Зеленая мечта Марии Медичи
Левый берег Сены, через дорогу – Латинский квартал, здания университетов и лицеев Сорбонны. Здесь студенты дописывают домашние задания, здесь народ постарше отдыхает на железных стульях в свой обеденный перерыв, здесь в зеленых аллеях мамы, бабушки и нянюшки выгуливают юных граждан Французской Республики.
Это Люксембургский сад (le Jardin du Luxembourg), 26 гектаров тишины и покоя посреди километров вечной парижской суеты сует. Как не вспомнить тут начало двенадцатиминутной композиции в исполнении Джо Дассена:
«Люксембургский сад...
Как давно я сюда не приходил!
Вот бегают дети, вот падают листья,
Вот студенты мечтают о конце занятий,
А преподаватели – об их начале...».
История. Глоток Флоренции в Париже
Разбить Люксембургский сад распорядилась Мария Медичи (Marie de Médicis) в 1611 году. Это произошло вскоре после того, как простой школьный учитель из Ангулема Франсуа Равальяк (François Ravaillac), обернувшийся вдруг религиозным фанатиком, зарезал ее мужа – короля Генриха IV (Henri IV), сменившего протестантскую веру на католическую ради французского престола. Мария, коронованная по ее настоятельной просьбе за день до гибели супруга, в одночасье стала не только венценосной вдовой, но и регентшей при сыне – восьмилетнем короле Людовике XIII. Словом, полномочий хватало. Да и женщина она была властная – достаточно взглянуть на ее портрет работы Франса Пурбуса Младшего.
Выросшая во Флоренции, одном из центров итальянского Возрождения, Мария и в диковатом для нее Париже стремилась к прекрасному. Когда же она стала полноправной распорядительницей государственной казны, велела не только реконструировать замок за городской чертой, но и обустроить вокруг него сад. А чтобы деревья не зачахли, приказала провести к нему акведук. Строители, вдохновляясь любимым королевой флорентийским палаццо Питти и её личными пожеланиями, за какие-то полтора десятилетия закончили дворец. Надо сказать, что появился он на месте усадьбы к тому времени давно оставившего мир герцога Пине из рода Люксембургов. Если бы имя рода герцога не перешло дворцу и саду, вряд ли сейчас хоть кто-то вспоминал о его светлости.
Люксембургский сад доныне сохранил многое из того, что было задумано и сделано еще в начале XVII века. Например, пандус с террасами вокруг большого фонтана, создающий ощущение, будто ты переходишь из одного измерения сада в другое.
Как добраться
Люксембургский сад расположен не очень далеко от Собора Парижской Богоматери – стоит лишь пересечь Сену по мосту Сен-Мишель (Saint-Michel) и пройти по бульвару Сен-Мишель до улицы Вожирар (Vaugirard), а там свернуть направо.
До Люксембургского сада можно доехать автобусами: № 58, 84, 89, остановка «Люксамбур» (Luxembourg) и № 63, 70, 87, 86, «Сен-Сюльпис» (Saint Sulpice).
На север от Люксембургского сада, хотя и не сказать, чтобы рядом, есть станции метро «Сен-Сюльпис» (Saint-Sulpice – названа по расположенной рядом церкви Святого Сульпиция) и «Мабийон» (Mabillon - в честь ученого и монаха-бенедиктинца Жана Мабильона).
А ближайшая станция метро – «Люксамбур» (Luxembourg) – находится на бульваре Сен-Мишель, наискосок от одного из входов в сад. Возле южной оконечности сада, окаймленной с двух сторон проспектом Обсерватории (avenue de l`Observatiore) есть станция «Пор-Рояль» (Port-Royal).
Ленин с Троцким у Королевских ворот
Возле станции «Пор-Рояль» (в переводе – Королевские ворота) наш соотечественник найдет сразу две виртуальные достопримечательности. Первая – Парижский меридиан (он считался нулевым до передачи этого почетного звания Гринвичскому). Меридиан совпадает с проспектом Обсерватории, а еще он обозначен фонтаном со скульптурой «Четыре стороны света».
Вторая – реальный ресторан «Клозри де Лила» («Closerie des Lilas», в переводе – сиреневый палисадник), в котором теперь уже виртуальные Ленин с Троцким любили играть в шахматы. Впрочем, тут бывали и многие другие известные личности – от Артюра Рембо до Мика Джаггера, который и сейчас живее всех живых. Имеет ли смысл посетить ресторан? Он, мягко говоря, не из дешевых. Но если вы решили пойти по ленинским или джаггерским местам и вполне презираете деньги (особенно когда они есть), то вас, конечно, не испугает фаршированное травами седло ягненка с черными трюфелями за 50 евро или, скажем, устрицы – от 20 до 30 евро за полдюжины. Что уж говорить о фирменной ром-бабе за 12,50!
Люксембургский дворец
Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg) был перестроен, напомню, для Марии Медичи в 1615-1631 годах по проекту яркого представителя маньеризма в архитектуре Саломона де Бросса (Salomon de Brosse).
Неугомонная в своих культурных и политических желаниях Мария заказала для нового дворца не кому-нибудь, а самому Питеру Паулю Рубенсу 21 полотно со сценами из своей собственной жизни и три портрета сверх того. Сейчас они хранятся в Лувре.
Но недолго наслаждалась вдовствующая королева садом и дворцом: вскоре после окончания строительства ее сын Людовик XIII (Louis XIII), устав терпеть интриги матери, выслал ее же из Парижа. Он к тому времени больше доверял другому интригану – своему премьер-министру, кардиналу Ришелье. Больше десяти лет скиталась французская королева-итальянка по европейским столицам, пока не окончила дни в одиночестве в Кёльне – в доме своего любимого живописца Рубенса, которого тогда уже два года как не было на этом свете.
А в Люксембургском дворце жизнь шла своим чередом. Тут поселился еще один сын Марии Медичи – Гастон Орлеанский – и его дочь Анна Мария Луиза Орлеанская, между прочим, герцогиня де Монпансье. Эта принцесса королевской крови неприлично долго не могла выйти замуж и потому получила прозвище Великая Мадемуазель. Интриг и заговоров папа с дочкой тоже не избегли, но головы свои, а заодно дворец для потомков, сберегли. И за парком ухаживали.
До самой Великой французской революции 1789 года Люксембургский дворец оставался королевской резиденцией. В 1791-м его объявили Государственным дворцом, где тут же расположились члены Директории – это, если кто забыл историю, революционное правительство так называлось. После падения Наполеона, с 1815 года, во дворце размещалась палата пэров, а с 1879 года – сенат.
Да, вообразите себе – прямо здесь, в парковом дворце, заседают 348 сенаторов, работу которых обеспечивают 2 тысячи сотрудников сената. И пока мы с вами гуляем по дорожкам Люксембургского сада, сенаторы, поглядывая в окна дворца на нас и своих очень немногочисленных часовых, решают судьбы Франции. А может быть, и мира! Сейчас Сенат Французской Республики возглавляет Жерар Ларше. Вот он, на снимке выше, принимает делегацию из Азербайджана.
В сам Люксембургский дворец вы, конечно, не попадете – даже французским депутатам не нравится, когда им мешают работать. А вот в музей дворца – пожалуйста. Подробнее о нем расскажу дальше.
Королевы в каштановых аллеях
Давайте же пройдем по парку. Встав лицом к сенату, двинемся по часовой стрелке зеленого циферблата Люксембургского сада. Далеко идти не придется. Тут же рядом с Люксембургским дворцом мы увидим скульптуру «Женщина с яблоками». Ее автор – Жан Терзиефф. Вообще-то, он выходец из России, точнее из Кабарды, и зовут его Авенир Чемерзин. А его сын Лоран Терзиефф стал известным французским актером.
Еще пара шагов, и мы с вами выходим к одному из прекраснейших фонтанов мира – фонтану Медичи, построенному в стиле барокко все тем же архитектором Саломоном де Броссом для все той же Марии Медичи.
В центральной нише видим прекрасную Галатею с пастухом Атисом как раз в тот момент, когда их застиг ревнивый циклоп Полифем (работа скульптора Оттэна).
А с обратной стороны найдем барельеф «Леда и лебедь» работы де Валуа.
Следуем дальше по нашей стрелке и начинаем любоваться появившимися здесь в XIX веке мраморными статуями знаменитых французских королев: от Марго – Маргариты Наваррской (между прочим, первой жены Генриха IV, с которой он развелся по причине ее бездетности),
до Марии Медичи, его второй и, как вы уже знаете, последней жены.
Рядом под каштанами прячутся скульптуры Клотильды Бургундской, Матильды Фландрской, Маргариты Анжуйской… Нет здесь, правда, нашей Анны Ярославны (известной во Франции как Агнесса Русская), жены короля Генриха I.Зато есть, конечно, Мария Стюарт. Она, представьте, тоже была королевой Франции, женой короля Франциска II, хотя и недолго – в 1559-1560 годах. А когда болезненный супруг ее скончался, вернулась в Шотландию. Что было дальше, вы знаете из пьесы Шиллера.
Гуляя по Люксембургскому саду, Иосиф Бродский, словно зачарованный, останавливался у статуи королевы-шотландки. И позже написал целый цикл стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт»:
Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины
мыслителей, письменников; и взад-
вперед гуляют дамы, господины…
И ты, Мари, не покладая рук,
стоишь в гирлянде каменных подруг –
французских королев во время оно –
безмолвно, с воробьем на голове.
Сад выглядит, как помесь Пантеона
со знаменитой «Завтрак на траве».
Мрамор, бронза и Гиньоль
Идем далее, чтобы отдать дань уважения тем, чьи памятники украсили сад: поэтам Полю Верлену и Шарлю Бодлеру (на снимке внизу), романистам Гюставу Флоберу и Стендалю, критику и литературоведу Шарлю-Огюстену Сент-Бёву, композитору Массне, художникам Антуану Ватто и Эжену Делакруа.
Не забудем и поэта-сюрреалиста Поля Элюара – весьма оригинальный памятник ему работы Осипа Цадкина тоже здесь.
Понравилось? Рядом, на улице «д`Асса, 100 бис» (100bis rue d`Assas), расположен Музей Цадкина, его видно из сада. Будет время и желание – заходите посмотреть на другие работы нашего соотечественника (родом он из Витебска), великого французского скульптора. Тем более, что вход в него бесплатный и работает он каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.
А вот и статуя «Свобода, освещающая мир» работы Фредерика Огюста Бартольди (Frédéric Auguste Bartholdi). Высотой она всего два метра. В Нью-Йорк французы отправили ее 30-тонную 46-метровую «сестру» – в подарок американцам к 100-летию США (подробнее об американской Lady Liberty вы можете прочитать здесь). Но на всякий случай оставили в Париже целых четыре копии: здесь – в Люксембургском саду, а еще – на Лебедином острове посреди Сены, в Музее искусств и ремесел и, наконец, на барже, пришвартованной рядом с Эйфелевой башней у правого берега Сены.
Чуть далее по кругу – маленький театр «Гиньоль» или «Театр кукол Люксембургского сада». Гиньоль – это народный персонаж, сродни Петрушке. Вход – 6 евро. Спектакли здесь дают в 11.00 и в 15.30, но не каждый день. Поэтому, коли будет у вас желание заглянуть к парижскому брату нашего Петрушки, зайдите сначала на сайт театра и сверьте ваши планы с его программой.
Кто только из наших соотечественников не гулял до нас с вами по Люксембургскому саду! Поэт Осип Мандельштам, живший в Париже в 1907-1908 годах, Марина Цветаева, годом позже написавшая стихотворение «В Люксембургском саду». Анна Ахматова весной 1911-го любила бывать здесь со своим другом – нищим, никому не известным художником Амедео Модильяни, чьи работы продаются сейчас за сотни миллионов евро.
Вот мы и сделали круг. Замкнется он для нас возле Музея Люксембургского сада.
Любимый музей Хемингуэя
Музей Люксембургского сада (Musée du Luxembourg) расположился в том крыле Люксембургского дворца, что ближе к оранжерее.
В 1750 году здесь устроили выставку «Королевских полотен». Так здание стало первым общедоступным музеем живописи. Это уже после революции, в 1793 году, для публики открыли Лувр! В 1818 году в Люксембургском дворце появился первый в Европе музей современного искусства, где художники могли еще при жизни выставить свои работы.
В 1871 году куратором музея назначили иллюстратора Андре Жилля, широко известного парижанам своими газетными карикатурами, а еще – нарисованной им вывеской кабачка «Проворный кролик» на Монмартре. Месье Жилль сумел свести под одну крышу разрозненные собрания произведений искусства и воссоздать музей скульптуры. В 1937 году он стал называться Государственным музеем новейшего искусства.
В 1920-х годах здесь неподалеку, на улице Кардинала Лемуана, жил будущий нобелевский лауреат по литературе Эрнест Хемингуэй. «Я старался выйти какой-нибудь улочкой к Люксембургскому саду и, пройдя через сад, заходил в Люксембургский музей, где тогда находились великолепные картины импрессионистов...», – вспоминал Хемингуэй в книге «Праздник, который всегда с тобой». – Я ходил туда почти каждый день из-за Сезанна и чтобы посмотреть полотна Мане и Моне».
А в 1986-м основную часть коллекции Люксембургского музея передали музею Орсэ. Такая вот «оптимизация»! Сейчас тут в основном проводят тематические выставки. Из последних - «Влюбленный Фрагонар», «Тюдоры», «Ренессанс и мечта: Босх, Веронезе, Эль Греко», «Шагал. Между войной и миром».
Музей открыт ежедневно с 10.00 до 19.00, а по понедельникам и пятницам – до 21.30. Выходной по случаю Рождества – 25 декабря.
* * *
Если у вас остались силы после нашей прогулки по Люксембургскому саду, устройте себе еще небольшой поход по местам боевой славы д`Артаньяна и трех мушкетеров. Согласно роману Александра Дюма, все они жили совсем рядом: Арамис – на улице Вожирар между улицами Кассет и Сервандони, Портос (и, кстати, господин де Тревиль тоже) – на улице Вьё Коломбье (rue du Vieux Colombier – Старой Голубятни), Атос – на улице Феру (Férou). А сам д`Артаньян – на улице Сервандони. Правда, Дюма со свойственным ему юмором оставил ей в своем романе старое название – Могильщиков.
Удачных вам литературно-географических разысканий. Бродите хоть до утра. Можете и вовсе не покидать окрестностей Люксембургского сада, потому что завтра мы с вами пойдем знакомиться с Латинским кварталом. А он тут через дорогу. Точнее, через бульвар Сен-Мишель. Посмотрите на снимок: Пан снят на фоне Пантеона. А Пантеон – это уже Латинский квартал!