Заброшенная турецкая крепость Ени-Кале — одно из моих любимых мест в Керчи. Расположенная у самой кромки моря в тихом и уединенном районе города, крепость сразу притягивает к себе внимание, очаровывая своей особой атмосферой. Несмотря на то что крепость находится довольно далеко от центра города, всякий раз бывая в Керчи, я пытаюсь сюда ненадолго заехать.
Как добраться
Крепость Ени-Кале находится на самой окраине города недалеко от Керченской паромной переправы. Добраться сюда можно на маршрутном такси.
До крепости едут маршрутки № 18 и № 24. Ходят они довольно часто. По крайней мере у меня никогда не возникало проблем с ожиданием транспорта. Садиться нужно по направлению к Киммерийскому шоссе и паромной переправе. Выйти вы можете у самой крепости, маршрутки проходят прямо мимо нее. Так как крепость расположена сразу у дороги, не заметить и проехать ее сложно. Но для успокоения можно попросить водителя предупредить вас о том, когда нужно выйти. Водители, привыкшие к туристам, на подобные просьбы реагируют вполне адекватно.
От центра города на общественном транспорте ехать чуть больше часа, от автовокзала минут сорок, на автомобиле, конечно выйдет быстрее.
Со стороны города сюда ведет одна дорога, независимо от того, что вы выберете - общественный транспорт или личный автомобиль. Это проходящая в черте города трасса Е97 совпадающая с улицами Горького, генерала Петрова и генерала Кулакова. Сама трасса ведет к паромной переправе, а чтобы выехать к крепости, нужно после железнодорожного переезда свернуть направо.
Особенно удобно добираться сюда с паромной переправы, которая расположена от крепости на расстоянии трех километров в десяти минутах езды. Поэтому даже если вы в Керчи проездом, то я советую вам выделить немного времени и заехать полюбоваться развалинами старой крепости.
Вход в крепость бесплатный и свободный. Хотя при Украине были попытки ввести организованный проход туристов, они не увенчались успехом. С одной стороны это хорошо, но с другой, такая доступность крепости, конечно, сказывается на ее облике и состоянии.
История крепости
Первые крепостные сооружения на этом месте были возведены еще генуэзцами, которые, как известно, на протяжении XIV–XV веков возводили свои оборонительные укрепления практически по всему побережью Крымского полуострова. В то время на месте Ени-КАле существовало генуэзское поселение Килиседжик. C XVI века Крым постепенно начал заселяться турками-османами. А на рубеже XVII–XVIII веков с момента получения Российской флота выхода к Азовскому морю турки занялись укреплением своих рубежей.
Ени-Кале, что в переводе с турецкого означает «новая крепость», была построена турками в самом начале XVIII века . Окончательный свой вид крепость приобрела скорее всего в 1703 - 1706 годах. Название она получила в противовес "старой" уже существовавший в то время в Керчи турецкой крепости. Находящаяся на юге Керческого полуострова между Черным и Азовским морями, Ени-Кале всегда обладала важным стратегическим значением. Сюда даже был переведен из Кафы (Феодосии) главный турецкий штаб.
Надо сказать, что крепость, имевшая внушительные размеры - порядка 25 тысяч квадратных метров, была рассчитана на пребывание там одновременно до двух тысяч человек. Крепость окружали жилые поселки, примыкающие к ней с севера, запада и юго-запада. Среди них - крупный населенный пункт с тем же названием, что и крепость, получивший на некоторое время даже статус отдельного города.
Во время русско-турецкой войны Ени-Кале была сдана без боя, в 1774 году в результате подписания Кучук-Кайнарджинского мирного договора крепость, перейдя во владения к Российской Империи, вошла в состав Керчь-Еникальского градоначальства Таврической губернии.
В дальнейшем крепость, утратив свое важное значение, стала постепенно приходить в запустение. Единственное сражение произошедшее здесь с момента ее перехода в состав Российской империи произошло в 1855 году — бои с англо-французскими войсками. Во второй половине XIX века здесь разместили военный госпиталь, после ликвидации которого крепость оказалась вовсе заброшена.
Несколько раз крепость осаждали в период Великой Отечественной войны во время осады города Керчь.
Архитектура
Предполагают, что в качестве зодчего выступал французский инженер де Вобан, а возможно и один из его учеников, руководство процессом строительства взял на себя архитектор итальянского происхождения, принявший ислам —Голоппо.
Крепость, имевшая в плане неправильный пятиугольник, с трех сторон была окружена рвом, с четвертой - морем. Благодаря крутому рельефу, крепость размещалась в несколько ярусов. По углам крепости было установлено пять полубастионов с узкими щелевидными бойницами, завершенных небольшими куполами. которые выдержали многочисленные осады неприятеля. Крепостные стены были сложены из местами необработанных квадров камня.
В крепость вели ворота — Керченские, Азовские и Джанкойские, названные так по направлениям дорог, ведущим к ним. Недалеко от въезда со стороны Джанкоя находилась резиденция визиря или турецкого шаха. наиболее интересными с художественной точки зрения являлись Азовские ворота. Они представляли собой два массивных пилона с низким арочным пролетом в центре. По периметру ворот шел венчающий профилированный карниз с декоративным узорчатым поясом. Пилоны завершались зубцами.
Внутри крепости располагалась большое количество зданий и сооружений различного назначения, среди них - жилые дома, арсенал, водяная башня, пороховые склады, мечеть и даже баня. Сейчас все это,к сожалению, утрачено, но тем не менее позволяет представить о оценить размеры крепости в XVIII веке.
Существенным недостатком было отсутствие питьевой воды, единственный колодец не справлялся с задачей. Именно поэтому для устранения данной проблемы инженерами был возведен акведук, поставлявший внутрь крепости пресную воду.
Ени-Кале сегодня
Как я уже писала, потеряв свое прежнее значение, крепость оказалась ненужной, в результате чего пришла в упадок и запустение. Во второй половине XX века Ени-Кале была поставлена на охрану в качестве памятника архитектуры, однако, серьезных реставрационных и восстановительных работ не проводилось. Негативным, я бы даже сказала, разрушающим фактором для крепости оказалось строительство железнодорожного полотна, проходящего в нескольких метрах от ее стен.
Несмотря на большое число туристов, это место не очень приспособлено для посещения. Здесь нет палаток с напитками или сувенирами, нет туалетов, кафе. Поэтому, собираясь посетить Ени Кале, лучше взять с собой воду и легкий перекус.Тем более, что в тени крепости можно устроить отличный пикник. Но лично я все выше перечисленное не считаю минусом, наоборот, это позволяет сохранить непередаваемую атмосферу этого тихого и уединенного места, насыщенного некогда яркими историческими событиями. Всеми забытая турецкая крепость, органически связанная с природой и окружающими ее маленькими деревянными жилыми домиками почти у самой воды, оставила у меня неизгладимое впечатление. А для особо дальнозорких крепость будет примечательно еще и тем, что именно с ее стен можно увидеть место слияния двух морей — Черного и Азовского.
Хотелось бы сказать вот о чем, в прошлом 2016 году один из местных жителей возле своего домика у стен крепости продавал прохладительные напитки и сушенную и вяленую рыбку, естественно своего собственного приготовления и улова. Очень любезный мужчина даже предлагал приготовить нам ужин. Такое местное «предпринимательство» как нельзя лучше вписалось в общую атмосферу места. Но к сожалению, не могу быть уверена, что мужчина будет торговать там на постоянной основе.
Маршрут осмотра
Для себя я составила вот такой маршрут осмотра. Красным обозначила границы крепостных стен, желтым — своеобразную протоптанную «туристическую тропу», двигаясь по которой можно увидеть самые значимые уголки внутри крепостных стен.
Выйдя из автотранспорта вы окажетесь у подножия крепости, то есть у ее нижнего яруса. Мне например сразу бросились в глаза остатки полубастионов Ени-Кале, нафотографировавшись на их фоне только потом я обратила внимание, что справа имеются ворота (Керченские как оказалось), через которые идет дорога наверх.
С нее можно попасть в полубаостион, заглянуть в бойницы и пройтись по остаткам крепостных стен первого уровня. Кстати, через эти ворота часто проезжают машины, автомобильная колея хорошо видна. Это, конечно, удобно, но, как вы понимаете, неблагоприятно отражается на сохранности исторического памятника.
Но не вздумайте на этом останавливаться! Для дальнейшего осмотра Вам нужно найти тропу, ведущую вверх, по ней вы доберетесь до следующих — Азовских ворот, отсюда откроется вид на всю территорию, некогда принадлежавшую крепости, позволяющий оценить ее истинные размеры. Ну и конечно, с вершины вы сможете полюбоваться морем или даже двумя.
Двигаясь на север и затем на северо-запад, встречая на своем пути остатки стен, вы дойдете до ее верхней северной точки, с нее можно будет увидеть сохранившийся ров и развалины Джанкойских ворот.
К сожалению даже очертания строений, находившихся внутри крепости едва различимы, лишь кое где виднеются остатки фундамента. Но проявив фантазию, можно попытаться представить, что же было там в далеком XVIII столетии. Далее, продолжая идти на северо-запад по уже проторенной тропинке, вы попадете в исходную точку маршрута.
Кстати, при желании прямо возле Ени-Кале можно окунуться в море - заход есть, правда будут попадаться валуны, а вот в метрах 300 от крепости есть более-менее оборудованный галечный пляжик. Честно сказать, ни там, ни там я не купалась, так как была в Ени -Кале ближе к вечеру и не было так жарко, но говорят, вода в этих местах грязновата.
***
На мой взгляд, Ени-Кале — одно из необычных и знаковых мест Восточного Крыма, которое нужно обязательно посетить, даже если вы в Керчи проездом. Ведь в этом памятнике как нельзя лучше происходит переплетение истории, архитектуры и уникальных ландшафтов полуострова.