Мао Цзэдун и Великая Китайская стена — это, наверное, самые частые ассоциации к слову Китай. И если на Мао Цзэдуна уже 40 с лишним лет как не посмотришь (ну, разве что в мавзолей сходить), то на Стену съездить можно запросто. И очень нужно! Это прямо-таки мастхэв для туриста в Китае. Так что при первой возможности я понеслась туда.
万里长城 — название Стены на китайском языке. Дословный перевод — «Длинная Стена в 10000 ли» (ли — китайская мера длины, равная половине километра). Не знаю, сколько в ней на самом деле ли, но она очень длинная, это точно). Поэтому под осмотром Китайской Стены подразумевается то, что вы поедете на один из многих ее участков, открытых для посещения. Можно посетить и закрытый, но это уже для совсем тру-туристов). Как и большинство людей, в первый раз я отправилась на участок Бадалин (八达岭长城).
Как добраться
Добраться до Бадалина довольно просто по сравнению с другими участками Стены. Итак, мы можем:
- Сесть на такси. Сразу можно сказать — это дорого, а если торговаться на китайском вы не умеете, то еще дороже. В лучшем случае, вам скажут 500 юаней, в худшем — и 1000 могут заломить (примерно 150 долларов). Лично я спорить с таксистами не умею, это одна из причин, почему я не пользуюсь их услугами. Вторая: такси в путешествии — только для слабаков! :)))
- Сесть на электричку. Когда я ехала на стену первый раз, я даже не знала про электрички. Это тоже хороший и бюджетный способ, но него есть большое "но"... — очереди. Очереди, чтобы купить билет, и очереди, чтобы сесть в поезд, а скорее всего, в поезд придется встать :) Видели бы вы эти толпы на вокзалах... Чтобы сесть на поезд до Бадалина, сперва нужно добраться до Северного Пекинского вокзала (у вокзалов адрес состоит только из названия района и улицы (北京北站)., это проще всего сделать на метро. Нужная нам станция — Xi Zhi Men (西直门), она располагается на второй кольцевой ветке.
- Самые удобные выходы А1 или E2. Обычно, если станция метро вокзальная, то везде есть указатели, следуя которым вы никак не заблудитесь и найдете вокзал. Как правило, расписание пригородных поездов висит на стене. Выбираем нужный поезд, запоминаем его номер и идем в кассу. Для покупки билетов вам понадобятся загранпаспорта и деньги. Здесь вторая трудность — не рассчитывайте, что тетеньки в кассах говорят хоть немного по-английски. Если заговорит, знайте —вам очень повезло. Поэтому, если вы не знаете китайского, советую номер поезда написать на бумажке и еще показать название пункта назначения, в нашем случае, 八达岭站. Можно, думаю, написать и латиницей - Badaling. А все остальное они поймут. Благо, туристов через них каждый день проходит масса. Если вдруг билетов на тот самый поезд не будет, придется потанцевать перед окошком, но обычно кассир разворачивает к вам монитор, на котором выведен список поездов, и можно просто ткнуть в тот, который вам подходит. Это электрички S2XX, то есть, например, S201, S203, S2087 и т.д. Время в пути примерно 1 час 20 минут. Стоимость билета — всего 6 юаней! Это меньше доллара :) Кстати, если вы человек впечатлительный, чистоплотный и никогда не ездили до этого на китайских поездах, мой вам совет: отложите этот эксперимент до лучших времен. Вот расписание поездов в обе стороны, но оно может меняться.
- Сесть на автобус. Этим способом воспользовались и я. Это, на мой взгляд, лучше, чем на электричке. Сперва нужно добраться до станции Jishuitan ( 积水潭) на той же второй линии метро. Удобный выход — B2 (на картинке его не видно).
- В десяти минутах ходьбы от нее располагается автобусная остановка Deshengmen (德胜门), от которой отправляются автобусы на Бадалин и не только.
- Нам нужны номера автобусов 919 или 877. Обычно там, где останавливаются автобусы на Бадалин, помечено табличкой. И на самих автобусах написано 八达岭长城. Автобус 877 удобнее, с ним вы точно не заблудитесь, так как конечный пункт — Стена. А вот 919 идет дальше, так что если сядете на него, следите за дорогой, вам нужна остановка 八达岭. И будьте внимательны: есть маршрут 919快, который не останавливается на Бадалине. Автобусы отходят каждые минут 15-20. Учтите время: из Пекина рейсы начинаются с 6:00 до 12:00, а обратно - с 10:30 до 17:00. Надписи обычно продублированы на английском языке. Спрашивать у людей рядом лучше не стоит, если вы не уверены, что перед вами обычный турист, как и вы, а не таксист или его подельник — эти вам ничего не скажут, или скажут, что беда-беда-автобусов-нет-давай-увезу-за100500юаней. Будьте осторожны - вы должны сесть в большой автобус, а не в маленькую маршрутку. Время в пути — примерно 1,5 часа. Стоимость билета примерно 12 юаней. Это однозначно выгоднее такси: 2 юаня на метро плюс 12 юаней на автобус, умножить на два (обратная дорога) — 28 юаней. Это всего 4,3 доллара!!!
- Сесть на экскурсионный автобус. Такие автобусы отправляются от площади Тяньаньмэнь. По сути вы присоединяетесь к экскурсионной группе. Обычно в их программу включена еще куча всяких вещей, например, посещение сувенирных магазинов. А это отнимает лишнее время и деньги. Если вы не уверены, надо ли оно вам, лучше не использовать этот вариант.
По прибытии к пункту назначения идите за большой-большой толпой и не ошибетесь. В этом месте основная масса людей идет именно к Стене) Если сомневаетесь, можно выловить иностранцев и спросить у них. Дойдя до касс, покупаете билет.
График работы и стоимость
Время работы касс: с апреля по октябрь с 6:30 до 19:00, с ноября по март с 07:00 до 18:00. Входные билеты разные: просто входной и билет, в стоимость которого включен фуникулер. Ориентироваться достаточно легко: самый дешевый в 45 юаней — это входной для пешей прогулки. Те, что дороже — с фуникулером. На кассах все просто, там и надписи на английском есть. Так что если вы не знаете китайского, а кассир английского (что очень вероятно), то надо будет только показать пальцем, что именно вам нужно. Не переживайте, эти люди уже давно наловчились обслуживать туристов без знания иностранного языка. До входных ворот есть куча магазинов, в которых цены уже накручены, есть банкоматы, если вдруг вам не хватило денег. Правда, какая там комиссия, вам никто не скажет)
На самой стене
А там ничего и нет, кроме толпы людей и, собственно, Стены :) Шутка. Там много всего: перед тем, как дойти до самой Стены, на пути будет куча магазинчиков, ресторанов и даже гостиниц. Цен не знаю, но представить страшно) Проходя прямо мимо них попадаем, наконец, к Стене.
Учтите, что от входа до Стены идти довольно долго, плюс прогулка по Стене тоже не самая легкая. Так что, возможно, решение приобрести билет на фуникулер будет правильным. Я, как суровый пешеход, решила пройти все пешком) Лично мне кажется, что сам вход на стену расположен неудобно: прямо посередине участка. Тем, кто любит ходить, как я, одну половину придется пройти два раза. Те, кто едут на фуникулере, просто начинают спускаться по Стене к выходу. Необязательно проходить весь участок: можно пройти от входа до фуникулера и на нем спуститься вниз. Можно прогуляться по одной половине и выйти там же, где зашли. Все на ваше усмотрение.
Прогулка по Стене — это постоянные спуски и подъемы вверх-вниз. В августе там было неимоверно жарко. Хотя, если в бойницу высунуться, то почувствуете прохладный горный ветерок) Сама Стена, конечно, впечатляет. Даже при том, что на Бадалине толпы народа круглый год и он очень сильно отреставрирован. Мы прошли весь участок от и до.
Идя по участку, можно увидеть, как Стена вьется вдаль по холмам. В голове только два вопроса: зачем и как? Зачем они ее строили и как они это сделали. Я, конечно, читала исторические справочники, но на самой Стене эти вопросы только усиливаются.
Наверху стены могут быть редкие продавцы с водой, мороженым и мелкими закусками. Цены ломят — мама не горюй. Морально готовьтесь к тому, что Бадалин — это самый популярный участок. Там всегда толпы людей, да такие, что сфотографироваться так, чтобы на фотографии не было никого, кроме вас, будет непросто, если совсем невозможно. Все потому что этот участок ближе всех к Пекину, и до него легче всего добраться. Если вы не сильны в китайском языке или побаиваетесь, что самостоятельно не доберетесь до других участков, советую начинать с Бадалина — и вдохновляет, и добавляет храбрости)
О чем нужно позаботиться заранее
- Если вы не знаете китайского языка, вам могут пригодиться карточки с нужными надписями. Продумайте, какие вам нужны, и распечатайте заранее. Одни мои знакомые ездили так в Пекин, и у них все получилось.
- Подумайте о еде и напитках. На стену уходит несколько часов, поэтому позаботьтесь о перекусе, если не планируете обедать в ресторане на территории парка. Еда и вода на Стене в три раза, а то и больше, дороже. Как вам: бутылочка воды за 5 юаней, когда в городе ее можно купить за 1? Если вы не против потратить в два раза больше денег на еду, чем в городе, то можно забыть об этом пункте. Но лично я дорогие рестораны, а тем более, в известных туристических местах, сознательно обхожу за триста метров. Как турист-дикарь обошлась водой, потому что по глупости не захватила ничего съестного. Кстати, большинство китайцев, даже богатых на вид, лезут на Стену с рюкзаками, полными всяких закусок. Чистоты стене это не прибавляет, конечно...
- Убедитесь, что ваша обувь удобная и не скользкая. Это очень важно, потому что некоторые участки на Бадалине настолько затерты ногами туристов, что ни них сложно удержаться и не катиться. Камни там реально блестят. В опасных и крутых местах есть перила.
- Определитесь со временем. Лучше всего выходить рано утром, чтобы часам к 9 добраться до Стены. Автобусы начинают ходить примерно с 6 утра. Приблизительно 2-3 часа на обход Стены, и тогда вторая половина дня будет свободна для других приключений. Но можно уделить Стене и весь день.
- Если вы едете не в разгар лета, то возьмите с собой хотя бы одну теплую вещь. Это все-таки горы.
Кстати, к вопросу о том, видна ли Великая Китайская стена из космоса. Разные источники утверждают разное. Но если подумать, то, скорее всего, нет. Это сооружение не тех размеров: в среднем, ширина стены около 6-8 метров, а высота — 8-10. И даже ее длина ситуацию не спасает. Вы, например, сможете разглядеть нитку с десятого этажа, будь она хоть с километр длиной?) К тому же, время оставляет свои следы. И во многих местах Стену уже на земле то не разглядишь, куда там из космоса. Хотя, возможно, если точно знать, где она находится, и можно что-то увидеть. Если доведется сгонять на МКС, расскажу)
После этого я была еще на трех участках, один из которых — начало Великой Китайской Стены. Бывать на Стене в разных местах — это не скучно: она везде разная с разным настроением. У меня навязчивая идея побывать на всех участках, до которых смогу добраться. Может быть, и получится осуществить)
Теперь электричка на Бадалин ходит с другого вокзала, станция метро Huoying желтая ветка.