Несмотря на то, что большинство россиян вспоминают Питер при упоминании мостов, Ульяновск тоже может похвататься такими достопримечательностями как два живописных моста, соединяющие половинки города. И, хотя оба моста не разводные и даже не пешеходные, их постройка в своё время стала важнейшей ступенью в развитии города и транспортной сети России.

Императорский мост
Императорский мост, который также неофициально называют мостом Свободы, Ульяновским, Симбирским или просто «старым», был построен во времена правления последнего из российских императоров — Николая II — в 1913-1916 годах. Город в те времена именовался Симбирском, отсюда и пошло одно из названий моста.
Первоначально мост был железнодорожным, позже к нему пристроили автомобильные трассы. Императорский мост относится к балочным конструкциям. Он представляет собой 20 пролетов — полупараболических металлических строений со сквозными фермами из кованого железа с ездой понизу, а береговые пролетные строения длиной 60 см с ездой поверху. В настоящее время имеется две автомобильных и одна железнодорожная полоса. Несколько числовых фактов:
- Пролет имеет длину 23,5 м.
- Общая длина аркады — 557 м
- Общая длина моста — 2080 м
- Основной пролет составляет 158,5 м.
История Императорского моста в Ульяновске
Первоначально мост был исключительно железнодорожным и соединял Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги, и в те времена считался величайшим в Европе. Идея строительства моста была выдвинута министром П. А. Столыпиным после его визита в Симбирск в 1910 году. Первое полное название моста – «Императорский Его величества Николая II» или же Николаевский. После свержения царской власти мост был переименован в 1917 году в «Мост Свободы», отсюда пошло второе название. Автором проекта стал Белелюбский Н.А., ему также содействовали Пшеницкого А.П., Маддисона О.А. В строительстве было задействован более 3,5 тысяч специалистов.

При строительстве возникали непредвиденные ситуации, такие как пожар в июле 1914 года, ущерб был оценен в 2 млн рублей, и оползень Симбирской горы в 1915 году. Однако, мост был восстановлен, и торжественное открытие было проведено 5 октября 1916 года.
В советский период мост не раз реконструировался. В 50-х годах из-за строительства Куйбышевского водохранилища и ГЭС уровень судоходного горизонта поднялся на 7—8 см, что привело к необходимости укрепить переход и опоры. Кроме того, одновременно была пристроена автомобильная часть моста, куда было перенесено железнодорожное движение на период реконструкции моста. В 1958 году было открыто движение по автомобильной части Императорского моста.
Последняя реконструкция была в 2003—2010 годах. Необходимость починки объяснялась «усталостью металла» и строительная компания «Мост» взялась за капитальный ремонт. Хотя официально считается, что мост полностью не закрывался, горожане помнят, что попасть с левобережья в центр города можно было только по расписанию.
Проезжая по мосту можно увидеть большой крест на островке под мостом. Это место связано с трагической аварией теплохода «Александр Суворов». 5 июня 1983 года произошла катастрофа — теплоход зашел в несудоходный пролет и задел конструкцию моста. В аварии пострадал не только теплоход, но также грузовой поезд весом 3 300 тонн, проезжавший по мосту в то же время. В результате пролетное строение моста было смещено на 40 см, сам теплоход лишился рубки, кинозала и дымовых труб, из 53 вагонов поезда 11 сошло с рельс, часть вагонов опрокинулась вместе с грузом угля, зерна и бревен. Официальное число пострадавших насчитывает 176 человек. На восстановление моста потребовалось 5 суток.
Императорский мост – одна из исторических построек Ульяновска, кроме того, проезжая по мосту можно полюбоваться прекрасным видом на Волгу. В связи с открытием нового Президентского моста Императорский стал менее загружен, и можно позволить себе с удовольствием прокатиться.
Президентский мост
Последнее название Императорского моста — «старый» появилось в ноябре 2009 года вместе с открытием нового Президентского моста. Хотя «новый» имеет значительно меньше названий, а его возраст составляет всего 7 лет, долгая и непростая история у него уже имеется.
Прежде всего, Президентский мост— второй по длине на территории России. Надводная часть имеет длину 5824 метра, общая же длина — около 13 км, пролетов — 220 метров, вес — 4 тысячи тонн. Итоговая стоимость строительства составила 38,4 млрд рублей. Высота опор варьируется от 11 до 60 метров.
Президентский мост был построен для того, чтобы разгрузить уже существующий старый и обеспечить возможность его реконструкции, стал частью важного Ульяновского транспортного узла, положил начало новому автомаршруту в международном коридоре «Транссиб», а также способствовал улучшению транспортной системы города и области.
На подходах к мосту ширина полотна составляет 34,5 метра, высота опор у берегов может достигать 60 м, что равно высоте 16-этажного дома. 25 -метровый ярус состоит из автомобильной трассы, тротуаров по полтора метра и велодорожки шириной в 1 метр с полосами в обе стороны. Пешеходное движение по мосту запрещено. Однако, в отличие от Императорского Президентский мост предназначен для велосипедного движения, но остановки на мосту запрещены.
Ширина нижнего яруса — 13 метров. Первоначально планировался метромост, то есть по нижнему ярусу должен был пройти маршрут скоростного трамвая. В настоящее время об этом ничего не слышно, однако, было бы крайне интересно прокатиться.
Мост может рассматриваться как внегородская трасса, так как на въезде и выезде с моста имеются перечеркнутые таблички с названием города. Расчётная нагрузка моста — до 30 тысяч автомобилей в сутки, ограничение скорости в летний период – 90 км/ч, зимой – 60 км/ч. Также имеется ограничение по весу транспортных средств: максимальная масса — 80 тонн, максимальная нагрузка на ось — менее 11 тонн.
Особенно приятно проезжать по новому мосту ночью, когда фонари по всей длине освещают путь, а впереди широкая полоса движения и скорость до 90 км в час. Днем же можно полюбоваться видами Волги и старого моста. Я считаю Президентский мост полноправной достопримечательностью города, а также его уникальной особенностью.
Коренные ульяновцы помнят долгий процесс строительства, в том числе и период, когда несколько пролетов было «заморожено» со времен СССР. Мост строился целых 23 года. Первые законченные постройки были установлены далеко от берега, из-за чего несколько лет мост казался совершенно заброшенным строением с туманным будущим.
История постройки Президентского моста в Ульяновске
Проектирование началось в 1980 году, утвердили проект в 1988 Советом министров РСФСР. Предполагаемая стоимость моста тогда составляла 400 млн рублей, а завершить проект планировалось за 9 лет. Начало строительным работам было положено в 1986 году. Как было упомянуто ранее, первой построенной конструкцией стала опора №14, законченная в 1988 году, а первое пролетное строение датируется 1992 годом. Строительство было приостановлено в 1995 года на несколько лет из-за прекращения федерального финансирования.
Общая стоимость строительства Президентского моста составила 38,4 млрд рублей. Из-за превышения срока строительства цена постройки выросла на 14 млрд рублей при учете инфляции. Президентский мост является частью федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002—2010 годы» и соединяет европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Интересным является тот факт, что 13 ноября 2009 года, незадолго до официального открытия, из-за аварии на «31 Арсенал Министерства Обороны РФ» было закрыто движение по императорскому мосту и временно открыто движение по новому. Наутро 14 ноября 2009 движение было остановлено вновь.
В официальной церемонии открытия 24 ноября 2009 года принимал участие Дмитрий Медведев. Для удобства горожан была построена специальная развязка для въезда на мост, что значительно экономит время горожан.
Где посмотреть ульяновские мосты
Если вы хотите увидеть впечатляющую панораму Волги и эти величественные мосты, стоит посетить площадь 30-летия Победы с высокой стеллой и вечным огнем при съезде с Императорского моста в центр города. Здесь открывается замечательный вид на старый мост и водохранилище. Ближайшие места, где можно отдохнуть и перекусить можно найти вдоль улицы Минаева или в сторону улицы Гончарова и центра города:
- пиццерия Восток-Запад (Минаева, 15, работает ежедневно 9.00—21.00, средний чек — 200 рублей)
- за сладостями и десертом в Кулинарную Лавку (Минаева, 15, работает ежедневно 11:00—00:00, средний чек — 390 рублей)
- экспериментальное пространство Хаб-кафе, где часто можно наткнуться на интересное мероприятие и перекусить, (Железной Дивизии, 5Б, 2 этаж, работает ежедневно 10:00—22:00, средний чек — 400 рублей)
- суши-бар Окинава (Гончарова, 7, работает ежедневно 10:00—00:00, средний чек — 400 рублей).
Ещё одно популярное место – аллеи у мемориала, где также расположен памятник основателю города Симбирска – Богдану Хитрово, педагогический университет, Краеведческий музей, памятник букве ё и другие достопримечательности города Ульяновска. Здесь много туристов и горожан, работает танцующий фонтан и проводится множество различных городских мероприятий. Ближайшие места, где можно отдохнуть и перекусить:
- ресторан "Венеция" на первом этаже самой высокой гостиницы в Ульяновске – "Венец" (Советская улица, дом 19, работает ежедневно 12:00-24:00, средний чек — 1000 рублей)
- бар Олимп на верхнем этаже той же гостиницы "Венец", где можно полюбоваться видом Ульяновска с высоты этажа (Спасская, 19/9, работает ежедневно 12:00—23:00, средний чек — 500 рублей)
- японский ресторан Восточный экспресс (Карла Маркса, 2, ДК Губернаторский, работает ежедневно 12:00 – 01:00, , средний чек — 700 рублей).
В целом место располагается совсем близко к центру города, поэтому выбор заведений большой, вдоль улиц Гончарова и Карла Маркса наибольшее количество кофеен, пиццерий и кафе.
Последнее рекомендуемое мной место – спокойн0е, тихое и менее известное для туристов. Это Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), откуда вы можете увидеть новый мост и Пальцинский остров. Островок небольшой и общественного транспорта там нет, так что при желании туда попасть придется проявить смекалку и договариваться с местными об аренде лодки или катера. Также стоит обратить внимание на оригинальную конструкцию концертного зала университета, который очень напоминает НЛО и имеет соответствующее название – «Тарелка». Сюда можно прийти на студенческие и не только концертные программы, дважды в год проводится студенческая весна/осень, часто бывают благотворительные и праздничные концерты, театральные постановки. Билеты как правило можно купить на входе.
Здесь в отличие от центра города кафе и ресторанов немного, приведу несколько ближайших:
- кафе "Зелёный остров" на территории университета (Розы Люксембург, 34г, работает пн-пт 09:00 – 17:00, сб 09:00 – 02:00, средний чек — 300 рублей)
- Кафе "На Симбирской" (Симбирская, 47, работает ежедневно 10:00–23:00, средний чек — 500 рублей)
- Суши-бар Касуми (Симбирская, 7а, работает ежедневно 10:00 – 00:00, средний чек — 450 рублей)
- Ресторан Прага-1 (Тимирязева, 7, работает пн-чт и вс 12:00 – 00:00, пт-сб 12:00 – 02:00, средний чек — 1000 рублей)
- "БарБосс" (Тимирязева, 4, работает пн-чт и вс 11:00 – 01:00, пт-сб 11:00 – 04:00, средний чек — 300 рублей).
Императорский vs Президентский
Прежде всего, хотелось бы отметить, что оба сооружения имеют впечатляющую историю. Конечно, не без печальных происшествий, однако Императорский и Президентский мосты являются важнейшими постройками своего времени, а также в значительной степени отражают непростую историю нашей страны.
Императорскому мосту в 2016 году исполнится уже 100 лет, Президентскому же лишь предстоит отметить первую круглую дату. Оба они являются важными транспортными артериями города и страны. Но немаловажен тот факт, что они также служат источником вдохновения для многих творческих людей и украшают своим видом город.