Санта-Мария Новелла – это самая первая достопримечательность, которую вы можете видеть, прибывая на одноименный вокзал во Флоренции.
Хочу заметить, что со стороны вокзала она выглядит совсем непривлекательно и неприметно (абсолютно ничем не оформленный каменный фасад). Если бы не рядом стоящие люди, которые раздавали буклетики с явно религиозными текстами против войны и насилия, я бы даже не поняла, что это чем-то примечательное здание, а тем более – один из самых главных соборов Флоренции.
Но все меняется, когда вы ее видите с другой стороны. Гуляя по Флоренции, я совершенно случайно забрела в Санта-Марию Новеллу, изначально даже не понимая в какую именно из многочисленных базилик я пришла. По своему парадному фасаду она очень похожа на Санта-Кроче, но все же по форме и прилегающей к ней площади, декорированной зелеными клумбами, в ней сразу узнается знаменитая Санта-Мария Новелла.
История
Базилика была построена местным купцом Джованни Ди Паоло Ручеллаи в 13-14 веках и сразу приобрела статус главной базилики города, а вскоре после этого стала главной доминиканской церковью во Флоренции. Само по себе здание – это сочетание готической и ранней ренессансной архитектуры. Оригинальный фасад был переделан в 1456-1470 гг., и теперь он украшен бело-зеленым мрамором с геральдическими символами семьи Ручеллаи.
Как попасть в базилику
Вход в базилику осуществляется со стороны парадного фасада Санта-Марии Новеллы, который выходит на одноименную площадь и находится чуть западнее главного собора во Флоренции - Дуомо . Непосредственный вход в церковь осуществляется через арку, находящуюся по правую руку от главных ворот. Входя в эту арку, вы попадаете в Монастырский Дворик, там и найдете кассу.
Не смотря на то, что мое пребывание во Флоренции выпало на пик туристического сезона, и я оказалась в базилике часов в 11 утра (как раз самое время для похода туристов по музеям), очереди не было. Базилика работает все 7 дней в неделю ( с понедельника по четверг с 9:00–17:30; в пятницу 11:00–17:30; субботу 9:00–17:00 и воскресенье 13:00–17:00). Стоимость входа – 3,5 €, детям до 5 лет – бесплатно. Вот тут со мной случился примечательный факт. Студентам и пенсионерам вход предоставляется со скидкой, и составляет 2 € (при предъявлении документов европейского образца, подтверждающие ваши льготы, в моем случае это была студенческая карточка ISIC).
На кассе я показала женщине свой студенческий, на что она помотала головой и отказалась делать мне скидку. На вопросы о причине отказа она мне ничего не ответила, т.к попросту не знала английского, и, яростно махая руками, попросила не задерживаться и проходить далее. Это, кстати, не единственный случай, когда моя студенческая карточка не являлась аргументом для скидки. Закономерность этого явления я выявить так и не смогла, но могу сказать точно: особо не рассчитывайте на студенческую скидки во Флоренции.
Базилика внутри
Первое, что бросается в глаза при входе в Базилику, этот простота оформления и простор главного холла. Больше всего мне понравился сводчатый потолок, украшенный зеленым и белым мрамором. Он очень простой в художественном исполнении, но добавляет какую-то совершенно неописуемую изюминку данному собору, делая его более светлым и добавляя воздуха.
В остальном, это классические интерьеры готических соборов, минимализм в оформлении: длинные деревянные скамейки для прихожан, огромные картины, развешанные по боковым стенам, небольшое количество скульптур Девы Марии и Иисуса Христа, Распятие Джотто, висящее посередине главного холла, и один из самых красивейших алтарей во Флоренции.
Капеллы
Алтарная часть разделена на несколько капелл и украшена фресками, над которыми работали знаменитые художники Италии.
Капелл в соборе всего 5: Капелла Мантуанских Строцци, Капелла Делла Пура, Капела Строцци, все они находятся в непосредственной близости друг от друга и окружают главную Капеллу Торнабуони. Пятая по счету, Большая Испанская Капелла, находится в Зеленом Клуатре, попасть в нее можно через зеленый монастырский дворик.
На что обратить внимание в Санта-Марии Новелле
Базилика особенно знаменита своими фресками, скульптурами и витражами. Разглядывая каждую их деталь можно потратить очень много времени. Особенно если вы знаете их историческое значение и ценность. Но даже если вы не сильны в религиозно-исторической интерпретации, эстетическое удовольствие вы получите определенно.
"Распятие" Брунелесски
Слева от главного алтаря находится скульптура "Распятие" Брунелесски.
Эта скульптура поражает своей реалистичностью, она выглядит так, как будто вылеплена из глины, а не выточена из дерева. Очень мягкие черты и изгибы Христа, тонкие руки, выпирающие кости. В ней отсутствует как бы "напряжение", все выглядит гармонично и естественно, возможно благодаря тому, что пропорции Христа были соблюдены скульптором с архитектурной и физиологической точностью.
Я узнала, что Брунелесски создал свое распятие в ответ на работу Донателло. Известный флорентийский мастер первым вырезал распятого Христа. Увидев эту работу, Брунелесски описал ее лишь одной фразой "крестьянин на кресте", чем вызвал бурную реакцию негодования у Донателло. Возмущенный мастер предложил Брунелесски проявить свои способности и попытаться вырезать из дерева более совершенного Христа. Очевидно, что он справился с этой задачей прекрасно, даже сам Донателло признал превосходство распятия Брунелесски. К слову, сейчас распятие Донателло находится в церкви Санта Кроче
Еще один интересный факт: Иисус Брунелесски совершенно неканоничен, он изображен обнаженным, без набедренной повязки.
Фрески
Около каждой исторически знаменитой фрески установлена табличка с описанием изображенного на ней и ее автором. Так что самого главного вы точно не пропустите.
А вот фрески из разряда must see в Санта-Марии Новелле:
- Цикл фресок, изображающих жизнь Богоматери и святого Иоанна Крестителя. Эти фрески находятся в Большой Капелле. Их автор, вероятно, сам Микеланджело.
- Фреска “Царство небесное”. Изображения структурированы по образу и подобию “Божественной Комедии” Данте. Икать их нужно в Капелле Строцци ди Матова.
- Фреска "Святая троица". Шедевр Мазаччо размером 317 на 667 см , находится в одном из пролетов левого нефа и не влезает ни в один фотообъектив.
- Фрески с изображением страшного суда, располагающиеся на алтарной стене в Капелле Строцци ди Мантова. На левой стене изображен рай, а на правой ад.
Витражи
Витражи – это еще одна достопримечательность Санта-Марии Новеллы. Особое внимание я хотела бы обратить на тот витраж, что расположен в Капелле Торнабуони, он называется «Коронование Богоматери». Мне посчастливилось посетить базилику в очень солнечную погоду и оценить всю прелесть этих витражей. Проходя сквозь маленькие цветные стеклышки, солнце будто оживляло рисунок. Можно было на самом деле поверить, что перед тобой не просто витраж, а сама дева Мария.
Клуатры
По левую сторону от Капеллы Мантуанских Строцци вы сможете найти небольшую арку-проход. Она приведет вас во внутренний монастырский дворик, он же Зеленый Клуатр.
Вообще, клуатр - это монастырский дворик, окруженный галереями с колоннадой, который как-бы отделяют храмовую часть от жилых помещений. Стены клуатров зачастую расписаны различными фресками. Клуатр Санта-Марии Новеллы расписан изображениями сцен сотворения мира и всемирного потопа.
Далее, направляясь прямо от входа в Зеленый Клуатр, вы перейдете в Клуатр Мертвых, где расположены могилы и погребальные капеллы многих знатных семей Флоренции 14 века, а также более поздние. В каждом путеводителе говорится, что этот Клуатр закрыт для посещения, но это не правда. Клуатр открыт для всех желающих. Попав туда, я долго не могла понять или скорее даже поверить, где я нахожусь.
Практически каждое надгробие – это настоящее произведение искусства. И благодаря тому, что вы находитесь не в закрытом помещении, а на свежем воздухе, в этом месте совершенно нет каких-либо жутких ощущений и внутренней тяжести.
Рассматривая надгробия, я случайно увидела могилы людей из Российско-Украинской диаспоры.
Аптека Санта-Мария Новелла
Как же можно рассказывать о Санта-Марии Новелле и не упомянуть о самой известной, самой посещаемой и старинной аптеке во всей Тоскане?
Выходя из Зеленого Клуатра вы попадаете в Большой Клуатр, напротив входа в который и располагается эта самая аптека. Она не является частью Санта-Марии Новеллы, но все же стоит на прилегающей к церкви территории и бесспорно является одним из главных ее олицетворений. Войти в аптеку можно как через базилику, так и снаружи. Ее точный адрес: Via della Scala, 16 .
Внутри вы увидите стенды со всякими мазями, травами, чаями, растворами, смесями, свечами и духами... запах которых перемешивается и создает что-то уникальное, присущее только этому месту. Несмотря на большое количество народа и малое количество персонала, все очень дружелюбны и любезны. Милая женщина за стойкой рассказывает о целебных свойствах их трав и мазей, уверяя, что ими можно вылечить любой недуг. Кстати, это одна из немногих пожилых женщин, которые мне встретились во всей Италии, свободно владеющая английским языком.
Эта аптека-музей, оставила настолько глубокое и позитивное впечатление, что даже не хочется упоминать о уровне цен на их продукцию. Но оставив 35 евро за травы для снятия стресса, я ни на грамм не жалею о потраченных деньгах, а лишь подтверждаю их чудодейственную силу.
Как итог своего путешествия по Санта-Марии Новелле, могу сказать, что эту базилику определенно стоит посетить. Не рассчитывайте обойти ее меньше чем за два часа, даже если вы зайдете “взглянуть одним глазком”. Поверьте моему опыту, это выльется в полуторачасовые ахи и вздохи и полноценное культурное путешествие в 14 век. А если вы решите все досконально изучить и просмотреть, то одним посещением вы точно не обойдетесь.