В детстве я очень любила лошадей. Просто до обморока. И, разумеется, приехав с родителями в Санкт-Петербург (тогда в Ленинград), я увидела удивительный мостик, по бокам которого красовались 4 каменные изваяния работы замечательного скульптора Петра Карловича Клодта, он сразу стал для меня одним из любимых мостов в Северной столице.
Конечно, в каждой скульптуре было по два участника – человек и конь, но моё детское внимание привлекли именно мастерски выполненные фигуры лошадей. Потому рассказать вам об этом с детства любимом мною месте я просто обязана.
Как добраться до Аничкова моста
Аничков мост переносит через речку Фонтанку на своей спине знаменитый Невский проспект. Вот по этой-то, как в старину говорили, «Невской першпективе» вы и можете дойти сюда, следуя от станций метро «Гостинный двор» или «Маяковская», как указано на картах.
История появления Аничкова моста
Разумеется, чтобы выдерживать нагрузку от транспорта и многочисленных толп пешеходов, этот мост – очень крепкий товарищ! И по меркам возраста самого Санкт-Петербурга, основанного в 1703 году, он также имеет весьма почтенные лета.
В 1715 году царь Пётр I распоряжается проложить «На Фонтанной реке» переправу, вдоль которой протянется строящийся в ту пору важнейший петербургский путь – Невский проспект.
Поначалу этот мост, построенный в конце весны 1716 года, был деревянным. Пока берега рек ещё не были одеты в гранит, Фонтанка разливалась на ширину около 200 метров. В месте соединения её берегов для Невского проспекта начальная переправа имела значительно большую протяженность, чем нынешний Аничков мост – 150 метров. Возводился она силами военных инженеров под началом подполковника Михаила Аничкина.
В 1721 году произошла первая реконструкция, необходимая в силу объективных причин. Нужно было сделать разводной среднюю часть моста, так как по очищенной Фонтанке началось судоходство. Да и сам мост значительно расширили. Он стал 18-пролётным.
С ростом города увеличивались и нагрузки на переправу, которую несколько раз ремонтировали и перестраивали. В 1749 году по проекту С. Волкова строится новый, вновь деревянный мост, который теперь уже не имеет разводной части. Есть легенда, согласно которой он должен был быть значительно укреплён для того, чтобы была возможность провести по нему слонов, которых шах Ирана подарил русскому царю.
До конца XVIII века по реке Фонтанке пролегала городская граница, и Аничков мост выполнял роль дополнительного КПП.
Когда город разросся, застраиваясь на пригородной территории, решено было облагородить Фонтанку, облицевав её в камень и сделав ступенчатые спуски к воде. Дело дошло и до модернизации мостов, коих через реку было возведено семь. Сегодня в виде той реконструкции сохранились два из них: Старо-Калинкин и Ломоносовский.
По их внешнему виду можно представить себе, как выглядел и их собрат – Аничков мост. Теперь средняя часть этой переправы вновь была сделана разводной для пропуска небольших корабликов и грузовых барж.
В декабре 1840 года Николай I утверждает новый проект Аничкова моста, представленный инженерами И. Ф. Буттацем и А. Х. Редером, так как его снова требовалось сделать шире и надежней.
Ведь теперь вдоль курсировали уже не единичные экипажи и гужевые повозки. Торжественное открытие новой переправы состоялось в начале 1842 года. Именно таким мы с вами и видим сегодня этот мост.
Теперь его опоры и пролёты были также облачены в гранит. Появилась уникальная чугунная решетка перил, исполненная по рисунку немецкого архитектора К. Шинкела. (Подобная ей уже украшала Дворцовый мост в Берлине). Здесь перед нами предстают подводные чудо-жители – морские коньки и русалки.
По бокам моста были установлены гранитные помосты для статуй, которыми и стали те самые «кони и люди», так поразившие своим великолепием меня в детстве. Создана эта композиция, которая называется «Укротители коней» замечательным скульптором П. К. Клодтом. О её истории расскажу подробнее позже.
Мост получился по виду весьма славный, но вот при его конструировании всё же были допущены значительные огрехи (как в ой поговорке "хотели, как лучше, а получилось..."), что привело в начале XX века к необходимости новой серьёзной реконструкции. Она происходит в 1906–1908 годах под началом инженера-архитектора П. В. Щусева.
Сегодня Аничков мост имеет протяженность в 55 метров, его ширина ровняется 38 метрам. По нему осуществляется движение транспорта и есть тротуары для пешеходов-туристов.
Название моста
Поначалу так и хочется назвать этот мост Анечкин. И вот уже ты представляешь себе очередную городскую легенду, на которую так щедр Петербург.
Но, увы, никого из Аннушек или Анечек, замешанных в романтических историях, мы с вами подозревать не вправе. Всё гораздо прозаичнее. Мост через Фонтанку официально назвали «Невским», но потом переименовали в Аничков, так как его первоначальным строительством руководил, как я уже упоминала, инженер с такой вот фамилией. Кстати, ударение здесь правильно ставить на букву «и».
Укрощение «строптивых»
Какая идея мастера была положена в его скульптурную композицию, нам можно только додумывать. То ли подчинение природы, то ли метафоричное покорение собственных страстей... Уже у Петра Карловича не спросить. Но сегодня благодаря его трудам перед нами предстаёт прекрасная бронзовая группа под общей темой «Укрощение коня».
На западной стороне Аничкова моста в 1841 году расположились фигуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Восточный берег в ту пору украшали подобные им, только выполненные из гипса, выкрашенного под бронзу. Так случилось в силу того, что как только появлялись отлитые им на замену, их указом царя Николая I сразу же кому-то дарили. То прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, то сицилийскому правителю, к которому они отправились в Неаполь в благодарность за хлебосольство, оказанное русской императрице, гостившей в Италии.
Ещё 3 копии украсили Петергоф, Стрельню и усадьбу Голицыных в московских Кузьминках.
Быть может, ощущая мистику ситуации, происходящей на протяжении нескольких лет с его трудами, Клодт решает уже не повторять прежнего вида скульптур, а создаёт новые, словно развивая идею ансамбля. Вот в 1851 году и увидели свет все четыре стадии укрощения вольнолюбивого животного.
Если приглядеться, то можно увидеть, что лошадки, смотрящие в сторону Адмиралтейства, подкованы.
А кони, находящиеся на противоположном берегу Аничкова моста, – нет. По этому поводу существует предположение, что мастер таким образом отразил некоторые бытовые подробности Петербурга тех времён. Оказывается в XVIII веке на Литейном проспекте тогда находились кузницы. Вот и шли от него уже «подкованные» кони, а другие как раз «направлялись на эту непременную для скаковых лошадей процедуру».
И раз разговор пошёл о легендах, то уместно вспомнить ещё одну – про взаимоотношения Николая I и его скульптора. Говорят, что царь перестал жаловать Клодта после одного события, которое имело место произойти именно на Невском проспекте. У скульптора были отменные рысаки, да вот управлял ими кучер-шельма. Любил он обгонять все мимо проезжающие экипажи.
И так он однажды увлёкся в своём стремлении оставить позади себя очередную карету, что обставил экипаж самого императора. Царь в тот раз лишь погрозил Клодту своим величавым перстом. Пётр Карлович провёл «проникновенную» беседу с кучером, и вроде всё улеглось. Но не тут-то было! Его слуге словно шлея под хвост попала. И он, случайно встретившись с царским кучером, может быть, в кабаке, а, может, где-то ещё, принял его вызов на повторное состязание.
И нужный момент не заставил себя долго ждать. Вновь встретились экипажи противоборствующих кучеров-забияк, и вновь выиграл Клодтовский кучер. На сей раз царь уже не пальчиком шутливо погрозил, а целым кулаком потряс. И быть бы, наверное, беде для бедного скульптора, но на выручку пришли именно бронзовые кони для Аничкова моста.
При виде готовых фигур сердце восхищенного императора смягчилось. Он недвусмысленно спросил Клодта «Это – они? - прозрачно намекая на то, что тот лепил их со своих прекрасных коней, обогнавших его экипаж. – Ну, за этих, бронзовых, прощаю». Только вот потом, как нарочно, и последовали те постоянные подарки подготовленных Клодтом скульптур для моста, которых мастеру приходилось подменять гипсовыми аналогами. Да ещё после тех событий император любил ёрничать, говоря что Клодт «делает лошадей лучше, чем жеребец».
Правда это, или городские вымыслы, но, тем не менее, сегодня мы с вами можем лицезреть следующий сюжет, запечатленный в этой скульптурной группе:
- Атлет ведёт под уздцы покорного коня, в голове которого, видимо, зарождается дерзкий план освобождения.
- Конь начинает сопротивляться человеку, а тот пытается усмирить его внезапный порыв.
- Конь почти одолевает своего хозяина. Его свободе мешает лишь узда, крепко удерживаемая человеком в левой руке.
- Человек укрощает разгоряченное животное, крепко сжимая его уздечку двумя руками.
Аничков мост в XX-XXI веках
Во время блокады Ленинграда скульптуры Клодта были сняты с постаментов моста, который впоследствии получил повреждения из-за бомбардировок фашистов. На одном из гранитных постаментов есть памятная доска около места, которое специально не отреставрировано и имеет след-ранение, оставленное одним из снарядов очередного артналёта врага.
Теперь эта переправа также является одним из красноречивых памятников блокадного Ленинграда.
Сама конструкция моста не была сильно нарушена, потому городу удалось обойтись без капитального ремонта. В середине 90-х годов была предпринята реконструкция чугунных решеток, вновь отлитых силами Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске, о чём свидетельствует эмблема на перилах. В 2008 году произведена реконструкция пролётов Аничкова моста и его кирпичной арочной кладки.
Любимый петербургский мост
Я не зря захотела вам рассказать про это замечательный мост в Северной столице.
Его любят и знают во всём мире. Поэты слагают, связанные с ним стихи, художники запечатлевают его на своих полотнах, да и все туристы сегодня непременно делают в этом месте селфи. Кстати, именно на Фонтанке близ Аничкиного моста располагается небольшой причал туристических катеров и корабликов.
В погожие дни навигационного сезона вас постоянно зазывают на морские прогулки и экскурсии. Кстати, в ветреное время не стоит опасаться замёрзнуть при этом маленьком замечательном путешествии. Обычно на всех судах теперь имеются одеяла и пледы, которыми при желании можно воспользоваться. А когда вы выходите из Фонтанки в акваторию Невы, дух просто захватывает от величия открывающегося вида! Однажды летом мы с семьёй прокатились подобным образом уже под вечер. И было ощущение, что наш кораблик просто окунулся в красное зарево солнечного заката. Я очень советую вам не спешить пройти мимо пусть порой и не в меру настойчивых «зазывальщиков на экскурсию».
Такая поездка, начавшаяся от Аничкова моста, добавит вам лишь положительные впечатления!Интересен тот факт, что в Санкт-Петербурге сегодня существуют даже мини отель и ресторан с таким вот названием.
Всё это подтверждает, что Аничков мост давно уже стал символом нашего замечательного города!