Что мы с вами представляем себе когда слышим слово «вулкан»? Вот у меня воображение моментально рисует огромную гору со снежной вершиной и, может быть, даже легким, едва заметным дымком. А если подумать еще немного, то это уже будет кратер, заглядывая в который, мы видим много красного, бурлящего и, само-собой, очень горячего.

Ничего из вышеперечисленного вы не увидите, приехав на Гирвас. Даже близко там таких пейзажей нет. Сейчас нет. А много-много лет назад были. Вот за эти «прошлые заслуги» это место так и называется – вулкан. Мой вам совет: чтобы в полной мере ощутить разницу между «тогда» и «сейчас», нужно собираться и ехать смотреть все своими глазами.
Немного истории
Утверждается, что около 3 миллиардов лет назад на этом месте было все в лучших вулканических традициях: жидкое пламя, жар, высоченные горы. Говорят, что последнее извержение ныне присмиревшего вулкана произошло около 2 миллиардов лет назад. Но каким оно было! По некоторым оценкам, потоки лавы, вытекающие из жерла вулкана, доходили до места, где сейчас расположен Петрозаводск. А это, на секундочку, расстояние в 70 километров! Так что этот «старина» не был крошечным вулканчиком. Назвали вулкан в честь одноименного поселка, расположенного неподалеку. На карельском hirvas означает «лось». Видимо, они там водятся (или водились) в изобилии.

Ранее на этом месте также был водопад, по сравнению с которым водопад Кивач — просто маленький порожек.
Как добраться до вулкана Гирвас
Как я уже сказала, вулкан находится примерно в 70 километрах от Петрозаводска. Самое удобное средство передвижения в данном случае — автомобиль. Я, конечно, изрядно поплутала по местным лесам, пока нашла нужный поворот, но зато теперь могу с точностью рассказать вам, как туда добраться:
- Автомобилем. Здесь все просто. Вам нужно выехать на трассу «Кола» и следовать по ней в сторону Мурманска. Чуть больше, чем через час вы увидете указатель с надписью «Гирвас». По нему поворачиваете налево (это если вы едете со стороны Петрозаводска или Кондопоги). Дальше еще минут 10–15 дороги, после чего вы попадаете в поселок Гирвас. В нем доезжаете до перекрестка, на котором со всех сторон расположены магазины (это легко узнаваемое место), и на этом перекрестке поворачиваете налево. Опять едете минут 10–15, покидаете поселок и практически сразу за выездом видите мост и сооружения ГЭС. Вам сюда. По мосту перебираетесь на другую сторону, слева от него будет парковка автомобилей, а справа как раз объект нашего интереса: вулкан – водопад. Стоимость посещения (она же стоимость парковки) 100 рублей с человека. На второй картинке схема движения на автомобиле через поселок


- На общественном транспорте. Прямого автобуса «Петрозаводск – Гирвас» нет. Можно добираться на проходящих мимо, но тут два момента: от остановки автобуса до вулкана вы будете идти пешком (а это очень неблизко), а ещё автобусы ходят не каждый день (то есть вариант «туда приехали, а оттуда ни на чем не уехать» вполне вероятен). Но если вы решились – билет будет стоить пределах 200 рублей на одного человека.
- Можно взять такси. Стоимость в один конец будет до 1000 рублей.
- Или купите экскурсию. Скорее всего, это будет экскурсия не только на вулкан: еще захватите заповедник «Кивач», Марциальные воды и другие пару объектов. Такой тур будет стоить около 1700 руб. на человека, и сюда уже входит транспорт и все входные билеты. Можно, конечно, поискать и найти такой тур, чтобы показывали только вулкан Гирвас. Тогда с транспортом и входными билетами она будет стоит до 1100 руб. на человека. Но мне кажется, уж если выбрались на экскурсию, лучше посетить по максимуму.
Время работы и стоимость посещения вулкана Гирвас
Можно сказать, что открыт он всегда. Потому что даже просто доехав туда на машине и встав на мосту, вы уже его видите. И зайти на территорию вам тоже никто не запретит. Но если вы за более упорядоченный подход, то парковка для автомобилей (а на ее территории еще сувенирный магазинчик-кафешка и туалет) работает с 10 до 18 каждый день. Стоимость парковки одного авто составит 100 руб. с пассажира (если вас 4 человека в машине, то вы заплатите 400 руб.).

Больше никаких дополнительных взносов с вас требовать не будут. После оплаты парковки/посещения можете сразу идти к вулкану – водопаду. Никакого специально оборудованного входа к нему нет, вы просто спускаетесь по дорожке и он перед вами.
Ходим – смотрим
Я бы предложила вам для посещения данного места надеть удобную обувь типа кроссовок и свободную спортивную одежду. И это не потому, что вы там не пройдете в обычной обуви (прошагаете даже на каблуках, если очень захотите), а потому, что когда вы туда приезжаете и видите эти просторы перед собой, вы не можете созерцать их со стороны. Вас так и тянет спуститься к самым лавовым потокам, попрыгать с одного на другой, посидеть на верхушке третьего, перескочить через мини-озеро и закончить свой обход, взобравшись на холм по узкой тропинке. И чтобы полноценно прочувствовать это место, лучше уже приехать подготовленными.
Вулкан – водопад
Я, кстати, сказала, что этот вулкан еще и водопад? Я писала «был водопадом». Так вот, это не совсем точно. В наше время он тоже периодически вспоминает былое, когда открывают шлюзы расположенной недалеко ГЭС для слива избыточной воды. И тогда тихое и спокойное место превращается в «вулкан страстей».

Местные жители (точнее, один житель, он же смотритель) рассказал, что пару дней назад имело место быть одно из тех самых преображений вулкана в водопад, когда ГЭС в очередной раз открывала плотину, чтобы сбросить излишки воды. Оставалось только надеяться, что работники ГЭС все-таки как-то оповещают смотрителя о своих намерениях, что бы прогулка по вулкану не закончилась для туристов внезапным рафтингом с преодолением порогов. Но пока таких случаев не было.
Нужно понимать, что то, как это выглядит сейчас, совсем не похоже на вулкан. Никаких гор и извержений. Это, скорее, лава, которая когда-то вытекла из жерла и, затвердев, осталась там насовсем. Выглядит просто завораживающе за счет того, что каждый слой имеет свой оттенок цвета от черного до зеленого.

Как я уже говорила, попадая туда, вы не можете взирать на это со стороны и сразу же выходите на лавовое поле. И бродите, бродите. Перепрыгиваете с одного места на другое, присматриваетесь к оттенкам, наблюдаете за отражением деревьев в воде, присаживаетесь на один из пригорков и слушаете лес.

Исследовав лавовое поле, вы поднимаетесь по крутой тропинке в лес. Достигнув вершины, еще раз, теперь уже с высоты, окидываете взглядом то, что осталось от когда-то действующего вулкана и понимаете, что даже в таком виде он выглядит очень внушительно.
В лесу невероятное количество грибов. Не надо прикладывать абсолютно никаких усилий что бы их заметить. Они вот, прямо рядом, слева и справа от тропинки. Местным жителям очень повезло с таким грибным разнообразием. Так что, если у вас с собой совершенно случайно окажется ведерко (ну или что-то отдаленно его напоминающее), то поездку можно совместить еще и с походом за грибами. А если уже совсем «по полной программе», то и с поеданием шашлыка. В лесу для этого есть отличные полянки, одна из них даже с настоящим деревянным столом.

В общем простора для фантазии предостаточно. Главное приезжайте, а там уже на месте будет понятно, к чему больше душа лежит.
Аэродром Гирвас
Это, так сказать, в качестве бонуса. Заброшенный военный аэродром. Здесь расположен бывший военный объект, поэтому на картах он не обозначен. Находится он в близлежащем одноименном поселке. Найти аэродром немного сложновато (все правильно, военные специально его прятали). Ориентир такой: если ехать от трассы «Кола», то после 5 км в сторону поселка нужно смотреть поворот налево (их будет несколько). В принципе можно свернуть в любой, он все равно приведет на аэродром.

На карте, вверх от красной «булавки» очень хорошо видна взлетно-посадочная полоса. Не нужно ожидать асфальтированной или гравийной прямой дороги до аэродрома. Это, скорее, лесные тропки, утоптанные под автомобиль. На джипе точно проедете в любую погоду. На легковой лучше не рисковать и путешествовать, когда сухо.
Построили аэродром в 1940 году, а в 1941 взлетную полосу реконструировали. Он был действующим в период Великой Отечественной войны. С 1960 года аэродром использовался как запасной для стратегической авиации, базирующейся в «Бесовце». А с 1992 года он стал заброшенным и неохраняемым.
В целом отличное место. Взлетно-посадочная полоса в приличном состоянии. Длина ее 2 800 метров. Угадайте, кто ее сейчас использует? Конечно, любители погонять на машине и почувствовать себя пилотом Формулы – 1 все там. Ну и для обучения вождению на автомобиле тоже неплохая площадка.

Я не смогла отказать себе в удовольствие промчаться с ветерком вперед/назад по полосе. Надо сказать, что скорость 130 км/ч на трассе и та же скорость, но на взлетно-посадочной полосе ощущаются совсем по-разному. На трассе ты ее как будто и не чувствуешь, а на полосе реальное ощущение, что идешь на взлет.
Где покушать рядом с вулканом Гирвас
К сожалению, вблизи этих туристических объектов еды в привычном для туриста виде (типа кафе или ресторан) нет. Но есть магазины, и если погода позволяет и есть желание перекусить на природе, это вполне можно реализовать. Магазины я имею в виду те, которые расположены в самом поселке. Цены там очень приемлемые, но ассортимент – сами понимаете, люди в деревне ко всяким кулинарным изыскам не приучены – максимально прост. Правда, иногда в магазины завозят свежекопченую форель, которую разводят тут же в форелевом хозяйстве. Так что, если у вас какие-то особые запросы по продуктам, захватите покушать с собой.
Если интересуетесь сувенирами, то на парковке можно найти их минимальный набор. В основном это магнитики на холодильник, выполненные из дерева (в форме лося, медведя или еще каких других обитателей фауны), а так же глиняные тарелки с видами Карелии. Магнитики от 120 руб., тарелки от 350 руб.
Заключение
Если спрашивать моего мнения: стоит ли посвятить один из дней своего путешествия поездке на Гирвас? Я скажу однозначно — да. Еще один день подышать свежим воздухом, побродить по лесу, послушать тишину и просто сменить привычный городской пейзаж на что-то другое.