Какие достопримечательности первыми приходят на ум среднестатистическому человеку, когда он слышит слово «Лондон»? Готова спорить – это Биг-Бен, Букингемский дворец и Тауэрский мост. Вот о последней мне и хочется рассказать подробнее.
История Тауэрского моста
Сейчас трудно представить столицу Великобритании без этого сооружения, возносящего свои неоготические башни над Темзой. Когда видишь Тауэрский мост, представляется (по крайней мере, так показалось мне, когда я подошла к Тауэрскому мосту в первый раз), будто он был сооружен где-нибудь в эпоху Тюдоров. Каковым же было мое удивление, когда я узнала, что этот мост – детище инженерных достижений викторианской эпохи.

Именно поэтому я решила как следует изучить историю Тауэрского моста, прежде чем даже прогуляться по нему. Ведь куда интереснее смотреть на сооружение, зная как, почему и когда оно было воздвигнуто. Понятное дело, что Лондон всегда нуждался в мостах, как в средстве коммуникации между густонаселенными северным и южным берегами Темзы. Необходимость в новой переправе через реку в разросшемся густонаселенном районе Ист-Энда стала нарастать в середине XIX века. Сначала в 1870 году под Темзой проложили тоннель «Тауэр-Сабвей», представлявший собой одкоколейную железную дорогу, по которой с помощью тросов и паровых машин двигался всего один вагончик, куда умещалась лишь дюжина человек. Стоит ли мне говорить, что транспортной проблемы это не решило? Тогда тоннель сделали пешеходным, за проход по нему взимали плату. Но многочисленный поток конных повозок и экипажей все так же вынужден был ехать вверх по течению до Лондонского моста.

В 1877 году был организован специальный комитет, который должен был решить эту проблему. Руководил им сэр Альберт Джозеф Алтман. Он объявил конкурс проектов, который длился целых восемь лет (скажите мне, они точно думали о бедных людях, которым тяжело было перебраться на другую сторону реки?), и, наконец, в 1884 из 50 вариантов был выбран один – проект одного из членов жюри Горация Джонса. Начались строительные работы в 1886 году и продлились еще восемь лет.

И только 30 июня 1894 Тауэрский мост был открыт для публики и транспорта. В церемонии открытия принимал участие сам принц Уэльский Эдуард с супругой принцессой Александрой.
Конечно, жителям понравился новый красивый и удобный мост, к тому же проезд и проход по нему был бесплатный, так что тоннель под Темзой вскоре совсем опустел и был продан владельцами водопроводной компании.
В 1910 были закрыты верхние галереи, служившие для переходов пешеходов по мосту в то время, когда его разводили. Произошло это потому, что лифты, поднимавшие пассажиров, были дороги в обслуживании, да и удобнее было просто подождать, пока пролет моста просто сведут снова после развода. К тому же верхние галереи очень скоро стали довольно непривлекательным местом для приличной публики: так вечно околачивались проститутки, торговцы опиумом и карманники.
Во время Второй мировой войны к двум паровым двигателям, отвечавшим за развод моста, добавили третий – перестраховывались из-за авианалетов на Лондон, ведь Тауэрский мост служил хорошей мишенью.

В таком виде подъемные системы моста просуществовали до 1974 года, когда они были заменены электрогидравликой. В 1982 году вновь открылись верхние галереи, но уже не для свободного прохода – здесь расположился музей моста, который вы можете посетить и сегодня.
В 2000 году была установлена компьютерная система дистанционного управления, но она давала сбои – части моста застревали, так что в 2005 году ее заменили специальные датчики. В 2008 году стало очевидно, что мост выглядит потрепанным – а на носу были олимпийские игры! Четыре года власти города бережно реставрировали исторический облик Тауэрского моста, даже оборачивали его полиэтиленом, чтобы старая краска не падала в Темзу и не загрязняла окружающую среду. Зато в 2012 году во время проведения летних олимпийских игр в Лондоне, Тауэрский мост стал едва ли не главным участником рекламной кампании этого события: он появлялся чуть ли не в каждом ролике, посвященном олимпиаде, а на верхних галереях красовались пять олимпийских колец.

В октябре 2016 года на мосту начались дорожные работы. Дорожное полотно на одном из самых оживленных мостов Лондона не менялось полностью с 1970 года, так что до декабря 2016 мост будет полностью закрыт для всех видов транспорта. Впрочем, его можно будет пересечь пешком. К счастью или к сожалению, не знаю, но я успела посетить мост до его закрытия для транспорта и понаблюдала на нем не только пешеходов, но и знаменитые красные двухэтажные лондонские автобусы.
Как добраться до Тауэрского моста
Тауэрский мост находится прямо по соседству с Тауэрским замком, благодаря которому и получил такое название.
Добраться до него можно несколькими способами:
- На метро. Станция Тауэр Хилл (Tower Hill), находящаяся на пересечении линий Дистрикт (District line) и Кольцевой (Circle line), расположена на северном берегу. Чтобы выйти к мосту нужно обогнуть Тауэр. Станция Лондон Бридж (London Bridge) на пересечении линий Джубили (Jubilee line) и Северной (Northern line) находится на южном берегу. Расплатиться выгоднее всего при помощи Oyster Card. Это карточка-проездной, на которую можно положить любое количество денег. В Лондоне несколько транспортных зон, чем дальше вы уезжаете – тем дороже приходится платить. К счастью, почти все достопримечательности, включая Тауэр и Тауэрский мост, находятся в пределах первой зоны. За поездку в пределах первой зоны с вас спишут 1,4 € (1,2 £).
- На автобусе. Следующие автобусные маршруты идут мимо Тауэрского моста: 15, 42, 78100, RV1. Здесь также можно расплатиться Oyster Card.
- На речном трамвайчике: Пожалуй, приятнее всего будет добраться до Тауэрского моста по реке. Регулярные речные трамвайчики оплачиваются также Oyster Card, но обходятся более дорого: примерно в 4 €. Если вы решите избрать именно этот вариант передвижения, вам понадобятся станции St Katherine Pier и Tower Pier на северном берегу реки или London Bridge City Pier на южном.
Устройство моста
Я, конечно, не инженер, но в устройстве Тауэрского моста попыталась разобраться хотя бы в общих чертах. С большим интересом я сходила на выставку и вот, что узнала.
Тауэрский мост стал достопримечательностью не только из-за своего внешнего вида, но и из-за своего оригинального для того времени устройства. Проблема для проектировщиков состояла в том, что они не могли просто построить обычный мост на одном уровне с набережной – это бы перекрыло пусть в бассейн Темзы многочисленным судам, а ведь в викторианскую эпоху река была куда более судоходна, чем сегодня.
Тауэрский мост не был первым разводным мостом в мире, однако в других странах пролеты моста разводили вручную, а здесь впервые использовали специальные механизмы, да такие совершенные, что развод моста даже в XIX веке занимал меньше минуты!

Две высокие башни сразу привлекают к себе внимание и делают этот мост таким узнаваемым. На самом деле они не целиком каменные, как может показаться на первый взгляд: внутренний металлический каркас облицован каменными блоками, чтобы мост сочетался по архитектурной стилистике с Тауэром. Изначально планировалось при отделке башен использовать более дешевый кирпич, но затем комиссия по строительству предпочла эстетику экономии. В башнях расположены лифты. Высота башен (а следовательно, и всего Тауэрского моста) – 65 метров. На уровне 44 метров – пешеходные галереи. Между башнями расположились две разводных секции (порядка 1000 тонн каждая). Длина моста – 244 метра.
Любопытные случаи и факты

Как и любое историческое сооружение, Тауэрский мост за годы своего существования оброс легендами и интересными фактами, о самых известных я напишу:
- Секции лондонского Тауэрского моста разводят не всегда на максимум, а ровно под размер корабля, проплывающего под ним. Но есть одно исключение: если на судне находится королева, то вне зависимости от его размера мост должен быть разведен полностью.
- Движение по Тауэрскому мосту в Лондоне невероятно интенсивное и составляет примерно 40 000 человек в день.
- Как мне показалось, Тауэрский мост является особым вызовом для летчиков! Первая попытка (и весьма успешная) пролететь между пролетами моста была совершена пилотом биплана Фрэнком Мак Клином в 1912 году. Другой инцидент случился 5 апреля 1968 года. Некий Аллан Поллак, узнав, что никаких мероприятий, посвященных 50-летию королевских ВВС Великобритании, в которых служил и он сам, не предусмотрено, решил устроить для лондонцев собственное авиашоу. Он летел на своем истребителе вниз по течению Темзы, мимо Парламента, все дальше, когда впереди замаячил Тауэрский мост. Хотя трюки такого рода и не входили в его планы, увернуться уже было невозможно, и Поллак пролетел прямо под пешеходными галереями. Командование представление не оценило: после посадки пилот был арестован, а затем уволен из ВВС по медицинским показаниям без возможности апелляции этого решения в военном суде. Летом 1973 года лондонский биржевой маклер Пол Мартин, обвиненный в махинациях на фондовой бирже, дважды пролетел между башнями Тауэрского моста в знак протеста против этого обвинения. Протест удался, но затем что-то пошло не так: Мартин повернул самолет к Озерному Краю и разбился спустя два часа.
- Протестовать при помощи Тауэрского моста пытались не только летчики. На рассвете 31 октября 2003 года Дэвид Крик в костюме Человека-паука залез на башенный кран, расположенный возле моста. Он был членом организации «Отцы за правосудие» (Fathers 4 Justice), которая борется, как следует из названия, за права отцов в Великобритании частенько при помощи именно таких эпатажных выходок. Полиция перекрыла не только движение по мосту, опасаясь как за жизнь самого протестующего, так и за безопасность автомобилистов, на которых тот мог упасть, но близлежащие участки дороги, что вызвало сумасшедшие заторы на дорогах и бесконечное раздражение лондонцев, усугубившееся тем фактом, что английский Человек-паук просидел на мосту целых шесть дней.
- Самый, на мой вгляд, впечатляющий случай, связанный с Тауэрским мостом, произошел в декабре 1952 года. Знаменитый лондонский двухэтажный автобус следовал по своему обычному маршруту № 78. Завернув с южного берега Темзы, он въехал на Тауэрский мост как раз тогда, когда пролеты стали разводить (из-за ошибки работника не загорелся предупредительный сигнал). Водитель Альберт Гантер был вынужден принять поистине невероятное решение. Разогнавшись, он рванул вперед и автобус, пролетев над водой около полутора метров, благополучно приземлился на северную часть моста, которая еще не начала подниматься. Гантер прославился и получил денежное вознаграждение за свой подвиг от городских властей.
Что посмотреть
Кому-то может показаться, что Тауэрский мост не так уж и стоит посещения. В конце концов, это просто мост. Однако я бы посоветовала не поддаваться скепсису и все-таки заглянуть в этот памятник архитектуры.
Кроме того, чтобы просто полюбоваться видом на символ Великобритании – Тауэрский мост и погулять по нему взад-вперед, можно посетить выставку, расположенную в башнях и пешеходных галереях. На то, чтобы обойти всю экспозицию, вы потратите примерно полтора часа, по крайней мере у меня ушло примерно столько времени. С помощью мини-фильмов и мультиков, а также интерактивных дисплеев, вы сможете в подробностях узнать историю строительства моста, проследить за его изменениями во времени. Меня больше всего порадовала возможность посетить викторианское машинное отделение (в отдельном здании рядом с южной опорой) и посмотреть на паровые котлы и прочие механизмы, которые приводили в движение пролеты моста в былые дни. Внутри башен работают современные лифты, которые поднимут вас к пешеходным дорожкам, но можно воспользоваться и сохранившимися с викторианских времен лестницами.

Самая соль посещения выставки Тауэрского моста расположена в верхних галереях. Во-первых, это, конечно, потрясающий вид, который открывается отсюда на Лондон, а интерактивные дисплеи помогут вам узнать больше о тех архитектурных достопримечательностях, которые вы увидите. А во-вторых, – это стеклянный пол в 11 метров длинной и 1,8 метров шириной, сквозь который можно наблюдать поток пассажиров, автомобилей и двухэтажных красных автобусов внизу, а если повезет – то собственно и развод моста.

Кстати, я подскажу, что «везение» можно и спрогнозировать: на официальном сайте Тауэрского моста не только вывешено расписание развода пролетов, но и название кораблей и направление их движения по реке – вверх или вниз по течению. Правда, стоит учитывать, что в это время в пешеходных галереях скопится много людей, и вы можете не попасть туда из-за них, ведь в наши дни мост разводят не так уж часто – примерно раз в неделю (а вот во времена старой доброй Англии при правлении королевы Виктории мост разводили до 50 раз за сутки).

Вход на выставку находится в северной башне (той, которая ближе к Тауэру). На выходе с выставки вы получите возможность посетить сувенирный магазин. Там можно купить любой сувенир с Тауэрским мостом – от магнита за 3,32 EUR (3 £) до футболок за 44,23 EUR (40 £). Но надо отметить, что Тауэрский мост – поистине символ Лондона, так что его изображения вы будете встречать повсюду, в любой сувенирной лавке и вполне вероятно, что дешевле, чем в этом магазине при выставке.

Выставка в башнях Тауэрского моста открыта с апреля по сентябрь с 10.00 до 17.30, с октября по март – с 9.30 до 17.00. Не работает она только с 26 по 26 декабря.
Сколько стоит посещение Тауэрского моста
Проход по мосту абсолютно бесплатен. Также не взимается плата и с автомобилей, проезжающих по нему, и с кораблей, ради которых Тауэрский мост разводят. Вход на выставку обойдется для взрослого в 9,95 EUR (9.00 £), для детей от 5 до 15 лет – 4.31 EUR (3.90 £). Вход детям до пяти – бесплатный.
Льготный проход предусмотрен для студентов, которые могут подтвердить свой статус удостоверением, и пожилых людей старше 60 лет – 6.97 EUR (6.30 £) за билет).
Лица с ограниченными физическими возможностями не платят за вход.
И вообще, стоит ли?
Нет никаких сомнений в том, что стоит увидеть воочию это чудо викторианской техники. Это действительно удивительно красивое монументальное сооружение, дающее своей мощью и элегантностью хорошее представление о духе английской нации времен ее расцвета.
Стоит ли посещать выставку? Это действительно серьезный вопрос. Мой ответ «да», если вам интересны инженерные конструкции и механизмы, если вы интересуетесь историей мостостроения или если вы просто фанат лондонского Тауэрского моста. Если вы любитель красивых видов – то, посетив верхние галереи, вы, конечно, получите большое наслаждение, но стоит ли платить за это девять фунтов? Решать вам. Но все-таки не забывайте, что в Лондоне очень много мест, откуда вы можете полюбоваться на столицу с высоты. Например, с купола собора Святого Павла открывается не менее захватывающий вид. Про небоскребы я вообще молчу, а ведь в некоторые из них можно попасть совершенно бесплатно (например, я с большим удовольствием посетила небоскреб на 20 Fenchurch Street, прозванный The Walkie-Talkie).

Одно очевидно: какой бы способ посмотреть на Тауэрский мост вы не выбрали – с выставкой или без – равнодушным он вас не оставит. Это архитектурное чудо просто не может оставить равнодушным, и в реальности оно еще красивее, чем на любых фото. Убедитесь сами!