Дидинский тоннель в Первоуральске — инженерная конструкция начала ХХ века. Это заброшенный железнодорожный путь, являющийся популярной местной достопримечательностью. Далее я расскажу, где находится Дидинский тоннель в Свердловской области, как туда можно добраться и что увидеть внутри.
Где находится Дидинский тоннель и как до него добраться
Достопримечательность находится в Свердловской области, на ж/д перегоне Ревда — Дружинино. Назвали его так через небольшой поселок Дидино, который находится рядом и входит в городской округ Первоуральска. Точные координаты Дидинского туннеля следующие — 56.818633, 59.696867.
Есть два варианта проезда в Дидинский подземный коридор в Первоуральске — собственный транспорт (авто) или общественный (электричка).
Добраться до инженерной конструкции можно в среднем за 1,5–2 часа. Расстояние по маршруту Екатеринбург — Дидинский туннель составляет практически 60 км.
На электричке
Доехать на электричке можно за 1 час 36 минут. В день есть 4 рейса — 08:27, 14:21, 17:33, 20:45. На железнодорожном вокзале Екатеринбурга можно спросить, как добраться на электричке до Дидинского туннеля и узнать точное расписание рейсов.
Железнодорожный транспорт курсирует ежедневно. Отправление со станции Екатеринбург-Пассажирский, а выходить нужно на остановке 1590 км (не в поселке Дидино, оттуда до достопримечательности дальше). С платформы 1590 км нужно пешком прогуляться 500 м непосредственно к сооружению — необходимо спуститься, пройти дачный поселок и, дойдя до прежней насыпи железной дороги, повернуть направо, двигаться прямо ко входу.
На автомобиле
Автомобиль — один из самых комфортных вариантов проезда в Дидинский подземный коридор в Первоуральске. Коротко расскажу о том, как добраться на машине до Дидинского тоннеля: из Екатеринбурга стоит выехать на Ново-Московский тракт, затем — на региональную дорогу Р-242 (Пермь — Екатеринбург). После проезда через реку Чусовая в Ревде на развилке повернуть налево, по указателям двигаться в сторону населенного пункта Гусевка, проехав который нужно повернуть направо в направлении Дидино.
Некоторые водители едут по трассе Р-242 в Хомутовку, минуя Ревду, но там состояние дорог хуже — в основном грунтовка. Пользуясь навигатором, можно посмотреть, где находится Дидинский тоннель в Первоуральске, и какие дороги ведут к этой достопримечательности.
История и особенности тоннеля
В некоторых публикациях дата основания Дидинского тоннеля в Первоуральске — 1913 год. Однако, как утверждают официальные источники (пресс-служба Свердловской железной дороги), история Дидинского тоннеля в Свердловской области началась в 1918 году. Решение о его возведении было принято в ходе строительства железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Казанью еще в конце XVIII века. Однако строительство началось только в 1914 году, к нему привлекались местные жители и военнопленные. Работы велись вручную, без тяжелой техники.
Масштабы и величественность достопримечательности впечатляют. Дидинский подземный коридор в Первоуральске имеет 1123,7 м в длину, ширина составляет 4,65 м, высота — 6,1 м. С обеих сторон находятся красивые въезды, похожие на средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами. Своды выложены камнем, некоторые участки забетонированы. В стенах также находится около 20 небольших ниш, где могут прятаться рабочие во время движения поезда, и 3 больших с колодцами. Снизу — канал для прохождения воды, сверху — вентиляционная система.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! В последний раз состав прошел через Дидинский тоннель в декабре 1995 года. Причиной закрытия являлось сильное обводнение. Зимой работники постоянно счищали лед с рельсов, скорость поездов в это время достигала 10 км/час.
Дидинский подземный коридор эксплуатировали 77 лет.
Проблема водоотведения
В Дидиниском тоннеле в Первоуральске всегда остро стояла проблема с водоотводом. Для того чтобы грунтовые воды сходили после зимы, была создана сложная дренажная система. Летом она помогала справляться с лужайками и подтоплениями. Зимой работники железной дороги были вынуждены очищать рельсы от наледи. Впоследствии Дидинский подземный коридор в Первоуральске начал разрушаться под действием сырости. Это все послужило запуску новой железнодорожной ветки.
Вопрос водоотвода до сих пор остается актуальным. Дренажная система полностью разрушена, поэтому внутри скапливается много воды. Зимой она замерзает, а летом (даже в жаркие месяцы) не всегда успевает растаять.
Мифы и легенды
С этой достопримечательностью в Первоуральске связано множество мифов и таинственных историй. Согласно рассказу местных жителей, в период гражданской войны через Дидинский тоннель в Первоуральске отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака, а солдаты оставили внутри сокровища. Этот факт до сих пор не дает покоя кладоискателям, которые верят в правдивость этой легенды и часто приезжают сюда на поиски золота.
Дидинский подземный коридор в Первоуральске имеет еще одну легенду. Строительство началось с двух сторон, по планам инженеров посередине должна была пройти стыковка. Руководитель проекта ошибся в своих расчетах, из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно рассказам, это настолько расстроило главного инженера, что тот покончил жизнь самоубийством. Теперь его дух бродит по подземному коридору.
Окрестности заброшенного объекта
Дидинский тоннель в Первоуральске в свое время играл стратегическую роль, поэтому охранялся солдатами из военной части, которая размещалась рядом. На местности можно отыскать даже пулеметные доты. Затем Дидинский подземный коридор стал объектом наблюдения поста стрелковой команды ВОХР.
Над Дидинским тоннелем в Первоуральске расположена шахта. Она поражает своей глубиной (около 46 м) — если бросить предмет, то вниз он будет лететь долго, а если в середину смахнуть снег, то он поднимется вверх через поток воздуха.
Рядом с действующим железнодорожным полотном есть вышка высотой 30 м. При сильном ветре можно заметить, как она раскачивается. На нее иногда поднимаются туристы, чтобы насладиться потрясающим видом на десятки километров вокруг.
На территории поселка Дидино находится водонапорная башня. В интернете можно найти фото Дидинского тоннеля в Свердловской области, интересных мест в окрестностях.
Советы любителям индустриального туризма
Во время посещения подземного коридора в Дидино следует соблюдать правила безопасности и взять вещи, которые пригодятся во время прогулки:
- теплая одежда (шапки, носки, курицы), ведь из-за сквозной вентиляции, повышенной влажности там холодно в любое время года;
- высокие резиновые сапоги летом;
- фонарики, ведь внутри темно, а схема Дидинского тоннеля в Первоуральске предполагает изогнутую форму коридора, поэтому не сразу виден конец;
- вода и перекус, идти придется чуть больше 1 км.
Будьте внимательны, исследуя Дидинский тоннель в Первоуральске, ведь в теплое время года некоторые участки настолько затапливаются водой, что их невозможно пройти. С каждым годом стены коридора начинают больше осыпаться, ветшают колодцы, с потолка могут упасть блоки. Опытные любители индустриального туризма не советуют отправиться на прогулку в Дидинский тоннель в Первоуральске без помощи других, лучше это делать в составе организованной группы. Не стоит гулять внутри и людям с клаустрофобией, ведь потолки дренажной системы очень низкие, в некоторых местах придется идти почти на корточках.
Дидинский тоннель в Первоуральске привлекает туристов в любое время года — здесь много путешественников и зимой, и летом. Едут сюда за впечатлениями, ведь его масштабы и внешний вид удивляют.