В Праге находится единственный метрополитен Чехии, что неудивительно: страна небольшая и города в ней тоже. Общая протяженность пражского метро составляет 65 км – это я прочитала на социальной рекламе, расклеенной в вагоне. На самом деле, довольно интересная идея сообщить людям некоторые факты:
Структура
В данный момент схема метро Праги состоит из трёх веток:
Вход в метро обозначен цветом линии и выглядит вот так:
Непосредственно в центре Праги образуется так называемый «пересадочный треугольник», распространённый во многих городах, с тремя линиями метро. Станции, особенно крупные, имеют много выходов на различные улицы, между которыми порой оказываются довольно большие расстояния.
С первого раза довольно трудно ориентироваться, как попасть к той или иной наземной остановке или месту. Я сразу свыклась с мыслью, что выбрав выход наугад, придётся либо вернуться в метро и попробовать другой, либо прогуляться по городу. После таких выводов мне не редко доводилось делать большие круги по улицам Праги. Но если вы не особо спешите, то можно из этого извлечь пользу и лишний раз полюбоваться видами этого великолепного города. Для тех же, кто торопится, следует заранее изучить схему выходов по карте или прибегнуть к помощи прохожих.
История
Первый участок метро был открыт в 1974 году, хотя первое предложение о строительстве поступило ещё в 1898. Так как маршрут пролегал под историческим центром и под рекой Влтавой, пришлось воспользоваться специальной техникой для прокладывания тоннелей, исключив взрывные работы. В 2002 году часть метро сильно пострадало от наводнения, и движение по всей сети восстановили только к 2003. Примечательно, что финансирует строительство не страна, а город и Европейский Союз. Кроме того, планируется запуск четвёртой линии, но когда задуманное станет явью – пока не ясно. Также в Праге расположилась самая "подземная" в Европе станция метро с названием «Náměstí Míru», располагающаяся на глубине 53 метра.
Как пользоваться
Чтобы воспользоваться метро, необходимо купить билет. Сделать это можно в следующих местах:
- Специальном жёлтом автомате, расположенном в холле метро. Покупка здесь производится за монеты, но сдача выдаётся.
Для приобретения нажмите кнопку возле нужного проездного столько раз, сколько нужно билетов. Далее пополните автомат на указанную на экране сумму, а затем заберите билеты и сдачу. - Табачных киосках на станциях, где желательно попросить нужный билет не на русском или английском языках, а на чешском, так как работники зачастую знают только его. Не стоит пугаться, чешские числительные очень похожи по звучанию на русские. Приблизительно это будет звучать так: «Йиздинку за тршидцать двье коруны просим», – что означает «Билет за тридцать две кроны, пожалуйста». При необходимости можно попытаться изъясниться на пальцах или с помощью переводчика.
- Специальных билетных кассах, которые есть на некоторых станциях. Схема покупки такая же, как и в ларьке.
Билет начинает действовать после компостирования в специальном автомате перед спуском на платформы.
Для этого на каждом билете есть стрелка, чтобы показать, какой стороной нужно вставлять проездной документ. После данного процесса на нём появляется дата и время, откуда и начинается отсчёт.
Если вы купили билет, например, на день, можете совершать сколько угодно поездок не только на метро, но и на другом наземном или водном общественном транспорте, пока не закончится время действия. То есть не ограничивается количество поездок, только их суммарная длительность.
Если ваш маршрут пролегает сначала по одной ветке, а затем по другой, необходимо сделать пересадку в центре города. Каждая пара линий имеет пересечение. Так, например, если переходить с зелёной ветки на красную (линии A и С), то нужно сойти на станции «Muzeum», после чего проследовать по указателям до нужной посадочной платформы. Пересесть с линии C на B можно на станции «Florenc», а с В на А на станции «Mustek».
Ещё одной сложностью является следующий вопрос: «Как понять, в какую сторону ехать?». Здесь всё очень просто: над каждой платформой висит указатель направления. Если вы знаете, что нужная вам остановка находится в стороне «Haje», то ваш путь будет справа.
Кроме того, на некоторых станциях есть не только направление, но и упрощённая схема движения c перечислением крупных станций в каждом из направлений.
Спланировать маршрут можно как самостоятельно по бумажной карте, так и воспользовавшись специальными приложениями в телефоне. Для этого распространены два варианта:
- 1.Сайт Министерства транспорта Чехии, где нужно ввести пункт оправления и назначения, нажать кнопку «Hledat», после чего ознакомиться с предложенным маршрутом.
- 2. Аналогичные действия можно проделать в мобильном приложении 2GIS. Кстати, оно не только полезно для составления маршрутов, но и незаменимо при поиске кафе, ресторанов, времени работы или адреса музеев, театров, других организаций.
Стоимость билетов
В таблице приведены виды билетов по времени с указанием стоимости:
Как видно, помимо разовых билетов есть и проездные. Если вы приехали на несколько дней, выгоднее приобрести билет на 72 часа (3 дня), если же на неделю или больше – проездной на месяц.
Время работы
Метро Праги работает ежедневно с 5 утра и до 24.00. Но стоит обратить внимание, что многие поезда в 24.00 уже заканчивают свой маршрут в депо, а на промежуточных станциях оказываются в более раннее время. Расписание есть на специальном щите каждой станции, поэтому, если вы планируете возвращаться в гостиницу или апартаменты поздно, следует заранее его посмотреть. В среднем, поезда прибывают каждые 5 – 10 минут, но в первый и последний час ожидание может составлять все 15 – 20.
Оснащение станций и вагонов
В метро отсутствуют турникеты и кондукторы, а контроль осуществляется мобильными группами контролёров в сопровождении охраны. Как они выглядят - не знаю, так как до сих пор не представился шанс с ними столкнуться.
Кроме того, для выхода из вагона нужно нажать кнопку открытия дверей.
Некоторые станции оснащены лифтами для колясок с детьми и людей с ограниченными возможностями. Многие станции были модернизированы уже после постройки, чтобы пользоваться метро могли все желающие. Кроме того, по полу многих станций идёт специальная дорожка для слабовидящих людей. Они состоят из нескольких продольных полос, которые хорошо чувствуются палочками и тростями.
Полезные обозначения
Чтобы лучше ориентироваться, можете выучить следующие обозначения:
- linka (A, B, C) - линия (A, B, C);
- vstup – вход;
- výstup – выход;
- stanice metra - станция метро;
- přestup – переход.
Из этих слов складываются следующие фразы:
- ukončete prosím výstup a nástup, dveře se zavírají; příští stanice. - пожалуйста, окончите высадку и посадку, двери закрываются; следующая станция (и идёт название станции);
- přestup na linku A/B/C - переход на линию A/B/C.
Можно ввести эти предложения в онлайн переводчик от компании Google и прослушать, как это звучит.
Как видно, разобраться во всей этой системе нетрудно. Кроме того, комфортабельность и оснащённость метро часто упрощают эту задачу. Всего пара дней, и вы сможете ориентироваться на приличном уровне. Единственное, что точно не дастся легко – выходы в город. Но у кого не бывает трудностей?