Одной из наиболее известных достопримечательностей пригородов Санкт-Петербурга является Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине. Его жемчужина — Екатерининский дворец. Это место каждый год принимает огромное количество туристов. Ведь побывать в Санкт-Петербурге и не увидеть его самого знаменитого дворца — большое упущение для гостя города. Позвольте немного рассказать вам о Екатерининском дворце. Уверена, что виды дворца и его знаменитых залов вдохновят вас на посещение этого места.
Немного истории
Дворец был основан в 1710 г. В этот год царь Петр I дарит своей жене Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I, Сарскую мызу с прилегающими к ней деревнями. Через несколько лет архитектором Фридрихом Браунштейном был построен небольшой двухэтажный дворец. После смерти Екатерины I он перешел к дочери Петра I, Елизавете Петровне.
С 1741 года Царское село становится официальной резиденцией российских монархов. При императрице Елизавете Петровне дворец претерпел значительные изменения. По приказу Императрицы здание дворца было решено расширить. Над этим работали многие известные архитекторы: М. Г. Земцов, А. В, Квасов, Дж. Трезини, С. И. Чевакинский. Для доработки внутреннего убранства и внешнего вида дворца был приглашен Ф.Б. Расстрелли. Он приступил к работе в 1756 году. Именно ему принадлежала идея украшения дворца в стиле барокко. В дальнейшем каждый живущий здесь император привносил что-то свое.
Дворец встречает своего посетителя золоченой решеткой парадных ворот. Фасад выполнен с особым шиком в стиле барокко. Лазоревая лента в сочетании с белоснежными колоннами, золоченым орнаментом, фигурами атланов — это визитная карточка дворца. Он неповторим! Роскошь и великолепие здания оставляет непередаваемые ощущения трепета и восхищения. Екатерининский дворец в Царском селе, будучи официальной резиденцией российских монархов, принимал самые пышные балы и маскарады. Здесь же, в северном флигеле дворца, расположена Дворцовая Воскресенская церковь. Рядом соединен аркой корпус Царскосельского лицея, о котором можно прочитать здесь. Вокруг парадного плаца располагаются служебные корпуса — циркумференции.
Парадные залы Екатерининского дворца
Первое что вас встречает — это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.
Лестница украшена скульптурами "Просыпающийся Амур", а с противоположной стороны — "Спящий Амур". Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины "Суд Париса","Юпитер и Каллисто" и "Эней и Венера". Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.
Лестница ведет своих посетителей в залы дворца.
Большой зал
Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей — самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг — от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.
Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.
При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал окутан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.
На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада дворца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.
Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.
Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.
Кавалерская столовая
Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.
Белая парадная столовая
Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как "охотничий натюрморт".
Картинный зал
В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина "Полтавская битва", сделанная по заказу Петра I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.
Арабесковый зал
Арабесковый зал — один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях — отличительная черта комнаты.
Малиновая и Зеленая Столбовые
Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные "столбы" украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.
Малиновая Столбовая использовалась для проведения настольных игр.
В Зеленой Столбовой ранее находилась буфетная. Здесь хранилось столовое серебро и фарфор.
Портретный зал
В Портретном зале дворца находятся картины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра Петра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.
Янтарная комната
Восьмое чудо света — так её называют.Она должна была выполнять функции кабинета, где можно было уединиться, или, например, поиграть в карты. Янтарные панно были преподнесены прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в качестве дипломатического дара Петру I. Янтарная комната заняла свое законное место не сразу.
Изначально янтарными панно была украшена комната в Зимнем дворце. Только после того, как императрица Елизавета Петровна затеяла перестройку дворца, панно перевезли в Царское село. Их бережно занесли на руках во дворец, в отведенное для них помещение. Чтобы комната была полностью наполнена нежным золотым цветом, архитектор Ф. Б. Растрелли применил уже опробованный иллюзорный эффект с зеркалами. Огонь свечей и полуденный свет солнца отражался в зеркалах и янтарных панно, оживляя комнату, насыщая ее теплым янтарным светом.
Янтарная комната была полностью утрачена в годы Великой Отечественной Войны. После того, как фашисты заняли Царское село, она была вывезена за пределы России. По одной версии, в Кеннигксберг. По другой, комната была спрятана на дне Балтийского моря. До сих пор эта тайна не раскрыта.
Над восстановлением комнаты трудились ученые и мастера янтарного дела Царского села с 1979 года. Они восстанавливали комнату по сохранившимся фотографиям. Янтарная комнтата была полностью восстановлена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга.
Работы по восстановлению дворца и интерьеров еще продолжаются. Часть комнат восстановлена, но еще многое необходимо собрать буквально по крупицам. Архитекторы скрупулезно, с помощью снимков и документов, составляют макет (деревянную модель), а позолотчики покрывают сусальным золотом каждый элемент декора. Над каждой деталью интерьера кропотливо трудится целый штат профессионалов. Их труд сложно переоценить.
Когда посетить
Когда же лучше посетить Екатерининский дворец в Царском селе? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Посещая его летом, вы можете любоваться видами дворца и парка, его широкими аллеями и видом Большого озера. Конная прогулка с экипажом, на электромобиле по парку или на гандоле по Большому озеру сделают посещение Царского села незабываемым. Но летом посетителей так много, что вам придется пожертвовать своим временем стоя в очереди, чтоб попасть во дворец. Это может длиться и 20, и 40 минут. Поэтому многие советуют посещать дворец зимой, а парк — летом.
На мой взгляд, самая прекрасная пора для посещения — это ранняя осень. Период "бабьего лета" в Царском селе так любили многие писатели и поэты. Осеннее солнце еще по-летнему теплое. Листва на деревьях поражает буйством красок и сочетаний. Уже не так жарко и душно как летом, но и не холодно и дождливо, как осенью или зимой. Красота осеннего убранства деревьев ни чуть не уступает красоте дворца, а дополняет его.
Как добраться
Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: Санкт-Петербург, г. я д. 7.
Добраться до музея можно несколькими способами:
- От Витебского вокзала идет электропоезд до станции "Царское Село". Стоимость била составит около 40 рублей. Время в пути 30 минут. Дальше до музея можно доехать на маршрутном такси №371, 377, 382 или на автобусе № 371, 382. Можно дойти пешком. Это займет примерно 30 минут.
- От станции метро Московская идут маршрутные такси № 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена за "поющими фонтанами" у Дома Советов. Время в пути составит менее часа в зависимости от пробок. Стоимость поездки около 40 рублей.
- Автобус №187 следует до ж/д вокзала в г. Пушкин. Время в пути составит примерно 75 минут. Стоимость проезда — 30 рублей. От вокзала можно пересесть на маршрутные такси или автобус до музея.
- От станции метро Купчино идут маршрутные такси №№ 545, 286, 287, 347, автобус №186. Время в пути менее часа. Стоимость проезда 40 рублей.
На мой взгляд, наиболее удобный способ добраться до музея — сесть на маршрутное такси у станции метро Московская, быстро и комфортно добраться до музея.
Режим работы и цены
Режим работы дворца : 10.00 — 18.00. Касса работает до 16.45.
Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.
Для того чтобы попасть во дворец, в период с апреля по октябрь вам необходимо купить билет в парк.
Стоимость взрослого билета — 120 р.
Для учащихся школ, студентов, военнослужащих, курсантов, членов союзов архитекторов, художников, дизайнеров России — 60 р.
Для пенсионеров РФ и Республики Беларусь — 30 р.
Для посетителей моложе 16 лет — бесплатно.
Надеюсь, мой обзор был интересен и полезен. Уверена, вы получите самые приятные эмоции от посещения музея и будете возвращаться туда снова и снова!