О Янтарной комнате знает или слышал, наверно, каждый образованный человек. Возможно вы понятия не имеете, где она находится, но о ее красоте и ценности вы наслышаны точно. Помню, еще в школе на уроке истории нам рассказывали о Царском Селе и в том числе о Янтарной комнате. Говорили о ее уникальности, невероятной красоте и много еще о чем. Но, представлять по рассказам — это одно, видеть глазами — совсем другое. Жаль, что подлинник был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Но, на мой скромный взгляд, "современный новодел" ни чуть не уступает своему оригиналу. Мастера янтарного дела и реставраторы серьезно постарались передать вид комнаты таким, какой он был раньше.
Первое мое посещение Екатерининского дворца было самым волнительным. Как только я зашла в Янтарную комнату, меня накрыло ощущение, что она горит, но не ярким пламенем, а тлеет углем! Такое впечатление производит сочетание блеска янтаря, зеркал и солнечного света. Стены играют всевозможными оттенками: от светло-желтого до темного, лимонного и медового. Столь насыщенные краски, я думаю, больше нигде не встречаются в таком объеме и сочетании. При том, глаз четко разделяет искусственный, "мертвый" цвет золоченой резьбы интерьера и природный живой цвет камня. Меня поразило больше всего, насколько необычно и красиво выглядит янтарь в таком огромном количестве. Раньше я видела работы из янтаря, но это были шкатулки, вставки в качестве украшений, небольшие статуэтки или ювелирные украшения.
Сама история создания Янтарной комнаты и дальнейшая судьба необычна и очень интересна. Загадка исчезновения покрыта пеленой тайны, разгадать которую не могут и сегодня.
Немного истории
В XVIII веке Пруссия считалась европейским центром по добыче и отделке янтаря. Здесь жили и трудились лучшие мастера янтарного дела. Прусский король Фридрих I, взойдя на престол, отдал приказ о строительстве резиденций для себя и своей супруги королевы Софии-Шарлотты. Оформление интерьеров было поручено придворному архитектору Иоганну Эозандеру. Под его руководством трудились лучшие резчики по янтарю и слоновой кости.
Янтарные панно должны были украсить кабинет резиденции королевы в Литценбурге (позднее переименован в Шарлоттенбург). Но после ее смерти в 1709 году было решено установить панно в Ораниенбурге. Планировалось, что во дворце будет целая янтарная галерея.
Фридрих I так стремился быть лучшим во всем, что порой это выходило в копеечку для бюджета страны. Он страстно хотел перещеголять французского короля Людовика XIV (Король-солнце, Людовик Великий). Ведь до этого янтарь использовался лишь для украшения дорогих подарков царским и приближенным особам. Из него делали статуэтки, ларцы, элементы украшения для мебели. Янтарь — мягкий по своей структуре материал. Он идеально подходит для изготовления мелкого декора, но не для архитектурного оформления помещений. К тому же, янтарь был в то врем дорогим и ценился на вес серебра.
В 1713 году Фридрих I скончался. Его идея о создании янтарной галереи так и не была завершена. Сын короля Фридрих-Вильгельм I был менее расточительным, чем его отец. Он сразу просчитал во сколько обойдется казне завершение оформления янтарной галереи, и отказался от этой идеи. Уже имеющиеся панно были установлены в одном из кабинетов нового короля.
Еще во время правления его отца, с визитом в Пруссию приезжал русский царь Петр I. Он был впечатлен красотой янтарных панно и обмолвился, что хотел бы иметь их у себя. Король Вильгельм I, помня об этом, в знак дружбы преподнес панно Петру I во время его визита в 1716 году. Русский царь был невероятно рад. В ответ он направил прусскому королю 55 отменных, самых лучших гренадер и кубок из слоновой кости. В 1717 году янтарные панно прибыли в Россию. Но Петру Великому не суждено было любоваться их красотой. Он умер, не дожив до этого.
Зато его дочь императрица Елизавета Петровна нашла применение для панно. Она приказала украсить ими кабинет в своей резиденции — Третьем Зимнем дворце. Позже в 1755 году янтарный кабинет по приказу императрицы перевезли в Царское село, в ее новую загородную резиденцию. Помещение было гораздо больше прежнего.
Архитектору Ф.Б. Растрелли предстояла сложная задача по оформлению нового кабинета. Он использовал ту же хитрость, что и в Зимнем дворце. Нижний ярус, где недоставало янтарных панно, было решено украсить изображениями мозаики, выполненными на холсте. Как и прежде, между панно были встроены зеркальные пилястры. Картину дополняли резные золоченые украшения и свечи. Позднее, уже при Екатерине II, холсты заменили на янтарную мозаику.
Для содержания кабинета были выписаны янтарных дел мастера из Пруссии. Их работа заключалась в том, чтобы следить за сохранностью интерьера комнаты, производить мелкий ремонт и реставрацию. В 1770 году оформление комнаты было завершено. Великолепный интерьер комнаты поражал всех гостей, пребывавших в Екатерининском дворце.
Интерьер Янтарной комнаты
Комната украшена янтарным убором по трем стенам. Четвертая стена — это огромные окна. Панно располагаются в три яруса. Средний или центральный ярус состоит из 8 панно. На них в технике флорентийской мозаики изображены аллегории: Слух, Зрение, Вкус, Осязание, Обоняние. Все это янтарное пространство покрыто золочеными резными украшениями, зеркальными пилястрами.
В углу комнаты находится маленький столик на одной изящной ножке, прикрепленный к стене.
Также в кабинете есть наборный комод работы русских мастеров.
Исчезновение и поиски Янтарной комнаты
Когда немецкие власти планировали нападение на Европу и Россию, для изъятия предметов искусства они организовали специальную группу Кунсткомиссион. Ее задачей было — изымать и доставить в Германию все, что по мнению фашистских властей имело ценность.
Во время Великой Отечественной войны многое удалось вывести из Царского села еще до прихода немецких войск. Но Янтарную комнату было решено не эвакуировать. Янтарные панно настолько хрупкие и массивные, что демонтировать их без разрушения не представлялось возможным. Стены были бережно закрыты от обстрелов деревянными щитами. После того как немцы заняли Царское село, они сняли все панно и вывезли в Кенигсберг.
Согласно инвентарной книге Кенигсбергского музея, комната была установлена именно в нем. Но после захвата города союзными войсками комнату так и не нашли. С тех пор ее искали многие годы. Результата не было. Официальные поиски комнаты были давно прекращены, но энтузиасты не теряют надежды и сегодня.
В 1979 году постановлением Правительства СССР было решено воссоздать Янтарную комнату в Царском селе. Работы начались в 1983 году. Руководил проектом архитектор А. А. Кедринский. В 2003 году к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга комната была готова.
Когда лучше посетить Янтарную комнату
Санкт-Петербург принимает гостей круглый год. Традиционно считается, что его знаменитые пригороды лучше посещать в летнее время. Зима в городе на Неве бывает довольно пасмурной, теплой и мокрой. Морозы нечасто и недолго балуют жителей города. Максимум неделя или две сильных морозов, и на этом зима и заканчивается. Оно и к лучшему, так как из-за высокой влажности мороз здесь ощущается как нигде, наверно. Ну и, конечно, штормовые ветра! Они бывают так часто, что уже не всегда обращаешь внимание на заботливые смс от МЧС с предупреждениями. Снега, как правило, выпадает мало. В общем, чтобы любоваться зимними видами Царского села, нужно угадать с погодой. Если вам удастся застать зимние солнечные дни, вы не пожалеете, что посетили его!
Насладитесь видом Екатерининского дворца, укутанного белым покрывалом. По парку можно неспеша погулять пешком. Дружелюбные белки обязательно подойдут и будут ждать, когда же вы угостите их чем-то вкусным. Их любят все туристы, никто не остается равнодушным. Можно прокатиться на санях, запряженных лошадьми, как в XVIII веке катались императрицы по своей резиденции. Еще одним важным плюсом при посещении Екатерининского дворца зимой является то, что очереди на экскурсии значительно меньше. За день вы сможете посетить намного больше мест, чем если бы это было летом.
Летом Царское Село встречает своих гостей прекрасными видами парков и Большого озера. Густые зеленые аллеи, пруды и каналы, множество растений и всевозможных цветов, не оставят вас равнодушным, как и музеи.
Что касается меня, то я в своем прошлом обзоре говорила, что лучшее время для поездки в Царское Cело —ранняя осень. Воздух такой теплый, листья на деревьях еще не опали, но сменили окрас. Парк просто утопает во всевозможных оттенках красного, желтого и зеленого. Осенью уже не так много туристов, потому что закончилось время летних отпусков и каникул. Нет огромных очередей, ничто не мешает спокойно и вдумчиво бродить по залам дворца, любоваться видами, рассматривать детали.
Как добраться
Государственный музей-заповедник Царское Село находится по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая д. 7.
Вы сможете добраться до места следующими способами:
- На электропоезде от Витебского вокзала доезжаете до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути — около 30 минут. От станции до музея добираетесь на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея пешком.
- На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути — примерно 30-40 минут, если не будет пробок. Они идут прямо до музея.
- На маршрутных такси № 545, 286, 287, 347, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути — менее часа. Они тоже идут до музея.
Полезная информация
Режим работы
Екатерининский дворец в Царском селе можно посетить в любой день, кроме вторника и последнего понедельника месяца.
Часы работы музея: 10:00–18:00 (вход в музей открыт до 16:45).
В обзорную экскурсию по дворцу включено посещение Янтарной комнаты
Стоимость билетов во дворец
Стоимость билетов для взрослых посетителей — 400 рублей.
Пенсионеры РФ и республики Беларусь — 200 рублей.
Для курсантов, военнослужащих срочной службы, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России — 200 рублей.
Для учащихся с 16 лет и студентов — 200 руб.
Для посетителей до 16 лет — бесплатно.
Стоимость билетов в парк
Нужно помнить о том, что, для того чтобы попасть во дворец, необходимо купить билет в парк.С апреля по октябрь вход в него платный.
Стоимость взрослого билета составляет — 120 рублей.
Стоимость для учащихся с 16 лет, студентов, членов союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, курсантов, военнослужащих срочной службы — 60 рублей.
Пенсионеры РФ и республики Беларусь — 30 рублей.
Для детей до 16 лет — бесплатно.
Посещение Екатерининского дворца и его жемчужины — Янтарной комнаты, оставит самые яркие и незабываемые впечатления. Вы будете долго помнить роскошное и необычное убранство этого чуда света.