В Танзании мы испытали на себе все виды транспорта кроме самолета: ездили автостопом, ходили на лодках, перемещались на автобусах, а под конец воспользовались и поездом. В этой статье мы расскажем о том, стоит ли перемещаться в Танзании на поездах, сколько это стоит, и какие нюансы существуют в таком способе передвижения.
На данный момент в Танзании действуют только две железнодорожные линии:
- Тазара, соединяет Дар-эс-Салам и Капири Мпоши (Замбия), проходит через Мбею.
-
Центральная линия, Дар-эс-Салам — Мванза, проходит через Кигому, Табору и Мпанду.
Tazara
Начнём с самого популярного среди туристов маршрута — линии Тазара. Так называется железнодорожная станция в Дар-эс-Саламе, с которой отправляется поезд. Этот маршрут прекрасно подойдет желающим проехать по земле до водопада Виктория: садитесь на поезд в Дар-эс-Саламе, два дня в пути, и вы на станции Kapiri Mposhi, что в двухстах километрах от Лусаки (столицы Замбии), откуда любым удобным вам способом проезжаете еще 700 км до Ливингстона.
Подробнее о пунктах отправления и прибытия этого поезда будет ниже, а сейчас немного о процессе оплаты проезда.
Покупка билетов
Купить билет на этот поезд можно либо по телефону, либо в кассе вокзала. Других вариантов пока что нет. Наш опыт показывает, что на деле работает только последний: мы пытались дозвониться до касс две недели, и за это время никто ни разу не снял трубку.
Классов в поезде четыре:
- 1 класс — 4-х местное купе,
- 2 класс — 2-х местное,
- 3 класс — “суперсидячий”,
- 4 класс — просто сидячий (на деле между 3 и 4 классом разницы нет никакой).
Экономить не советуем: даже если на вокзале вам скажут, что в “суперсидячем” классе спинки кресел откидываются, знайте — это не так. В таком вагоне вам двое суток придется ехать в условиях русской электрички, тем более, что разница между купе второго класса и “сидячкой” составляет всего 5 USD.
Стоимость билетов, расписание поездов и другую информацию можно найти здесь. При покупке билетов у вас попросят загранпаспорт, а также за час до посадки вам понадобится поставить свою подпись в какой-то специальной книжке: мол пассажир такой-то пришел и готов ехать.
Билеты в купе лучше брать заранее, особенно во время международных праздников, так как места раскупаются очень быстро, и, в основном, туристами. При этом лучше не рисковать, пытая счастья по телефону, а приехать сразу на железнодорожную станцию Tazara в Дар-эс-Саламе. Если вам все-таки не повезло, и все лежачие места раскупили, а ехать нужно срочно, не переживайте сильно: как только зайдете в поезд, сразу ищите проводника и просите его закрепить за вами первое же освободившееся место в купе. В отличие от наших поездов, в танзанийских с вас возьмут не полную сумму стоимости места, а лишь разницу между купе и сидячим классом, то есть примерно 5 USD. С проводником нужно быть настойчивым и напоминать о себе как можно чаще — про вас спокойно могут забыть.
Важно! До Лусаки поезд не идет, так как в Замбии используются другие рельсы, по которым танзанийский поезд проехать не может. Конечная станция Kapiri Mposhi находится в 200 километрах от столицы Лусаки, до которой вы легко сможете доехать на такси, автобусе или попутке.
Автобусы до Ливингстона (водопад Виктория) тоже могут стоять прямо возле станции, нужно только поспрашивать водителей. Все туристические компании Замбии также предоставляют услугу по аренде машины или микроавтобуса, который может забрать вас у станции и домчать прямо до Ливингстона, но, как и в Танзании, в Замбии цены для туристов очень высоки.
Паспортный контроль проходит прямо в поезде, выходить никуда не нужно. Длится он долго, но если вам посчастливилось ехать в сидячем вагоне, лучше подойти к кому-то из проводников и попросить сообщить визовым офицерам, что в поезде есть туристы и в сидячке. Скорее всего, это их удивит, так как обычно все иностранцы покупают билеты исключительно в первый и второй класс. Если вам нужна бизнес-виза Замбии, её тоже можно оформить прямо в вагоне, просто это займет немного больше времени.
Классы поездов и удобства
Теперь о самом поезде.
Поезд Makuba
Мы ездили экспрессом Makuba, который идет с пятницы по воскресенье. Этот поезд новый и очень удобный. Если бы нам не пришлось двое суток ехать в сидячке по причине отсутствия мест в купе, то поездка была бы отличной, потому что китайцы, которые делали поезд, постарались на славу:
- если вы едете первым классом, то в вашем распоряжении будет полка в четырехместном купе, точно таком же, как в наших поездах;
- в купе второго класса полок шесть — это уже не так удобно, но выспаться все же можно.
В каждом купе есть вентилятор и радиоприемник; первый работает слишком мощно, второй — слишком громко, но и то и другое можно выключить с помощью кнопки, что располагается возле двери.
В некоторых туалетах первого класса есть даже лейки для душа, но больше всего нам понравились небольшие ванные комнатки посередине каждого вагона, в которых можно спокойно умыться или посмотреть в зеркало, не дожидаясь, пока освободится туалет.
В сидящих вагонах таких комнаток нет, зато есть отдельно стоящие раковины в каждом тамбуре, да и пользоваться туалетами первого и второго класса вам никто не запретит.
Важно: все купе раздельные для мужчин и женщин. Если вы едете парой и принципиально хотите ехать вместе, придется выкупить купе полностью.
Кроме вагона-ресторана в поезде есть бар, в котором вечерами проходят настоящие мини-вечеринки, куда стекаются все обитатели поезда и опять же в большинстве своем — туристы. Имеется ещё что-то вроде лаунж-зон” с четырьмя диванами, где отдыхали обитатели купе — преимущественно корейцы.
Еда в ресторане была дешёвой: неважно, ужин, завтрак или обед — любое блюдо стоило 2 USD. Рис на гарнир и говядина или курица на выбор — все было вкусным, хоть и не очень сытным. Воду (1 USD за 1,5 литра) и пиво продавали по уличным ценам , а не за пол-состояния, как в наших вагонах-ресторанах. Расплачиваться в поезде можно только наличными, причем первые сутки — танзанийскими шиллингами, а вторые, после границы — замбийскими квачами. Поменять деньги можно прямо в поезде по нормальному курсу.
На некоторых сайтах можно найти информацию о том, что этот поезд пересекает несколько национальных парков, но, к сожалению, по маршруту Дар-эс-Салам — Капири Мпоши ничего особого красивого из окна увидеть не удастся, так как парки вы будете проезжать ночью. А вот в обратном направлении, действительно, возможно полюбоваться некоторыми дикими животными, правда, на большом расстоянии.
Поезд Kilimanjaro
Кроме экспресс-поезда Makuba по такому же маршруту ходит поезд Kilimanjaro. Разница заключается в том, что он дешевле, но и не такой удобный и новый — так написано на сайте. Например, в этом поезде нет лаунж-зоны, и в целом интерьер вагонов выглядит не так ново, как у Makuba.
Стоимость билетов на этот поезд на 20 % ниже, чем на экспресс, но по времени он идет столько же, правда, не в выходные, а со вторника до четверга.Этот поезд не так популярен среди туристов, хотя места в 1 и 2 класс раскупают так же быстро. Билеты также продаются в кассах вокзала TAZARA.
Central Line
Кроме линии в Замбию, в Танзании существует еще одна железная дорога, идущая на запад, в Мванзу — она называется Центральной.
Классы поездов и удобства
Есть несколько типов поездов:
- экспресс, без остановок идущий из Дар-эс-Салама в Кигому;
- медленный, идущий по тому же маршруту с остановками в Додоме и Таборе;
- еще один медленный, идущий только в Табору, но тоже с остановкой в Додоме. Кроме того, со станции Таборы можно пересесть на поезд, идущий в Мпанду. В Мбею поезд идет исключительно из Кигомы и только три раза в неделю (в воскресенье, вторник и четверг), то есть можно сесть на поезд в Дар-эс-Саламе, но придется делать длинную ночную пересадку в Кигоме.
Экспресс — новый поезд, котрый включает в себя первый (2 спальных места) и третий класс (сидячий). Брать билеты на такой поезд нужно сильно заранее, так как места быстро раскупают.
О состоянии остальных поездов ничего неизвестно, но на сайте сказано, что они тоже включают в себя такой же первый класс, второй с шестью “кроватями” и третий сидячий.
Медленных поездов три, все они отправляются в разное время и содержат разные вагоны. Расписание и состав вагонов можно посмотреть на картинке, но и то, и другое лучше уточнять на железнодорожной станции — информацию могут поменять:
Кстати, все эти поезда уходят со станции Dar es Salaam Tanzania Railways (Central Railway Station). Всю информацию об этом поезде, расписание и цену можно узнать на том же сайте, что я давал выше.
Резюмируя
На этом история о поездах в Танзании может быть законченной. В настоящий момент в Арушу, самый туристический город страны, поезда не ходят, но правительство Танзании обещает запустить их в ближайшую пару лет. Путешествуя в поезде, следите за своими вещами и будьте особенно внимательны на железнодорожных станциях. Мы уверены, что поезда — это один из лучших способов путешествовать по Танзании: это не только безопаснее и комфортнее автобусов, но и дает возможность завязать новые знакомства. Удачи!