Каждому гостю Санкт-Петербурга я непременно посоветую посетить великолепный Государственный Русский музей.

Мне кажется, что он по праву находится в одном ряду с такими «топовыми» достопримечательностями» нашего города как Эрмитаж и Петропавловская крепость.

Помню, как ещё школьницей я впервые попала сюда. И вот, картины, репродукции которых раньше были знакомы лишь по книгам или альбомам, предстали передо мной в своём подлинном великолепии!

Айвазовский, Кипренский, Венецианов, Брюллов…

В душе до сих пор осталось ощущение прикосновения к чуду! Мне кажется, это неслучайно. Думаю, не только для ювелирных драгоценностей важна достойная огранка.

Картины, скульптура, изделия декоративно-прикладного искусства также воспринимаются нами не без воздействия внешней атмосферы, в которой они находятся.

Так вот, в сказочных интерьерах Михайловского дворца (в сердце музея), а также в других его филиалах (о них расскажу попозже) всё удивительно располагает к встрече с прекрасными творениями, оставленными нам с вами в наследство великими мастерами.

И конечно же я приглашаю вас на это потрясающее свидание!
Страницы истории
Сразу отмечу, что этот музей, наряду со знаменитой и нежно любимой мною Третьяковской в Москве, является петербургской сокровищницей, хранящей, подобно пещере Али-бабы, богатства культуры и искусства. Только не заморские, а русские.
И эта наша «отечественная пещера чудес» (сразу вспоминается Медная гора Бажова) — первый в России музей именно русской живописи. Устроить его решил ещё Государь Александр III.

Позже, в 1895 году его сын, Император Николай II, издает указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Сразу начинается реорганизация дворцового пространства для выставочных залов.
Двери для гостей музей радушно растворил 7 марта в 1898 год.

«Точкой отсчета» для его нынешней коллекции послужили шедевры искусства, предоставленные петербургскими дворцами. Кроме того, из Эрмитажа поступило 80 полотен — И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, И. Е. Репина и др., из Академии художеств — 120 картин. Безвозмездно делились с новым музеем и частные коллекционеры. Например, историк и беллетрист М. П. Погодин передал иконы русских мастеров.

Собрание святых образов пополнилось в 1913 году коллекцией академика Н. П. Лихачёва (больше 1500 единиц). Безусловно, музей также занимался и покупкой произведений. После революции его значительно обогатили национализированные собрания из частных коллекций. Во все годы своего существования музей уделял внимание и современному искусству.

После Победы над фашистами в 1945 году Русскому музею было позволено самостоятельно покупать произведения искусства. Благодаря этому он обогатился заграничными полотнами русских художников. Думаю, что всем вам знакома фамилия Рерихов. Так вот, в 1960 году сын Николая Рериха по завещанию своего отца подарил музею 358 картин, находившихся до того в Индии.

Скульптурное собрание дополнилось творениями П. Трубецкого и В. Мухиной. Сегодня общую музейную коллекцию составляют около 400 000 предметов.

Она содержит полотна, выполненные в манерах письма, свойственным русским художникам с X по XXI век. Думаю, каждый из вас найдёт здесь для себя что-то близкое.

Также замечу, что основная выставка находится в Михайловском дворце и в корпусе Бенуа (о них я подробнее поведаю вам ниже). Чтобы вы могли себе представить масштабность музея, дополню, что сейчас его территория — больше 30 га. Кроме того, части коллекции представлены в замечательных дворцах Петербурга: Строгановском, Мраморном и в таинственном Михайловском (Инженерном) замке. К филиалам также относятся Михайловский и Летний сад (включая домик Петра Великого и его Летний дворец).

К вышесказанному добавлю, что современный Русский музей, на мой взгляд, можно сравнить с уникальным культурным «царством-государством». Почему? Расскажу чуть попозже, а в дополнение замечу, что здесь есть даже своя научная библиотека (рожденная в 1897 году), которая владеет сектором редчайших книг.
Прикосновение к прекрасному
Теперь, когда мы с вами имеем общее представление об этом великолепном музее, я поделюсь с вами рассказом о тех зданиях, в которые вам предстоит войти, дабы соприкоснуться с нашим русским художественным наследием.
Михайловский дворец
Расскажу вам, как этот великокняжеский дворец (сегодня — архитектурный шедевр высокого классицизма) стал главной персоной, хранящей экспозиции Русского музея.

Иногда семена, случайно оброненные в прошлом, дают удивительные всходы в настоящем. Попробую вам это продемонстрировать на примере судьбы этого здания.
Появление дворца
Располагается герой моего повествования в центре Северной столицы на площади Искусств. Со времён основания Петербурга до 1789 года на этой территории находились фруктовый сад, хозяйственные постройки, сараи и пустырь.Но вот Павел I возжелал построить резиденцию для своего сына Михаила.

С момента рождения чада он приказал ежегодно откладывать для своей цели энную сумму. Воплощения своей идеи Павел не увидел (был убит в Михайловском замке), а волю его исполнил сын Александр, сменивший отца на троне. В день 21-летия Михаила Павловича он повелел наконец-то воздвигнуть дворец для брата. Да и накопленная сумма, скажу я вам, была внушительная — 9 000 000 рублей. Для места возведения Михайловского дворца и был выбран тот самый пустырь в центре города, о котором я упомянула. Проект создал знаменитый архитектор Карл Росси.

Ему образ будущей резиденции виделся, как богатая русская усадьба, сочетающая ансамбль главного здания вкупе с флигелями. Закладка и строительство были начаты летом в 1819 году. Может, оттого, что не только день зарождения дворца, но и все проводимые работы (для большей прочности) исполнялись лишь в тёплое время года, он получился таким солнечн0-радостным?

Этот дворец Росси состыковал с Невским проспектом Михайловской улицей, которая образовывала перед зданием одноименную площадь. По бокам в служебных корпусах расположились кухни, манеж и конюшни. К Марсову полю устроили Михайловский сад. Оканчивал строительство Н. Ткачев, так как главный архитектор был занят на других работах. За своё творение России был удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени.

Кроме того, император подарил ему земельный надел для постройки дома за счет казны.
Осветили дворец 30 августа 1825 года. И чета Михаила Павловича с супругой въехала из Зимнего дворца в новое жилище.
Интерьеры
Сегодня, когда помещение дворца перепланировано под нужды музея, думаю, вам будет интересно узнать, а как они выглядели вначале? Покои (6 комнат) Михаила Павловича находились на первом этаже.

Отмечу, что среди них был Арсенал с оружейной и обмундировочной коллекцией и подарком Николая I — тремя боевыми пушками, которые «участвовали» в подавлении восстания декабристов в 1825 года на Сенатской площади. На этом же этаже обосновалась свита и были гостевые апартаменты. На втором этаже, поднявшись по Парадной лестнице, вы бы могли увидеть Кабинет, Библиотеку, Гостиную и Приёмную великого князя.

Тут же находились бальные залы, параллельно продублированные узкими коридорами для слуг. На третий этаж гостей поднимали Сервизная (на западе здания) и Церковная (восточная) лестницы. Домовая церковь была освящена во имя Архистратига Михаила.

По центру второго этажа находился особенно впечатляющий Белый зал. Новый дворец быстро оброс славой даже за морями. И по просьбе короля Георга IV в Великобританию был отправлен в подарок макет здания (автор Н. Тарасов). О бывшем великолепии нам с вами можно судить по тому самому Белому залу, где сохранилось убранство, выполненное К. Росси.

Множество известных умельцев — скульпторов, художников, резчиков, мраморщиков, паркетчиков — на славу потрудились над созданием интерьеров, обошедшихся дороже строительства самого здания.

Дополню, что декорирование здесь стен обоями Царскосельской фабрики было в новинку для тех времен, а для паркета использовались лишь уникальные породы дерева: пальмовое, фиолетовое, чефразовое…

Лестницу, ведущую в здание, украсили парой львов — точной копией античных скульптурных изображений, найденных при археологических раскопках в Риме.

Сразу вспомнился забавный случай из моего детства. Как-то я с родителями гуляя по Кадриоргу (мы раньше жили в Таллине), оказалась в Екатерининском дворце.

Там тоже были каменные львы, украшающие главный вход (сегодня они перенесены в музей KUMU, о котором можно прочитать в моей статье здесь). Я погладила одного, и он вдруг тихонько замурчал. Тогда мне, ребёнку, казалось, что это действительно урчит от удовольствия мраморный «котик». Конечно, это была папина шутка. Но с тех пор мне всегда хочется дотронуться до статуй львов и услышать доброе мурчание (не рычание) в ответ.

Не знаю, способны ли порой на такое львы у Михайловского дворца, но восхищение у публики они вызывают и сегодня.
Жизнь первых хозяев или посадка семян культуры
При великом князе Михаиле Павловиче жизнь во дворце кипела: балы, приемы высокопоставленных гостей... Тут проходили заседания комитетов, гремели воинские празднества, устраивались аудиенции по поводам вступлений в должности.

За всем присматривали летом около трёхсот слуг, зимой — шестисот. Основные должности Михаил Павлович отдавал своим сослуживцам — военным. После смерти хозяина в 1849 году Михайловский дворец унаследовала его вдова — великая княгиня Елена Павловна. Жизнь при ней продолжала бурлить. Именно она начала приглашать на встречи известных деятелей культуры и учёных, устраивая салонные вечера.

Здесь присутствовали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Миклухо-Маклай. С княжеской помощью А. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а позже — первую Консерваторию в России. Так, радушный дворец становится настоящим культурным центром.

Помните, я обещала попробовать провести нить между событиями, происходящими здесь в разные времена, но логически взаимосвязанными?

Так вот, княжна покровительствовала людям искусства, в том числе и художникам: А. Иванову, К. Брюллову, И. Айвазовскому. Может быть именно те салонные четверги с лёгкой руки княгини легли в основу современного музея?

Уж так «на роду Михайловскому дворцу, видно, было прописано». Кстати, захаживал на светские посиделки и Николай I, а позже — и семья Александра II. Да и не мудрено, ведь и балы Елена Павловна закатывала под стать императорским. Один француз, пораженный ими, писал, что особым чудом была подсветка «цветными лампионами» деревьев и колонн, что производило «чарующее впечатление». А ведь освещенные иллюминацией аллей так часто в наше время выдают за «парижский бренд»…

Очарование было во всем: в фонтане, в тропическом саду, в окружающей роскоши. По мнению всё того же француза «этот дворец был создан для празднеств».

Балы проходили в Танцевальном (ныне Академическом) зале. При Елене Павловне для неё и детей во дворце произвели ряд преобразований.

На первом этаже появился Малый, а на втором этаже Большой театры. Близ Первой гостиной появляется церковь во имя Св. Елены. Сама эта гостиная (теперь — зал Боровиковского) превратилась в мемориальный Петровский зал.

Белый зал нёс функцию Музыкальной гостиной. Эти преобразования были совершены трудами Г. Э. Боссе, А. И. Штакеншнейдера, Р. А. Гедике и других знаменитых архитекторов.
Дальнейшая судьба дворца
За Еленой Павловной дворец перешел её дочери — великой княжне Екатерине Михайловне. Та завещала его уже своим детям: дочери и двум сыновьям, которым сие наследство досталось в 1894 году. При новых владельцах дворец стал служить доходным домом, приходя в упадок. Парадные залы сдавались для проведения международных конгрессов, кружков, курсов.

Был и ещё один нюанс. Александр III подписал завещание княгини Екатерины Михайловны, как говорится, «не глядя». А согласно ему, связанная обязательствами брачного контракта княгиня я и её дети являлись подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства, следовательно и их имущество — тоже переходило к нему. Но Михайловский дворец строился для семьи Романовых. Как быть? Николай II выкупил его за счёт казны.

Сделка состоялась в 1895 году. Бывшим хозяевам разрешили забрать с собой любые предметы убранства. Вот они и «забрали»! Скажу вам, что по прекрасному дворцу при этом как Мамай проскакал! Были не только сняты люстры, сорваны двери, но даже под чистую разобраны камины.
После освобождения от прежних жильцов-хозяев в Михайловском дворце и был учреждён Русский музей, носящий имя Александра III.

Отмечу, что решение не свалилось «с потолка».
Превращение в музей
Ситуация сложилась таким образом, что к тому времени Эрмитаж был наполнен предметами заморского искусства, а для отечественных шедевров в нём отводился всего-то единственный зал. Николай II пожелал создать для них отдельный музей, управляющим которого должен был быть непременно член царственного дома. Им становится великий князь Георгий Михайлович Романов.

Под нужды музея здание перестраивал архитектор Василий Свиньин. Он снес конюшни и манеж. (На том месте к 1911 году появится здание Этнографического филиала музея). Сами интерьеры дворца были им сплошь перекроены. Чем руководствовался товарищ Свиньин — не ясно. Только рвение по свидетельствам современников к разгрому прежних интерьеров он проявил не дюжее. Г. Ф. Петров, выпустивший книгу о Русском музее, сообщал о том, что Свиньин «опустошил дворец так, словно по его анфиладам пронёсся смерч». Архитектор лично рубил топором плафонную живопись Д. Б. Скотти, а содранные ковры, занавесы и обивочные материалы выкидывал из окон (на радость подбирающих эти роскошества горожан). Совместно со Свиньиным в «погроме» как раз и участвовали бывшие хозяева, действующие по принципу «что не съем, то надкусаю».
Открытие Русского музея в Михайловском дворце произошло 7 марта 1898 года.

При этом событии присутствовали члены императорской семьи.
Корпус Бенуа
Отмечу, что быстро увеличивающаяся коллекция вынудила к сооружению нового корпуса. Его спроектировал Леонтий Николаевич Бенуа.

Это здание выходит на канал Грибоедова.

Закладка произошла летом в 1914 году, но постройку законсервировали из-за событий Первой мировой войны. Достроили корпус, получивший имя своего проектировщика, уже при советской власти в 1919 году, а музею его передали в 1930. Отмечу, что во время бомбёжек Ленинграда в период Второй мировой войны это здание было сильно разрушено. Но его к 1963 году восстановили. Чуть ранее, в 1958 году корпус Бенуа состыковали с Михайловским дворцом специальным крытым переходом.

Сегодня здесь проводятся временные выставки.
Русский музей в советские годы
После революционных событий 1917 года музейная сокровищница пополнилась за счет процесса национализации частных коллекций.
Я думаю, что особенно стоит отметить ту самоотверженную работу, которую совершали музейные работники в годы блокады Ленинграда по сохранению художественных реликтов.

Коллекции были эвакуированы в Пермь. То, что осталось в Михайловском дворце, прятали в подвальных помещениях.

И дворец, и корпус Бенуа значительно пострадали во время блокады Ленинграда. Но уже 9 мая в 1946 году Русский музей встречал гостей. (Корпус Бенуа примкнул к нему в 1963 году).
Музей сегодня
Сразу хочу отметить, что с 1992 году музей относится к ценнейшим объектам культуры России. Сегодня мы с вами можем посетить его залы, таящие художественные сокровища, и при этом с радостью ощутить свою сопричастность великому наследию наших предков.

О главном здании и корпусе Бенуа я вам рассказала.
Заглянем в филиалы
- Строгановский дворец был передан Русскому музею в 1988 году.
- Михайловский (Инженерный) замок примкнул к Русскому музею в 1991 году.
- Павильоны Михайловского замка поспешили вслед за свои старшим братом под крыло Русского музея, немного запаздывая, в 2001 году.
- Шедевр русского зодчества Мраморный дворец также стал родственным Русскому музею.
- Жемчужиной Северной Венеции по праву считается Летний сад.
- Летний дворец Петра Великого пока находится на реставрации.
- Знаменитейший домик Петра I, красноречиво рассказывающий нам, сегодняшним, о бытовой неприхотливости великого монарха.
- Рассказав подробно о Михайловском дворце — сердце Русского музея, также упомяну и об одноименном саде подле него.
- Если вы окажетесь в Испании в городе Малага (Андалусия), то знайте, что здесь с 2015 года также открыт филиал Русского музея.
Что таят в себе дворцы Русского музея
Собрания шедевров
Коллекции делятся по временному и видовому (живопись, нумизматика, скульптура, фотография и др.) принципу.

Заочно познакомиться с ними можно здесь.
Музейные выставки, события, мероприятия
По-моему, увидеть подобное чудо — экспозицию «Запечатленное детство» просто необходимо!

А чтобы о подобных новинках и сюрпризинках узнавать во время своего путешествия в Петербург, стоит посмотреть сюда.
Вдогонку посоветую всегда держать руку на пульсе интересных событий Русского музея здесь.
Искусство в массы
Я уже упоминала, что Русский музей напоминает самостоятельное царство-государство. И такое сравнение — неспроста. Сегодня здесь ведётся активная образовательная деятельность, истоки которой восходят к далекому 1928 году. Именно тогда при музее появилось бюро просветительской работы. Сегодня это направление имеет следующие разделы:
- «Русский музей: виртуальный филиал» — уникальный международный проект, позволяющий сделать доступной крупнейшую мировую коллекцию русского изобразительного искусства для каждого.
- Проект «Культурно-выставочные центры», действующий с 2012 года.
- Думаю, что весьма необычным и значительным является Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России».
- Также отмечу, что в Русском музее существует лекторий, мероприятия которого доступны не только для петербуржцев, но и для гостей города.
- Мне, как практикующему психологу, приятно сообщить вам, что в Русском музее сегодня осуществляется весьма интересная работа по арт-терапии.
- В Русском музее есть также отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества», проводящий разнообразные музейно-образовательные программы в 50-ти регионах России.
Как добраться
Сюда удобнее всего доехать на метро.

У музея есть 2 входа. Центральный — у площади Искусств (3), и в корпус Бенуа (4) — на канале Грибоедова. Потому доезжаем соответственно до станций «Гостиный двор» (1) (ближе к Михайловскому дворцу, расположенному на Инженерной ул, 4) и «Невский проспект» (2) (ближе к корпусу Бенуа на Набережной канала Грибоедова, 2). Доходим, как показано на карте. Информация о том, как попасть в филиалы, есть выше, по указанным мною на них ссылкам.
Режим работы и цена входного билета
Сразу берите на заметку, что вторник — выходной. Михайловкий дворец и корпус Бенуа открыты:
- понедельник — с 10:00 до 20:00;
- среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00;
- четверг — с 13:00 до 21:00;
О времени работы филиалов можно узнать, проследовав по данным мной ссылкам.
Вы являетесь гражданами России и Белоруссии? Тогда для вас:
- взрослый билет — 350 рублей;
- для учащихся средних специальных заведений, студентов и пенсионеров — 170 рублей;
- лицам, которым ещё не исполнилось 16 лет вход бесплатный! Необходимо предъявить ученический билет.
Правом бесплатного посещения музея (при предъявлении соответствующего удостоверения) пользуются следующие категории граждан:
- лица, не достигшие 16-летнего возраста (вне зависимости от гражданства);
- многодетные семьи;
- учащиеся художественных школ и художественных средних специальных учебных заведений РФ; студенты дневного отделения факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности и прочих творческих факультетов высших учебных заведений РФ; члены Союза художников России; члены Союза фотохудожников России, члены Союза архитекторов России; члены Союза дизайнеров России; члены Союза музеев России; члены Международного совета музеев (ИКОМ); члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области»; сотрудники государственных музеев; гиды-переводчики, сопровождающие группы иностранных туристов по договорам; лица, сопровождающие детские группы (два человека на группу).
Для граждан других стран:
- взрослый билет — 450 рублей;
- для учащихся средних специальных заведений, студентов и пенсионеров — 200 рублей;
- гостям младше 16 лет вход бесплатный!
Обратите внимание на важное замечание! В музее запрещена профессиональная съемка с использованием штатива и вспышки.
В любом дворце Русского музея (кроме Строгановского) есть возможность приобретения и комплексных билетов, дающих вам право на посещение сразу нескольких объектов (центральных и филиалов) Русского музея. Об этом подробности здесь. Если у вас появятся вопросы, то воспользуйтесь координатами справочной странички.
Напоследок
Я очень надеюсь, что даже беглое знакомство с этим уникальным музеем Санкт-Петербурга (да и всего мира) вызовет у вас желание при возможности его непременно посетить.

Ведь все сокровища, презентованные в Русском музее, сегодня доступны нам для радостного созерцания (а для этого и творят художники)!

Их удивительные рассказы о мире, страничках истории, моментах красоты, подмеченные талантливыми взорами, бережно переданы нам благодаря волшебству искусства. Остается лишь внимательно прислушаться сердцем!

Кстати, вдруг у вас появится желание и возможность, поучаствовать в судьбе Русского музея? Тогда ознакомьтесь с тем, как примкнуть к Международному Обществу «Друзья Русского музея», здесь.