Знаменитый музей Прадо, что находится в Мадриде, был моей заветной мечтой. И это тот случай, когда реальность превосходит желаемое. По многочисленным версиям многочисленных рейтингов музей Прадо всегда входит в двадцатку лучших из мировых. Нет смысла навязывать его, но, если вы увлекаетесь живописью, было бы крайне неразумно пропустить посещение этой сокровищницы.
Меня, в первую очередь, манили туда Веласкес и Эль Греко. Однако увезла я оттуда в своем сердце куда больше. Ведь коллекция музея включает в себя не только испанскую, но и итальянскую, фламандскую живопись и работы художников и скульпторов из еще очень многих стран.
История создания коллекции
Музей Прадо впервые был открыт в ноябре 1819 года. Однако очевидно, что произошло это не на пустом месте. В основу коллекции музея легли картины, которые собирались испанскими представителями королевской власти на протяжении трех сотен лет. Уже в XVI веке в коллекцию входили не только работы испанских художников, но и фламандских мастеров. Все картины тогда размещались в загородной резиденции El Prado. Современное здание музея было построено значительно позже. И название его менялось несколько раз, прежде чем установилось известное сегодня на весь мир — Прадо.
Говоря об истории музея, было бы несправедливо не упомянуть королеву Изабеллу Браганскую и короля Фердинанда VII, благодаря которым музей и стал доступен широкой публике — они считаются официальными основателями музея. На тот момент в коллекции музея было 311 картин, которые размещались в трех залах того же здания, что и сегодня.
Итак, отдав почести всем, благодаря кому мы сегодня имеем возможность видеть тысячи восхитительных картин в одном месте, обратимся наконец к самому интересному, к тому, что сегодня представляет из себя Прадо.
Здание музея
Здание, в котором разместился музей, само по себе уже является памятником архитектуры. Однако в отличие от таких музеев, как Эрмитаж или Лувр, которые разместились в бывших королевских дворцах со свойственной им помпезностью, здание испанского архитектора Хуана де Вильянуэва изначально строилось как музей (под который предполагалось отдать второй этаж) и академия наук (на первом этаже). Строительство музея было завершено в 1807 году, а уже через год французские войска основательно его разгромили и даже, говорят, устроили там конюшни (французы всегда тяготели к прекрасному, даже если речь шла о туалетах и конюшнях). Однако испанцы не стали унывать и восстановили здание, несколько дополнив его, но сохранив при этом первоначальный замысел автора. И в 1819 году стараниями Изабеллы Браганской, которую мы уже упоминали выше, музей был открыт.
Само здание построено в модном в начале XIX века стиле неоклассицизм, который и сегодня воодушевляет утонченной элегантностью. Двухсотметровый фасад выходит на аллею Прадо (Paseo del Prado). Здесь же расположен центральный вход — его сложно не заметить, так как он украшен шестью огромными колоннами, а перед входом расположена статуя Веласкеса. Официальный адрес музея при этом: улица Руис де Аларкон, 23. Эта улица находится слева от центрального входа, и именно там стоит искать кассы музея (в здании Монео, о нем ниже). О том, как добраться до музея, я также расскажу ниже.
Однако время шло, экспозиция росла, и музей требовал расширения. Первый раз здание было перестроено в 30-е годы ХХ века архитектором Педро Мугуруса Отаньо. Тогда была реконструирована северная лестница и центральная галерея.
Самая значительная перестройка музея была осуществлена в 2007 году по проекту архитектора Рафаэля Монео. У фасада, противоположного от аллеи Прадо, был возведен новый корпус, который сегодня называют Куб Монео (на фото снизу).
Благодаря такому расширению, сегодня общая площадь музея — 58 000 м². Для понимания: это чуть меньше, чем выставочная площадь Эрмитажа.
Рядом с музеем, как раз у входа в Куб, находится церковь святого Иеронима, которая также отлично вписывается в общий ансамбль музейных построек.
Коллекция музея
Я говорила выше, что изначально в королевское собрание живописи входило всего 311 картин. Сегодня коллекция музея насчитывает более 8 000 экспонатов. И несмотря на то, что здание дважды достраивалось, даже сегодня выставлено только около 2 000 картин в постоянной экспозиции. А ведь это только четверть богатейшей сокровищницы Мадрида. Другие картины содержатся в хранилищах, иногда их можно видеть на временных выставках в самом Прадо или в других музеях мира.
Особенность коллекции испанского музея в том, что картины собирались по принципу любимых художников (сперва королевской семьи, затем дарителей). То есть даже сам принцип формирования музея по-испански страстный — про любовь, а не про искусствоведение. Это объясняет тот факт, что, например, в музее очень много работ, в первую очередь, конечно, испанских художников — Веласкеса, Гойи, Эль Греко, а также фламандских Босха и Рубенса. В музее огромная коллекция работ этих художников, а еще итальянцев (например, Тициана), но в то же время могут быть огромные пробелы: некоторые страны вовсе не представлены, или представлены очень слабо по некоторым периодам (к примеру, здесь почти нет голландской живописи XVII века по историческим причинам). Понять, что вдохновляет испанцев, и как складывалась история этой страны, можно на примере истории создания коллекции музея. Сейчас я вам о ней расскажу.
Итальянская живопись
Казалось бы, логичнее начать с испанской живописи, но нет. Королевская коллекция начиналась с работ итальянских художников, прежде всего с Тициана. Этот выбор имел решающее значение как для формирования коллекции, так и для эволюции собственно испанской живописи. Именно у Тициана испанцы (и в первую очередь Веласкес) учились чувственности и страсти. Сегодня в собрании музея около 40 работ Тициана.
Вслед за Тицианом здесь появились и другие венецианцы — Тинторетто и Веронезе. Филипп II пытался также восполнить пробелы и приобрел несколько работ итальянских живописцев не венецианской школы эпохи Возрождения. Так в коллекции появились работы Рафаэля, Пармиджано и Корреджо. С этого момента коллекция живописи испанцев стала самой большой в Европе и примером для подражания. В то время Испания вообще имела значительное влияние в Европе, что отразилось и на собрании картин.
Среди работ известных итальянских художников, находящихся в коллекции музея, можно также выделить картины Ботичелли и Мантеньи.
Фламандская живопись
Вслед за первыми работами венецианских художников коллекция пополнилась и работами фламандских художников: Рубенса, Ван Дейка, Ван дер Вейдена, Питера Брейгеля Старшего и Босха. С XVI века Нидерланды входили в состав Испанской империи, вот почему король Филипп II был заинтересован в приобретении работ фламандских живописцев в не меньшей степени, чем собственно испанских.
Среди работ Босха в Прадо представлена одна из известнейших — «Сад земных наслаждений» и несколько других. Хотя авторство некоторых из них ставится под сомнение, как, например, картины «Извлечение камня глупости». Так это или нет, на мой взгляд, это ни капли не умаляет масштабов и значимости испанской коллекции фламандской живописи.
Испанская живопись
Влияние итальянских художников (начиная с Тициана, как мы уже говорили) во многом стало залогом расцвета испанской живописи XVII века во главе с Веласкесом. Веласкес в испанской живописи — все равно, что Шекспир в английской драматургии. Без этого имени невозможно представить, какой сегодня была бы не только испанская, но и мировая живопись вообще. Одна из самых масштабных его работ «Менины» — это, на мой взгляд, must see в музее Прадо, даже если вы пришли туда совсем не за этим, а просто кофе попить с музейными булочками.
Помимо Веласкеса, конечно, именно испанская живопись представлена в музее наиболее полно: от живописи XII века до работ Гойи, датируемых началом XIX века. Гойя представлен в Прадо очень масштабно, его картины вы найдете на всех трех этажах музея. И они великолепны. Честное слово, я полюбила Гойю именно в Прадо, здесь открыла его для себя.
Кроме этого, на первом этаже музея отличная коллекция работ не менее восхитительных художников. Я особенно люблю Эль Греко, который (и это видно по его имени) по происхождению был греком, но работал в Испании, и он на 100 % испанский художник.
Ну и, конечно, нельзя пройти мимо работ таких знаменитых испанских художников, как Мурильо, Сурбаран, Рибера.
Само собой история испанской живописи не обрывается в XIX веке работами Гойи. Однако работы Дали, Пикассо, Миро представлены в других музеях мадридского «Золотого треугольника» — в галерее Тиссен-Борнемисы и в большей степени в музее Королевы Софии. И этот факт тоже отражает историю Испании. Именно в XIX веке влияние Испании ослабевает, и многие художники едут учиться и работать в другие страны, в первую очередь, конечно, во Францию, в Париж. Пикассо и Миро больше времени провели во Франции, чем в Испании. То есть даже те картины, которых нет в Прадо, рассказывают нам эту особенную историю страны.
Французская живопись
В конце XVII—начале XVIII веков развивались тесные отношения между Испанией и Францией. В этот период коллекция будущего музея Прадо пополнилась работами таких французских художников как Пуссен и Лоррен. Неудивительно, что именно эти два художника пришлись ко двору в Испании. Оба они учились в Италии и испытали на себе значительное влияние Тициана, что, как мы уже видели, так характерно для испанской коллекции живописи.
Немецкая живопись
Немецкая живопись представлена в музее Прадо не так обильно, как живопись четырех предыдущих стран. Да, работ художников этой страны меньше, но они очень «мощные». Во второй половине XVIII века придворным художником был назначен Антон Рафаэль Менгс, работавший в стиле неоклассицизма. Также в Прадо представлены работы другого немецкого художника Кранаха. Однако самое ценное, на мой вкус, это работы Альбрехта Дюрера. В музее всего четыре его работы, но каждая — несомненный шедевр. Особенно сильны его автопортреты, и один из них можно увидеть в Прадо.
Английская живопись
С Великобританией Испания не особо дружила. Однако в XVIII-XIX вв. постепенно налаживались дипломатические отношения, вследствие чего в собрание Прадо проникли работы английских художников Рейнольдса, Гейнсборо и Лоуренса. Дело здесь, конечно, не только в отношениях двух стран, английская живопись, в целом, значительно более скромная, чем итальянская или фламандская.
Другие элементы коллекции
Помимо живописи в музее Прадо очень много рисунков и эстампов, значительная часть которых принадлежит руке Гойи. Кроме этого, здесь также представлена скульптура и декоративно-прикладное искусство (в подвальных залах музея, открытых для посетителей).
Как добраться
Добраться до музея Прадо можно на метро, доехав до станции Banco de Espana (линия 2; красная) или до станции Atocha (линия 1; голубая). От обеих станций пешком по аллее Прадо (просто с разных сторон) до места не больше 10 минут. Стоимость одной поездки в метро — 1,5 EUR.
Возле музея Прадо также есть остановка городских экскурсионных автобусов hop-on-hop-off. Подробнее о том, как лучше передвигаться по городу, читайте в обзорной статье по Мадриду на нашем сайте.
Посещение
Стоимость билета в музей Прадо составляет 15 EUR. Однако предусмотрено огромное количество разных скидок и бонусов. Например, если вы хотите посетить музей дважды в течение одного года, то билет на два посещения будет стоить 22 EUR. Это не работает, если вы идете в музей вдвоем, так как по этой акции посещения должны быть сделаны в два разных дня.
Льготы:
- Для посетителей старше 65 лет и для членов многодетных семей предусмотрена скидка 50 %, то есть билет для них стоит 7,5 EUR.
- Для посетителей младше 18 лет вход и вовсе бесплатный. Также бесплатно музей посещают студенты от 18 до 25 лет и лица с физическими нарушениями.
- Главный приятный бонус — за два часа до закрытия вход становится бесплатным для всех категорий посетителей.
Дополнительные бонусы:
- Билет + журнал-гид с репродукциями более чем 400 картин музея будет стоить 24 EUR.
- Аренда аудиогида по постоянной коллекции на русском языке — 4 EUR. Для временных выставок обычно можно взять аудиогид только на испанском или английском языках стоимостью от 3,5 EUR.
- План музея, в том числе на русском языке, предлагается бесплатно всем посетителям музея.
- Если же вы не любите толпы туристов и хотите насладиться работами великих художников в относительной тишине, вы можете прийти за час до открытия музей (в 09:00) и попасть внутрь, заплатив 50 EUR. Весь музей вы за час, конечно, не обойдете, но возможность полюбоваться на «Менины» Веласкеса без снующих ежесекундно туда-сюда туристов бесценна.
Режим работы
Музей работает каждый день. С понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00, в воскресенье и праздничные дни на час меньше — до 19:00. Три раза в году музей полностью закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря. И три дня в году бывает короткий день, когда коллекции открыты к посещению только с 10:00 до 14:00 — 6 января, 24 и 31 декабря. Пожалуй, европейские рождественские каникулы не самое удачное время для посещения музея Прадо.
Вход в музей прекращается за 30 минут до окончания работы музея. А за 10 минут до закрытия вас вежливо попросят удалиться.
Советы по времени посещения
Учитывая значительные масштабы коллекции музея, стоит заранее планировать время его осмотра. По площади Прадо вполне сопоставим с выставочными залами Эрмитажа или Лувра, то есть на осмотр всех галерей вам потребуется, возможно, не один день. И в этом смысле, может быть, билет на два дня, о котором речь шла выше, вполне уместен. Это разумное решение, если вы ставите своей целью непременно обойти весь музей.
Однако если вы преследуете обычный туристический интерес, то наверное правильнее будет выбрать то, что вам наиболее интересно, составить план и следовать ему. Так у вас не будет разочарования от того, что вы что-то не успели посмотреть, хотя почти четыре часа шатались по музею. Кстати, на мой взгляд, вообще нет смысла ходить по музею 4-5 часов. Скорее всего вы даже не запомните то, что увидите в последний час. Уж лучше зайти два раза по 2-3 часа, если у вас очень большой план, и хочется увидеть побольше.
Инфраструктура музея
В музее есть гардеробная, где можно (и нужно) оставить верхнюю одежду, сумки и зонты. Также предусмотрены индивидуальные ячейки для сумок.
Если вы проголодались, кафе музея позволит подкрепиться, только помните, что оно закрывается за 30 минут до окончания работы музея.
На первом этаже музея есть несколько магазинов, где можно купить альбомы с репродукциями и другие публикации музея, а также, конечно, открытки, ручки, блокноты и прочие приятные сувениры с сюжетами из коллекции музея.
Хотела еще рассказать о правилах музея, но они совершенно стандартны и адекватны: нельзя с едой и напитками, зонтики и большие сумки необходимо сдавать в гардероб, мобильные телефоны нужно поставить в беззвучный режим и прочее в том же духе, о чем обычно не нужно напоминать воспитанному человеку. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.
И напоследок
Музей Прадо без всяких сомнений — один из лучших мировых музеев не только по мощи собранной здесь коллекции (а она, действительно, огромна), но и по организации выставочного пространства, по уровню предоставляемых услуг. Как бы приземленно это ни звучало на фоне разговоров о высоком искусстве, это всегда очень важный момент. Правильно организованный свет, просторные залы, комфортная температура и возможность перекусить, если вы проголодались — все это способствует тому, что вы можете расслабиться и думать только о прекрасном, не отвлекаясь на физические факторы земного бытия. И в этом смысле музей Прадо дарит вам потрясающие возможности. Тем более, что здесь действительно есть что посмотреть, чем насладиться.