелела за прошедшие века, но глаз всё равно радуется открывающимся видам.
А вот некая римская старушка плывёт на лодке по своим будничным делам. Честно говоря, такую картину скорее ожидаешь увидеть в Венеции, чем в Риме, но вот поди ж ты.
Идём на восток по via Tomacelli (14) и оказываемся в бурном людском потоке на via del Corso.
Начинаем движение вниз по этой улице. Помните, я говорила о том, что большие улицы в старых городах, как правило, проложены относительно недавно? Так вот, via del Corso – исключение из правила: она проходит в том месте, где ещё в античные времена проходил городской участок Фламиниевой дороги. Кстати, на этой улице мне повстречался небольшой привет из России. Похоже, наша Маша популярна в Европе.
Минут через 15 неспешной ходьбы справа от нас окажется piazza Colonna с Колонной Марка Аврелия (15).
Она появилась в конце II века, конечно же, под впечатлением от Колонны Траяна. Исследователи отмечают, что проработанность деталей на Колонне Марка Аврелия явно уступает Траянской, кроме того, сюжеты отличаются большей жестокостью – возвышенная античность в то время уже начинает уступать место дикому средневековью.
Пройдём ещё чуть ниже по via del Corso и свернём налево – на via Delle Muratte. В конце этой улице нас ждёт самый знаменитый римский фонтан – Фонтан Треви (16), построенный в 1762г.
В плане популярности у туристов это место наверно не имеет себе равных в Риме: площадь перед фонтаном всегда, более или менее, забита народом. Из-за этого обстановка здесь суетливая – непрерывная толчея и толкотня. Каждый хочет кинуть в фонтан монетку (есть даже градация: 1 монета – вернуться в Рим, 2 монеты – встретить любовь, 3 монеты – к свадьбе и т.п.). Говорят, за год власти города извлекают из Фонтана Треви монет, в общей сложности, на 1,5 млн. EUR.
Здесь заканчивается наша прогулка. Думаю, и сегодня вы не остались разочарованными увиденным.
Маршрут 4 – Вокруг холма Квиринала, или Прогулка для последнего дня в Риме
Так получалось, что самолёт Рим – Москва, на котором я должна была лететь домой, всегда оказывался вечерним. В этом случае у вас оказывается практически целый дополнительный день для прогулок по Вечному Городу, но при этом приходится постоянно смотреть на часы, чтобы не опоздать на вокзал. Сегодня я предлагаю вам прогуляться по маршруту с конечной точкой на вокзале Термини, где большинство туристов садится на аэроэкспресс или на поезд, чтобы уехать в другой город.
А начнём мы нашу прогулку рядом с метро Cavour (1).
Двигаемся вниз по одноимённой улице, и оказываемся перед Колизеем. Да, я помню, что мы здесь уже гуляли, но в последний день в Риме всегда хочется ещё раз взглянуть на Колизей, такая у меня традиция.
Впрочем, особо здесь не задерживаемся: минуя via Dei Fori Imperiali (2), идём к развалинам Форума Августа (3). К слову, здесь, в центре Рима частенько устраивают своеобразное авиашоу: периодически в воздухе проносятся самолёты, оставляя за собой в небе цвета итальянского флага.
От Форума Августа сохранилось немногое, выделяется, пожалуй, только приземистая арка, в которую практически упирается узкая средневековая улочка via Baccina (4). Заметьте, насколько выше уровень этой улицы, по сравнению с откопанным уровнем Форума – здесь можно представить, как сильно поднялся вверх римский культурный слой со времён античности.
Пройдём до конца по via Baccina, здесь явственно ощущается атмосфера средневекового Рима.
Затем два раза поворачиваем налево и движемся в обратном направлении по via Panisperna (5).
Вскоре мы окажемся на оживлённом перекрёстке. Слева – вход в музей Рынка Траяна (6), а чуть дальше, в проёме между зданиями видна Колонна Траяна (7).
Возле Колонны мы уже были, а сейчас наш путь лежит на Квиринал. Идём вверх по via XXIV Maggio (8), уклон у этой улицы весьма приличный.
Проходим мимо массивной лестницы слева и оказываемся на площади с египетским обелиском перед Квиринальским дворцом (9).
Квиринал – самый высокий городской холм – уже давно является центром политической жизни Рима и всей Италии. В 1573г Папа Григорий XIII построил здесь свою летнюю резиденцию – тот самый дворец, перед которым мы сейчас стоим. После падения папства здание приглянулось итальянскому королю, который здесь и обосновался. Ну а после того, как референдум 1946г отменил монархию, как-то само собой получилось, что и президенты Италии стали жить в Квиринальском дворце.
Мне больше всего понравился бравый гвардеец, несущий здесь караул, интересно – они тут все такого роста? Любят всё-таки итальянцы пустить пыль в глаза.
За дворцом чуть выше по via Del Quirinale расположены два небольших парка (10, 11), где мы сможем передохнуть. Между ними – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (12), построенная Бернини.
Если в Риме вы видите что-то созданное Бернини, то рядом надо искать какое-то творение его главного соперника – Франческо Борромини. И действительно, чуть выше по via Del Quirinale, перед площадью Четырёх Фонтанов (13) спряталась маленькая церковь Сан-Карло Куаттро Фонтане (14). Обязательно загляните внутрь – оцените мастерство этого мрачного гения, столь искусно «игравшего» криволинейными выпуклостями и вогнутостями в своих творениях.
Площадь Четырёх Фонтанов, на которой мы находимся представляет собой маленький, но весьма оживлённый перекрёсток. Сами фонтаны расположены по углам домов, образующих этот перекрёсток, я даже не сразу сообразила, где они.
Идея такого оформления площади возникла у Папы Сикста V в конце XVI века. Фигуры на фонтанах символизируют римскую реку Тибр, флорентийскую реку Арно, богиню Диану и богиню Юнону.
С этого перекрёстка на трёх улицах впереди открываются виды на египетские обелиски, соответственно на Квиринале, Испанской лестнице (15), и площади перед церковью Санта-Мария Маджоре (16).
Пройдём ещё выше по via XX Settembre (17), пока на очередном перекрёстке не увидим монументальный Фонтан Моисея (18).
Здесь поворачиваем направо и по via V.E. Orlando выходим на площадь Республики (19).
В центре неё расположен фонтан Наяд, появившийся в 1901г, а впереди вниз уходит одна из главных улиц современного Рима – via Nazionale (20) (её проложили только в конце XIX века).
На площади Республики можно заглянуть в церковь Санта-Мария дельи Анджели (21), внутри которой сохранились остатки древнеримских бань – Терм императора Диоклетиана.
Бани занимали обширную территорию, на которой сейчас находится одно из зданий Национального римского музея (22), посвящённого термам, и вообще – римским древностям. Если время у вас ещё есть, очень рекомендую вам его посетить.
Если же времени мало, просто прогуляемся по небольшой площадке перед музеем, куда пускают бесплатно.
Величественные развалины, чайки и коты – неплохой набор ассоциаций для Рима, как вы считаете?
Выходим через ворота на piazza Dei Cinquecento (23) и оказываемся прямо перед вокзалом Термини (24). Здесь наша прогулка заканчивается.
Напоследок
Ну вот мы и прошлись по улицам Рима. Конечно, увидеть всё интересное в этом городе за несколько дней невозможно. Многие интереснейшие районы и достопримечательности Рима даже не упоминаются в этой статье – нельзя объять необъятное. Но нашей целью было прочувствовать атмосферу улиц Вечного Города, и я думаю, что нам это удалось. Поэтому мне остаётся только пожелать тем, кто ещё ни разу не был в Риме, - побывать там, а всем остальным – побывать там ещё не раз. Уверена, этот город никого не оставит равнодушным.