Апшеронская узкоколейная железная дорога — уникальное сооружение в живописной горной местности Краснодарского края. Построенная в 1930-х гг. для транспортировки леса, сегодня Апшеронская дорога используется для связи отдаленных поселков с большой землей, а узкоколейка в Гуамском ущелье является популярным туристическим аттракционом — вдоль гигантской расщелины между хребтами Гуама и Лаго-Наки круглогодично курсирует экскурсионный прогулочный тепловоз.

История Апшеронской узкоколейной железной дороги
Появление узкоколейной железной дороги в Гуамском ущелье связано с добычей ценных пород древесины на Кавказе в советское время. В 1920-е гг. на Самурском, Черниговском, Мезмайском, Тубинском лесоучастках в Апшеронском районе Краснодарского края в больших масштабах происходила вырубка леса, и для его транспортировки в леспромхоз в Апшеронске и потребовалось строительство узкоколейки.
Первый участок железнодорожного полотна был проложен в 1927 г., а до начала войны дорога уже проходила на юг от Апшеронска до станции Шпалорез (сегодня — поселок Отдаленный) и имела два ответвления:
- восточную ветку — от Самурской до Темнолесской (через Мезмай);
- западную ветку — от станции «40-й км» до Кушинки.
Прокладывалась железнодорожное полотно силами заключенных.

В военные годы часть Апшеронского района была оккупирована немецкими войсками. В окрестностях узкоколейки, в долинах рек Пшеха и Курджипс, проходили важные оборонительные бои. Так, в одной из пещер у южной ветки железной дороги пулеметчик-красноармеец несколько месяцев в одиночку держал оборону, не давая войскам противника пробраться в сторону горного перевала. В Гуамском ущелье партизаны дважды взрывали железнодорожный мост через реку Сухая балка, что предотвратило прорыв немецких солдат через Кавказский заповедник к Сочи.

После войны разрушенные участки узкоколейки были восстановлены. В 1950–1960-е гг., во время расцвета деревообрабатывающей промышленности в Апшеронском районе, продолжилось строительство полотна от станции Темнолесской до Гузерипля (Адыгея) и от Шпалореза дальше в горы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В 1960-е гг. общая протяженность Апшеронской железной дороги составляла более 80 км, что делало ее самой длинной горной узкоколейкой в России и СССР.

В 1970-е гг. лесозаготовка стала утрачивать свое значение, и Апшеронская железная дорога начала приходить в упадок. Сначала был разобран участок путей Темнолесская — Камышанова поляна, а в 1980-е гг. полотно от Самурской до Гуамки затопило во время наводнения.
В 2010 г. разобрали узкоколейку от Апшеронска до Черниговского, но 30-километровый участок до Шпалореза (села Отдаленное) функционирует и сегодня. По сохранившемуся полотну курсирует автомотриса ТУ8П (в народе названная «Матрицей»), благодаря чему жители поселков Кушинки, Режет, Тубы, Отдаленное могут добраться до большой земли и привезти оттуда все самое необходимое.

На восточной ветке Апшеронской узкоколейки в 1990–2000-х гг. между Гуамкой и Мезмаем также ходил пассажирский тепловоз, но в 2011 г. из-за сошедшего оползня полотно разорвалась. Функционирующим остается только двухкилометровый участок железной дороги между хутором Гуамка и станцией «Урочище Монахово» в Гуамском ущелье.

Туристический прогулочный тепловоз
Сохранившийся участок Апшеронской узкоколейки в Гуамском ущелье является настоящим туристическим аттракционом — по двухкилометровому полотну круглогодично курсирует тепловоз ТУ8. Состав небольшой, в нем всего 3 открытых вагона.
На скорости 15 км/ч ползет туристический поезд в Гуамском ущелье, из окон тепловоза открываются живописные виды на реку Курджипс, поросшие реликтовыми деревьями четырехсотметровые скалы и срывающиеся с горных склонов водопады.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. В 2007 г. с узкоколейки в Гуамском ущелье сорвался снегоуборочный состав. Поднимать дрезину со дна каньона не стали, и сегодня пассажиры прогулочного тепловоза могут увидеть ее среди вод реки Курджипс.

Прогулочный тепловоз отправляется с железнодорожной станции в Гуамском ущелье, что в 500 м от хутора Гуамка. Чтобы попасть к платформе, от автомобильной парковки в южной части Гуамки (у входа в расщелину) следуйте вдоль путей.
Для удобства публикуем координаты Гуамского ущелья для навигатора — 44.223052901495194, 39.90602870756768.

Тепловоз за 20 минут проезжает расстояние в 1700 м от железнодорожной кассы в Гуамском ущелье до остановочного пункта «Урочище Монахово» (здесь расположено небольшое кафе «1707»). Во время движения состава работает аудиогид, который рассказывает историю Апшеронской железной дороги и интересные факты о Гуамском каньоне.
Проехав путь до урочища, можно вернуться этим же поездом в Гуамку, или совершить пешую прогулку по заброшенной Апшеронской узкоколейной железной дороге в Гуамском ущелье до поселка Мезмай. Расстояние от кафе составляет 6 км.

Цены на проезд по Гуамскому ущелью в 2021 году
Стоимость катания на тепловозе зависит от дня недели и возраста туристов. Для лиц 14 лет и старше цены на паровозик в Гуамском ущелье в 2021 году следующие:
- понедельник, среда, четверг — 200 рублей;
- пятница, суббота, воскресенье и праздничные дни — 300 рублей.
Проезд на туристическом тепловозе для детей в возрасте 7–13 лет дешевле в 2 раза и стоит 100 и 150 рублей. Для лиц до 7 лет, ветеранов ВОВ, чернобыльцев, инвалидов 1 и 2 групп катание на поезде в Гуамском ущелье бесплатно.
Цены указаны на проезд в одну сторону, купить билеты на паровозик можно не позднее, чем за 5 минут до отправления состава.
ПОЛЕЗНО. В железнодорожной кассе возможна оплата билетов на тепловоз банковской картой. Но из-за отсутствия стабильной мобильной связи в Гуамском ущелье терминал часто не работает, лучше иметь наличные деньги.

Для больших компаний доступно предварительное бронирование билетов на тепловоз Гуамского ущелья по телефону 8-928-850-30-06. Скидка на проезд в размере 10 % предоставляется группам от 10 человек.
График работы прогулочного тепловоза в 2021 году
Экскурсионный тепловоз курсирует по каньону между хребтами Лаго-Наки и Гуама круглогодично во все дни недели, кроме вторника. Состав отправляется по маршруту каждый час, расписание паровозика в Гуамском ущелье в 2021 году следующее:
- отправление первого рейса от кассы — в 09:30, последнего тепловоза — в 17:30;
- обратный выезд от кафе «1707» — каждый час с 10:00 до 18:00.

По вторникам дорога в Гуамском ущелье открыта для пеших прогулок. В остальные дни недели пройтись вдоль сохранившегося участка Апшеронской узкоколейки Гуамка — Мезмай можно до 08:00 утра и после 19:00 вечера. Передвигаться по путям во время курсирования тепловоза запрещено.
Ограничения в связи с COVID-19
По постановлению Роспортебнадзора от 28.10.2020 г., на территории Краснодарского края действует масочный режим во всех точках массового скопления людей — общественном транспорте, заведениях общепита, туристических местах. Тепловоз в Гуамском ущелье также является объектом туризма, поэтому каждый пассажир поезда старше 7 лет обязан надеть медицинскую маску. Ее отсутствие может стать основанием для отказа в поездке.
Туристам необходимо соблюдать социальную дистанцию в 1,5 м. Это касается расположения людей в очереди в кассу или при посадке в тепловоз.
ВАЖНО. Во время нахождения в Гуамском каньоне следует быть предельно внимательным — в горной местности опасность может представлять сход грязевых потоков или лавин, падение со склонов камней или сосулек.