Музеев, которые вызывали бы мое восхищение и желание рекомендовать их всем-всем-всем, мне довелось посетить довольно много. Британский Музей и Музей Виктории и Альберта поразили меня своими богатейшими коллекциями культурного наследия разных народов, Леннусадам в Таллинне запомнился уникальными экспонатами: действующая подлодка и ледокол начала 20 века, которые можно исследовать, – что может быть круче? Однако музей, где я пробродила вплоть до закрытия и мне этого было мало, встретился пока лишь один – это Музей Лондона.
Части туристы относятся к нему скептически: объём его коллекции не так уж велик, забавных или знаменитых экспонатов здесь нет, и в рейтингах лучших музеев Лондона он, в отличие от Национальной галереи, Tate Modern или Музея Мадам Тюссо, не значится. Но если вы действительно хотите узнать настоящую Англию, понять островное мышление и увидеть, чем жил один из древнейших городов мира с момента появления здесь первых людей до современности, вам непременно стоит заглянуть сюда.
Что отличает музей Лондона от остальных музеев
Мне всегда казалось, что самое главное в музее – не просто увидеть экспонат, но понять, какую роль он играл в жизни людей определенной культуры и эпохи, какая за ним стоит история и как много он может нам рассказать. Когда мы видим древнегреческие вазы, старинные карманные часы или кожаные ботинки, которые носили в 3 веке нашей эры, как много мы узнаем об истории развития общества в целом? Эти вещи рассказывают нам лишь об отдельных аспектах быта разных времен. Однако когда эти же самые предметы погружают в контекст эпохи, мы будто переносимся в прошлое и история оживает. Например, заглянув в мастерскую обувщика 3 века, мы обнаруживаем, насколько было развито его ремесло уже в то время и как примитивны были его орудия, как кропотливо он трудился над каждой парой и насколько сложнее и дольше было изготовление любых туфель или ботинок. Поразительно, насколько меняется восприятие тех же самых предметов, когда они оказываются в правильном окружении.
Музей Лондона прекрасно справляется с этой задачей: пусть некоторые его уголки излишне театральные, они дают нам реальное представление о том, как жили лондонцы на протяжении 20 с лишним веков: о чем они думали, как питались, чем занимались, куда ходили и как одевались, как лечились и как решали простые бытовые задачи.
Мода, техника, культура, прикладные искусства и ремесла, градостроительство и архитектура – всё здесь оживает, чтобы рассказать нам историю такого великого и такого разного города. Для меня эта живость и наглядность стала потрясающим открытием. Где еще вы под одной крышей найдете типичные дома и мастерские времен Римской империи, Сад Желаний 19 века, торговую улицу 1880-х, тюремную камеру и карету 17 века? Музей Лондона – один из лучших примеров того, каким должны быть музей: экспонаты, свет, аудио, фильмы, проекции, интерактивные игры и даже запахи – всё здесь позволяет прочувствовать атмосферу разных эпох и понять истинного англичанина!
Где находится Музей Лондона
Музей Лондона (на карте обозначен цифрой 1) расположился не в самом туристическом, зато довольно модном среди лондонцев районе Барбикан. Помимо самого музея, здесь находится крупный культурный центр Барбикан (цифра 2), где расположились одноименные галерея и театр, а также многочисленные арт-кафе и кофейни с видом на симпатичные искусственные водоемы.
Выбор такого места для музея об истории города не случайно – дело в том, что здесь расположилась довольна большая часть старинной городской стены, London Wall, которая была возведена вокруг Лондониума еще во времена римского правления городом. Так что это – один из самых древних районов города, хотя многие туристы об этом и не знаю. В хорошую погоду обязательно осмотрите не только музей, но и соседние улочки, тем более что от такого туристически значимого объекта, как Собор Святого Павла (цифра 3 на карте), сюда можно дойти пешком всего за 10 минут.
Если же вы направляетесь в музей из других районов города, можете воспользоваться общественным транспортом – метро или автобусом:
- Ближайшие к музею станции метро – Barbican, St. Paul и Moorgate, их расположение обозначено на карте цифрами 4–6, соответственно.
- Ближайшая к музею автобусная остановка так и называется – Museum of London, цифра 7, она расположена на улице Aldergate Street и здесь проходят автобусы 4 и 56, еще одна автобусная остановка есть на улице London Wall, цифра 8, сюда можно доехать на 100 автобусе. В шаговой близости на окрестных улицах проходят также автобусные маршурты 8, 25, 172, 242 и 521, посмотреть расположение остановок можно на официальном сайте транспортной сети Лондона.
Если же вы вдруг решите добраться сюда на автомобиле, в районе есть две парковки – NCP на Aldergate Street, стоянка до 6 часов обойдется вам в 14 EUR (12 фунтов). Подробнее о положении парковки и ценах можно узнать на официальном сайте, и парковка London Wall, цены можно посмотреть вот здесь.
Если же будете добираться на такси или пользоваться навигатором, точный адрес музея: Museum of London, 150 London Wall, EC2Y 5HN. И учтите, чтобы войти в музей, надо подняться на пешеходный мостик над перекрестком, доступ на него есть со стороны улиц Aldersgate Street; London Wall и центра St Martin's-le-Grand. Просто следуйте указателям, и вскоре окажетесь на площадке со скульптурой коня между двух дисков – работа современного британского художника Кристофера Ле Бруна. Композиция, на мой взгляд, странная, зато в качестве ориентировочного знака подойдет идеально.
Экспозиции музея
Меузей Лондона, как и многие другие, построен по хронологическому принципу, однако если определенная эпоха в истории города вас не интересует, вы почти всегда можете миновать эту часть экспозиции, двигаясь в соответствии с указателями.
Если боитесь потеряться, то на стойке информации на входе в музей можете приобрести за 1 фунт подробный план экспозиции, учитывая, что музей бесплатный, такое небольшое пожертвование на его развитие – простой знак вежливости. Интерактивную карту и планы этажей можно изучить заранее на официальном сайте музея.
Доисторические времена
Лондон до Лондона (London before London) – именно так называется первая часть экспозиции, которая больше напоминает археологический музей. Прогулявшись среди представленных в этой части музея экспонатов, вы сможете узнать, как менялся климат, флора и фауна на территории современной Великобритании на протяжении тысячелетий, посмотреть, в каких районах Англии жили первые племена и как выглядели орудия первобытного человека. Сразу предупрежу, если вы, как я сама, не большой любитель археологии, эти залы могут показаться вам скучным, так что можете смело проходить мимо.
А если всё же загляните сюда для проформы, обнаружите ряды заточенных разными способами костей и камней, которые человек постепенно учиться соединять, чтобы использовать более эффективно. Когда я прогуливаюсь вдоль этих витрин, у меня в голове проносятся лишь мысли о том, как стремительно прогрессирует человечество: когда-то нашим предкам требовались сотни лет, чтобы научиться более эффективно точить камень, и путь от первого каменного орудия до полноценной мотыги занял почти тысячу лет, а к созданию ножей и мечей люди и вовсе шли полторы тысячи лет, тогда как сегодня наша жизнь, бытовые предметы и технологии меняются кардинально каждое десятилетие, а в некоторых областях и вовсе каждые два-три года!
Побродив среди скелетов доисторических животных и примитивных орудий, вы доберетесь до тотемов и жертвоприношений, которые древние английские племена оставляли на дне Темзы для живших в реке богов. Заканчивается экспозиция с появлением первых монет, металлических предметов быта вроде булавок и ключей, а также стеклянной бижутерией. Мы на пороге одного из величайших периодов в истории Лондона.
Римский город Лондониум
С этих залов для меня и начинается потрясающе сказочный музей Лондона – тот, где история действительно становится наглядной, ожившей, манящей. На входе нас встречают массивные древние плиты и несколько сохранившихся древних скульптур, а из окон открывается вид на часть древней городской стены, окружавшей когда-то самый северный город великой Римской империи. Чтобы понять, как выглядел город на заре нашей эры, обратимся к моделям: мастера в деталях воспроизвели для нас порт с множеством небольших и изящных лодок. Сложно поверить, что именно на таких кораблях когда-то покоряли океаны и отправлялись в далекие рискованные путешествия купцы – сегодняшние грузовые баржи лишены всякой романтики.
Другая модель предлагает взглянуть на центральную площадь города: невысокие, но длинные белые дома с красными крышами своей простотой и лаконичностью напоминают восточную архитектуру. Помимо дворца в центре города располагалась просторная рыночная площадь, где в дни празднеств весь город собирался наблюдать за гладиаторскими боями. Здесь же, в соседней витрине? можно увидеть то, что было на прилавках местных торговцев: посуда (эти изящные античные кувшины и вазы), украшения – металлические кольца, броши, подвески и серьги, а также игральные кости и небольшие фигурки животных – предметы декора.
От простой витрины движемся вглубь римского города. Проходя мимо лавок обувщика и мясника мы будто приближаем масштаб на карте: только что рассматривали на модели весь квартал, а вот теперь гуляем по нему. Мерные весы с внушительными крюками, которые легко сойдут за оружие, простые кожаные ботинки, сшитые вручную и с набитыми на подошве металлическими гвоздиками, чтобы не скользили, – множество, кажется, случайных предметов воссоздают атмосферу прошлого и мне начинает казаться, что я уже вижу этого мастера за работой, а позади него мальчишку-подмастерья, который только начинает учиться ремеслу.
С улицы мы попадаем в дома. Жилище бедняка оказывается совсем крошечным: кровать, шкафчик, здесь же стол – и посуда, и игральная доску с незавершенной партией игры, похожей на нарды, и какие-то бумаги и документы. В углу виднеется туалет и умывальник, все жилище не больше нашей современной ванной комнаты.
Дальше мы попадаем в дом зажиточного горожанина. Первым делом в глаза бросается мозаичный узор на полу и наличие в доме мягкой мебели: диван и кресла, обитые неяркой тканью, журнальные столики с вазами и кувшинами, расписанные птицами и цветами стены. В витрине в углу расположились женские безделушки – она (сама витрина) имитирует туалетный столик богатой дамы, у которой есть широкий выбор заколок и булавок, бус и перстней. Мы видим здесь же и очаг, на котором готовится еда, – он намного чище, чем можно было бы предположить.
В витрине представлена типичная кухня, а в наушниках здесь же можно послушать рецепты типичных блюд 1–3 века. Грустно осознавать, что эта развитая цивилизация была разрушена: варвары не оставили камня на камне в Лондиниуме, так что в следующих залах мы будто перемещаемся в прошлое.
Средневековый Лондон
Жилище лондонца в начале 5 века оказывается куда скромнее и ненадежнее чудесных каменных домов времен римского владычества. Кельтский дом больше похожи на примитивную лесную хижину: деревянные стены, крытая хворостом крыша, костер-очаг с котелком в центре и жесткие лавки-кровати вдоль стен.
Вместо изящных ваз в витринах – статуэтки-тотемы, языческие верования до сих пор играют большую роль в жизни горожан, особенно сильна вера в приметы. Больше всего запомнились мне многочисленные вазы и сосуды с лицами – то смеющимися, то одевающими или снимающими маску. Это был типичный декоративный мотив в английском прикладном творчестве тех лет, но мне он показался невероятно современным и забавным.
Однако популярность среди лондонцев набирает и христианская религия – не случайно в этих залах мы находим большое количество религиозных предметов: от украшений с изображением богов и христианских символов до книг со священным текстами. Модель собора Святого Павла, выстроенного в средневековье, приятно удивит вас (особенно если только что вы осмотрели современное здание). Оказывается, когда-то вместо круглого купола собор украшал острый шпиль и здание было куда более мрачным, сочетая в себе яркие черты романского и готического стилей.
Обязательно сыграйте в этой части экспозиции в интерактивную обучающую игру, которая позволяет вам создать персонажа и прожить типичную жизнь простого человека того времени. Лично я в ходе игры узнала много интересного: например оказалось, что об учебе девушке можно было и не мечтать, найти работу было отнюдь не просто, а самым главным решением было, как удачнее выйти замуж. Забавные комментарии от персонажей позволяют больше узнать о нравах и взглядах людей того времени.
От религиозной жизни переходим к светской: в следующих залах представлены небольшая реконструкция типичной гостиной лондонца 15–16 веков: детская деревянная лошадка, деревянная мебель, на стенах – картины, на столе – лишь самое нужное. Кажется, люди, даже довольно богатые, стремятся к жизни скромной, без излишеств, их дом обставлен просто, но функционально.
Зато места для публичных развлечений отличаются размахом и кажутся, более расточительны. Мы можем в деталях рассмотреть модель цилиндрического театра Глоб. Забавно видеть, что когда-то места в партере были для бедной публики, так как они располагались под открытым небом, в отличие от лож и балконов, размещавшихся под крышей также, как и сцена. Как всё поменялась за последние 5 веков!
Последняя часть этой экспозиции посвящена борьбе с одной из главных проблем тех лет – с болезнями. В 16 веке в Лондон пришла черная болезнь – чума – и суеверные, непросвещённые горожане пытались спастись от опасности поистине диковинными способами. Особенно любопытным для меня стал стенд с пахучими смесями: вы можете не только прочесть, но и понюхать, чем отпугивали болезнь – здесь и лаванда, и гвоздика, и экскременты. Такое знакомство со средневековой культурой оказывается очень наглядным.
Однако только жители города оправились от одной напасти, в город пришла другая беда – знаменитый Лондонский пожар 1666 года. Обязательно загляните в мини-кинозал, где на повторе идет небольшой документальный фильм о пожар, а на диораме города по мере рассказа подсвечиваются участки, которые охватывало пламя. Сложно представить, как люди пережили этот ужас: из-за сильного ветра, менявшего направление, пожар не могли потушить пять дней, раскаленные камни в здании собора просто взрывались от жара, тысячи домов были разрушены до основания. Этот пожар стал еще одним переломным моментом в истории города, и, как и приход варваров-викингов, вновь полностью изменил облик города.
Расширение города
Отстроенный на пепелище город растет с невероятной скоростью: сюда стекаются дельцы и предприниматели со всей страны, а также ищущие удачи мастера и торговцы из других стран, так что вскоре Англия становится мастерской мира, а Лондон – главным торговым и финансовым центром Европы. Жизнь горожан заметно меняется, этикет становится более сложным, большее внимание начинает уделяться таким мелочам, как правильный выбор фасона платья, фарфорового сервиза или куклы для ребенка. В этих залах можно увидеть, к каким крайностями могла привести жизнь тогдашнего предпринимателя. В одной части экспозиции мы можем заглянуть в камеру долговой тюрьмы, где за массивной железной дверью в комнатушке с голыми деревянными стенами, неудачливые предприниматели и игроки выводили надписи-назидания будущим арестантам. А в другой части зала нас ждет Сад Наслаждений – интерактивная экспозиция, воспроизводящая уютный сад для избранного общества, которое за чашечкой чая обсуждало последние политические новости и моды.
Особенно интересны эти залы окажутся для любителей моды – в витринах представлено множество фасонов платьев и мужских костюмов того времени, в подсвеченных витринах-вставках под ногами можно рассмотреть туфельки тех лет, а в витринах – веера, перчатки, сумочки и прочие аксессуары.
Victorian Walk – одна из лучших частей музея – провожает нас из одной эпохи в другую, воспроизводя торговый квартал 19 века, где есть и лавка галантерейщика, и кондитерская, и магазин игрушек, и адвокатская контора, и парикмахерская. Прогуливаясь вдоль витрин и заглядывая в небольшие «заведения», мы можем убедиться в том, что в Англии тех лет производили и продавали абсолютно всё. Кажется, только здесь можно пробродить час, а ведь это – лишь малая часть этого потрясающего музея. Оказавшись на этой улочке, я в какой-то момент забыла, что нахожусь в музее – всё вокруг больше напоминало очень реалистичные декорации для съёмок фильма. И следующие залы оказываются еще более кинематографичны!
Столица мира
Из 19 века мы переносимся в бурлящие 1900-е, и Лондон оказывается мировым мегаполисом, где сливаются культуры, звучат разные языки, а классические символы города – красная телефонная будка и лондонские кэб – теряются на фоне общих, глобальных символов времени.
Здесь мы видим и эпоху джаза с таким яркими дамскими нарядами, расшитыми перьями и стеклярусом, и зарождение протестных движений, листовки и брошюры первых суфражисток, и символы общества потребления с его показной роскошью – чего только стоят ярко подсвеченные двери лифта из мультибрендовго магазина Selfridges.
Время будто растягивается здесь: если раньше один зал отражал несколько веков, то здесь с трудом умещается несколько десятилетий, и кажется, что каждое течение старается перекричать остальные. Так, еще слышатся звуки джаза, а мы уже проходим мимо портретов знаменитых зачинателей рок-движения. Создатели музея сознательно подчеркивают, каким сложным и наполненным смыслами становится современный мир, как меняется облик города. Здесь уже явственно чувствуется современный Лондон – город, где невозможно заскучать, ведь здесь найдется место и развлечение на любой вкус. «Если вы устали от Лондона, вы устали от жизни», – сказал однажды поэт Сэмюэл Джонсон, и его слова стали своеобразным девизом города.
Информация для посетителей
Вход в Музей Лондона, как и во многие другие ключевые музеи в городе, совершенно бесплатный, так что заглянуть сюда стоит, даже если у вас совсем немного времени: выбирайте наиболее интересный для вас период и изучайте его в деталях, не поленившись посмотреть и документальные фильмы, и поиграть в интерактивные игры. Узнать больше об экскурсиях и специальных программах – лекциях, мастер-классах, фестивалях – можно на официальном сайте музея.
Открыт музей каждый день с 10:00 до 18:00, однако залы закрываются в 17:40, последние 20 минут посетителям предлагают провести в сувенирном магазине.
Здесь можно приобрести различные сувениры с принтами по мотивам ключевых произведений экспозиции – мне особенно понравилась декоративная иллюстрация, посвященная 350-летней годовщине лондонского пожара, которую город отметил 2016 году. Шоколад, печенье, чай, тетради, подставки под горячее, кухонные полотенца, карманные зеркала – принт размещают почти на всем! Однако цены кусаются – самые дешевые варианты обойдутся в 6–7 EUR (5–6 фунтов). Помимо этого, музей Лондона радует отличной подборкой книг об истории города, тематическими путеводителями и альбомами фотографий. Если вы хотите пополнить свою библиотеку книгой об этом городе, обязательно посмотрите книги здесь: можно найти ограниченные издания, выполненные специально для музея, цены же будут стандартными, порядка 12–18 EUR (10–15 фунтов) за книгу. Самое дешевое, что можно приобрести здесь, как и везде, это открытки, – 0,9 EUR (0,75 фунта) за почтовую и 2,35 EUR (2 фунта) за поздравительную (открывающуюся) открытку с конвертом.
***
Сделать историю интересной и наглядной – нелегкая задача, и я еще не видела примера музея, который справился бы с ней лучше, чем Музей Лондона. Каждая эпоха уникальна, и здесь ты по-настоящему хорошо понимаешь особенности каждого периода в жизни города, а через него – и всей страны.
Музей Лондона смотрит на то, как жил и развивался город с точки зрения горожан: что занимало их думы, как они одевались, куда ходили, чем занимались. И такое знание мне намного ближе и интереснее, чем сухие статистические факты из учебников истории. Прошлое может оживать, и я приглашаю вас отправиться туда, где воспроизвели два тысячелетия из жизни великолепного города.