Реалисты, требовавшие невозможного
В те далекие времена, когда грамотных людей побаивались и даже считали колдунами… Когда человек мог за всю свою жизнь не увидеть ни одной книги… Когда мудрость греческой философии и римского права казалась королям, князьям и баронам несусветной глупостью… Словом, посреди дремучего Средневековья, словно подснежники на почерневшем мартовском снегу, в Европе стали появляться университеты.
Один из них возник в 1257 году в Париже и сегодня известен под собирательным именем Сорбонна (la Sorbonne). В ту пору в университетах изучали преимущественно богословские дисциплины и в первую очередь штудировали Библию, известную тогда в Европе лишь в латинском переводе. Вообразите, до XVI века смельчаков, пытавшихся перевести Священное писание на европейские языки, отправляли прямиком на костер! Словом, латынь в XIII веке была для всей мало-мальски просвещенной Европы языком межнационального общения.
Вот и преподаватели, и студенты Сорбонны, особенно приехавшие из других стран, говорили между собой исключительно на латыни. А потому холм Святой Женевьевы (Sainte-Geneviève) – небесной покровительницы Парижа – на левом берегу Сены, где расположились учебные заведения, стали называть Латинским кварталом (Quartier latin).
Когда я попал сюда впервые, память о моей учебе на французском отделении факультета иностранных языков была еще очень свежа, и потому с особым интересом я вглядывался в лица моих почти ровесников, которым выпала удача учиться в Париже. Да, латынь на улочках Латинского квартала теперь не слышна, но от этого студенческий город в городе ничуть не потерял своего очарования.
История. Дом господина де Сорбона
Надо признаться, изначально Сорбонна университетом не была, она сперва получила статус коллéжа (college), то есть попросту – собрания. А еще точнее, называлась она Сорбоннским домом, по имени его основателя Робера де Сорбона (Robert de Sorbon), теолога, духовника французского монарха Людовика IX Святого. Открылся коллеж каноника Сорбона по благословению папы римского Александра IV, но на деньги короля Людовика.
Первый набор составил всего 16 школяров, вернее схоларов – по четыре от каждой нации, отправившей своих будущих богословов учиться «во французской стороне, на чужой планете»: немцев, англичан, итальянцев и, конечно, самих французов. Тут же бедные во всех отношениях студенты и жили. Вот так появились первые студенческие общежития!
Очень скоро число студентов в Сорбоннском доме стало расти, а слава о нем пошла по всему католическому миру. Учились в Сорбонне целых десять лет. Выпускной экзамен длился 12 часов без перерыва и больше напоминал перекрестный допрос: не получавшему полсуток ни еды, ни воды абитуриенту два десятка сменявших друг друга экзаменаторов задавали вопросы, один каверзнее другого. Вот, например, самый простой: «Сколько бесов может уместиться на кончике иглы?» Выдержавшим испытание присваивали звание доктора Сорбонны и венчали особой докторской черной шапочкой.
Авторитет коллежа мало-помалу укрепился настолько, что постепенно Сорбонна объединила разные учебные заведения Парижа и стала крупнейшим французским университетом. Много помог развитию Сорбонны кардинал Ришелье (на самом деле Ришельё, конечно), он даже был некоторое время ее канцлером – так называлась в его эпоху должность ректора. Знаменитая церковь Сорбонны (точнее капелла Святой Урсулы Сорбоннской, на фото вверху), ставшая архитектурным символом университета, была построена по его приказу. Причем в ее проект сразу включили надгробие вполне себе здравствовавшего кардинала. Нетрудно догадаться, что именно тут Ришелье и похоронили, когда пробил его час.
Но спустя полтора столетия, в лихие 90-е XVIII века, во время Великой французской революции, саркофаг кардинала вскрыли и посмертно казнили его! Тело бросили в Сену, голову таскали по Парижу, а после отдали играть мальчишкам с бульвара Сен-Мишель. Вместилище разума кардинала забрал у ребятишек гражданин Николя Армез. Голова хранилась у его потомков до 1866 года, пока император Наполеон III не потребовал отдать ее государству. То, что осталось от тела Ришелье, наконец-то вернули на место.
В 1470 году именно в Сорбонне четыре приезжих немецких специалиста основали первую типографию Парижа. Одновременно в университете была открыта библиотека имени Святой Женевьевы. Сейчас в ней более 2 миллионов томов.
После молодежной революции мая 1968-го, когда студенты вышли на баррикады, требуя реформы высшего образования (впрочем, не только), Парижский университет разделился на тринадцать высших учебных заведений. Все они, объединенные «брендом» Сорбонны, носят название «Париж» с прибавлением римской цифры – от I до XIII. И каждый силен в подготовке по своему направлению. Скажем, Университет Париж I – Пантеон-Сорбонна (Université Paris I – Panthéon-Sorbonne) дает основательные знания по экономике, менеджменту, праву и политологии, социальным наукам, математике и информатике, искусству и археологии. А Университет Париж V имени Рене Декарта (Université Paris V René Descartes) – известный медицинский вуз, где вдобавок преподают фармацевтику и стоматологию.
В Сорбонне работали знаменитые ученые и философы – Гей-Люссак, Лавуазье, Пастер и даже поэт непростой, мягко говоря, судьбы – Франсуа Вийон. Здесь трудились лауреаты Нобелевской премии по физике: супруги Пьер Кюри и Мария Кюри-Склодовская (французы предпочитают ставить на первое место фамилию ее мужа, а поляки – конечно, наоборот!).
Как добраться
У Латинского квартала четких границ нет.
Условно можно расположить его на карте в пределах V и VI округов. То есть на западе у квартала – Люксембургский сад, на юге – бульвары Монпарнас, Пор-Рояль и Сен-Марсель, на востоке – бульвар Опиталь (Госпитальный) и набережные Сены, на севере – все та же Сена.
Едем в Латинский квартал на метро
- Если вы движетесь с запада, вам надо доехать до станции «Люксамбур» («Luxembourg»), что на бульваре Сен-Мишель напротив Парижской высшей национальной школы горного дела (École nationale supérieure des mines de Paris, она на снимке вверху) и напротив Люксембургского сада, конечно.
- С юга едем до cтанции «Пор-Рояль» («Port-Royal»).
- С востока – до «Гар д`Остерлиц» («Gare d`Austerlitz», то есть «Аустерлицкий вокзал»).
- Ну а если с севера, то у вас есть выбор: и станция «Клюни – Ля Сорбон» («Cluny – La Sorbonne»), и «Мобер – Мютюалитэ» («Maubert – Mutualité»), и «Сен-Мишель» («Saint-Michel»).
А попасть в самое сердце квартала мы с вами можем, выйдя на одной из станций: «Кардинал Лемуан» («Cardinal Lemoine», был такой кардинал в конце XIII – начале XIV века), «Жюсьё» («Jussieu», в честь Бернара Жюсьё и его племянника Антуана Лорана Жюсьё, известных, представьте, ботаников XVII – XVIII века) или «Плас Монж» («Place Monge», в честь математика Гаспара Монжа, придумавшего начертательную геометрию).
Но я предлагаю вам, конечно же, не перегружать Парижский метрополитен, а поработать ногами.
Пешком прямо в сердце
Пешком проще всего идти к Латинскому кварталу с севера, с острова Ситэ, от Собора Парижской Богоматери. Попадаем на Левый берег, просто перейдя один из мостов, ведущих с острова на юг.
Например, мост О Дубль (pont Au Double, на снимке вверху). Он же мост Двойного денье, построенный впервые в 1625 году, не единожды разрушавшийся стихией и людьми и появившийся в нынешнем виде в 1883-м. Он получил свое название от мелкой монеты – денье (денежки), которую надо было заплатить за проход по мосту из главного здания старейшей парижской больницы Отель Дьё (Божий дом), располагающейся и сейчас на острове Ситэ, в больничные «корпуса», стоявшие прямо на мосту. А кому надо, то и далее, в церковь Сен-Жюльен-лё-Повр (Église Saint-Julien-le-Pauvre, Святого Юлиана Бедного - на снимке внизу), ныне одну из самых старых, маленьких и архитектурно необычных в Париже.
Две денежки с человека шли прямиком с моста О Дубль в больничную кассу Отеля Дьё. Так в те времена решалась проблема финансирования здравоохранения.
На парапетах набережных Сены (и далее, вдоль бульвара Сен-Мишель) мы с вами увидим множество железных ящиков. В них знаменитые парижские букинисты запирают свой товар на ночь. Днем же здесь к вашим услугам старые книги, гравюры, эстампы, безделушки и канцтовары прошлого и позапрошлого века. Словом, все, что можно продать хотя бы за два денье в пересчете на нынешний курс евро.
Итак, вот наш маршрут. Извилистый, но интересный. Следите за передвижением по карте.
Перейдя Сену через мост О Дубль, упираемся в небольшой сквер Рене Вивиани (René Viviani, премьер-министр Франции в 1914-15 годах). Здесь растет, как уверяют парижане, самое старое дерево в городе – робиния псевдоакация, посаженная в 1601 году королевским садовником Жаном Робэном (Jean Robin). Она названа в его честь знаменитым шведским биологом Карлом Линнеем в знак признания заслуг Робэна перед ботаникой. Вот она, робиния, на фото внизу. Ей, конечно, бетонную подпорку соорудили. Чего уж удивительного – 400 лет, почтенный возраст.Шагая дальше вдоль Сены по набережной Монтебелло, почти напротив Малого моста (Petit pont) находим еще одно «самое-самое»: на этот раз самую короткую и самую узкую улочку Парижа с самым необычным названием – улицу Кота-рыболова.
По-французски ее имя звучит как рю дю Ша Ки Пеш (rue du Chat Qui Pêche). Говорят, несколько веков назад здесь была таверна, где угощали свежей рыбкой, которую хозяину прямо с Сены таскал его кот. Сам ловил или у рыбаков заимствовал, история умалчивает. Да и улица тоже.
А мы с вами уже на набережной Сен-Мишель и сворачиваем налево, на площадь Сен-Мишель, где начинается знаменитый бульвар Сен-Мишель (boulevard Saint-Michel). Его начало отмечено прекрасным фонтаном со скульптурой святого Михаила, попирающего дьявола, установленным в 1860 году по проекту архитектора Габриэля Давью (Gabriel Davioud) прямо у торцевой стены здания на слиянии бульваров Сен-Мишель и Сент-Андрэ-дез-Ар (Saint-André des Arts). Считается фонтаном влюбленных, исполняет желания. Бросайте монетку через плечо и загадывайте. Что – не исполнилось? Ну подождите, скоро только сказка сказывается и коты-рыболовы родятся…
Слева по ходу нашего движения вдоль бульвара Сен-Мишель до его пересечения с бульваром Сен-Жермен (Saint-Germain, в честь святого Германа Парижского, епископа VI века) начинается один из самых интересных районов Парижа: множество старинных улочек, а в них – тьма разнообразных магазинчиков, ресторанчиков и кафешек. Непременно заглянем!
Музей Средневековья на месте римских терм
Свернем с бульвара Сен-Мишель налево, на улицу Соммерар (rue du Sommerard), и перед нами предстанет Национальный музей Средневековья (Musée national du Moyen Âge). На месте древнеримских терм тут в XIII веке был построен монастырь ордена Клюни. А сам Отель (то есть общественное здание) Клюни, в котором расположен музей, возвели пару веков спустя.
Здесь можно увидеть скульптуры XII-XIII веков, манускрипты, хорошо сохранившиеся гобелены, витражи, миниатюры, изделия из слоновой кости, монеты, замки с ключами и без, прочие предметы быта Средних веков. Тут же выставлены головы и части тел статуй ветхозаветных царей, сброшенных революционерами по приказу Робеспьера с фасада Нотр-Дам (подробнее об этом можно прочесть здесь). «Обломки самовластья», было, затерялись во тьме веков, но в 1977-78-м их отыскали во время ремонта старых домов. Там, в своих подвалах, библейских царей прятали добрые французы, увы, не дожившие до лучших времен…
Основу Музея Средневековья составила коллекция археолога и собирателя древностей Александра де Соммерара (в его честь и названа улица, на которой стоит Отель Клюни), после его смерти в 1842 году доставшаяся Франции.
Стоимость билета для взрослого – 8 евро, вход на временные выставки – 9 евро, детям и подросткам до 18 лет вход бесплатный. В первое воскресенье каждого месяца посещение музея бесплатное для всех вообще. Музей работает ежедневно с 9.15 до 17.45. Выходной – вторник. Закрыт в праздничные дни – 1 мая, 25 декабря, 1 января.
Пантеон не для всех
Давайте пройдем еще пару кварталов по бульвару Сен-Мишель, пока не выйдем к Люксембургскому саду.
На этот раз встанем к нему спиной и пойдем по улице Суффло (Soufflot), названной в честь французского архитектора XVIII века, между прочим, учителя нашего знаменитого зодчего Василия Баженова. Упирается эта короткая улица в величественное здание с куполом – Пантеон (Panthéon).
И неспроста упирается. Именно Жак-Жермен Суффло спроектировал Пантеон, первоначально называвшийся церковью Святой Женевьевы – покровительницы Парижа, своей молитвой спасшей город в 451 году от войска гуннов. Позже храм, выстроенный по образцу древнеримского пантеона, превратили в усыпальницу великих людей Франции. Здесь покоятся философы Жан-Жак Руссо и Вольтер (его могила на фото внизу), наполеоновские генералы и маршалы, ученые Жозеф Луи Лагранж, Поль Ланжевен, Пьер и Мария Кюри, Марселен Бертло (и его жена Софи, пережившая мужа лишь на несколько часов и завещавшая не разлучать ее с супругом даже после смерти), писатели Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Андре Мальро, герой Сопротивления Жан Мулен. И, конечно, сам архитектор Суффло, удостоившийся этой чести спустя 39 лет после кончины.
А вот прах некоторых деятелей Великой французской революции – Мирабо, Лепелетье, Марата – из Пантеона товарищи по борьбе удалили, сочтя их «врагами народа» посмертно.
Стоимость посещения и часы работы Пантеона
Посетить Пантеон стоит 7,5 евро. Для групп из 20 человек – 6 евро с персоны. С молодежи от 18 до 25 лет из стран, не входящих в Евросоюз, берут 4,5 евро. Детям и подросткам до 18 лет вход бесплатный, независимо от гражданства.
Часы работы Пантеона:
• с 1 апреля по 30 сентября работает ежедневно с 10.00 до 18.30,
• с 1 октября по 31 марта – ежедневно с 10.00 до 18.00,
• не работает в праздники – 1 января, 1 мая и 25 декабря.
За 45 минут до закрытия вход посетителей прекращается.
Святой Стефан на горе Святой Женевьевы
Сразу же за Пантеоном мы найдем храм Сент-Этьен-дю-Мон (Saint-Étienne-du-Mont). В нем, кстати, покоится великий ученый и философ Блез Паскаль, а на церковном кладбище – драматурги Жан Расин и Пьер Корнель (памятник ему – на переднем плане фотографии внизу).
Самое первое здание церкви Святого Стефана на Горе́ (так переводится ее название) появилось на этом месте еще в 1222 году. Спустя век его перестроили, чтобы вместить всех прихожан, в том числе студентов Сорбонны. Нынешнее здание в стиле поздней готики возвели в 1626 году.Здесь хранились мощи святой Женевьевы, и сюда парижане приходили поклониться своей покровительнице. Пока не случилась революция 1789 года и (да, к сожалению, вы не ошиблись) не принялась бороться с религией вплоть до отделения последней от государства. Церковь превратили в Храм Сыновней Почтительности (Нотр-Дам в те же годы объявили Храмом Разума). А мощи святой Женевьевы просто сожгли, и пепел развеяли над Сеной. Лишь много лет спустя те частицы мощей святой, что сохранились в разных приходах по всей Франции, собрали в ее гробнице в храме, снова ставшем церковью Сент-Этьен-дю-Мон...
Ну и для тех, кому, как и мне, нравится фильм Вуди Аллена «Полночь в Париже», не могу не напомнить: именно с паперти этой церкви веселая компания увозила главного героя из 2010 года в легендарные 1920-е знакомиться с Сальвадором Дали, Луисом Бунюэлем, Фитцджеральдом и Хемингуэем.
Хемингуэй под одной крышей с Верленом
На каждом шагу в Латинском квартале встречаешь университеты, лицеи, коллежи, школы (высшие, конечно). Тут и министерство образования, кстати, рядом. Но еще больше такого, что радует не только разум, но и сердце.
Пройдем дальше от церкви Сент-Этьен-дю-Мон, петляя по узкой улочке Клови (Clovis), свернем направо – на улицу Декарта (rue Descartes). Здесь сохранился дом, в котором жил великий французский поэт Поль Верлен, а позже – бывают же совпадения! – великий американский писатель Эрнест Хемингуэй. Ресторанчик в этом здании так и называется – «Дом Верлена» («La Maison de Verlain»). Вон и мемориальные доски писателям есть – слева от двери. А кто это там в дверях к нам спиной – неужто Вуди Аллен?!.
Теперь по улице Муфтар (rue Mouffetard) выйдем на маленькую и неотразимо очаровательную площадь Контрэскарп (place de la Contrescarpe).
Здесь я лично перекусил бы в одном из кафе, причем присел бы на свежем воздухе, чтобы полюбоваться фонтаном. А заодно вспомнить, что в доме № 1 на этой площади в XVI веке была таверна «Шишка» («La Pomme de Pin», отличительный знак заведения, где подавали вино). И в эту самую «Шишку» заглядывал в XVI веке автор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле, а позже и поэты «Плеяды» – Ронсар, Дю Белле, Дора, Жодель, Белло.
* * *
Бесконечно можно изучать Латинский квартал – и глазами, и душой, и сердцем. Многое могут сказать путешественнику камни его мостовых, стен и сам воздух, словно сохранивший дыхание великих людей. Тех, что внесли огромный вклад в создание современных науки и культуры. Реалистов, требовавших невозможного, – так, между прочим, звучал один из лозунгов революционного мая 1968-го.
Среди совершивших невозможное были и наши соотечественники. Большинство из них стали парижанами не по собственной воле. Многие покоятся на русском кладбище в пригороде Парижа Сент-Женевьев-дё-Буа.