Островная цитадель под Архангельском, сыгравшая значительную роль в Северной войне Петра Великого, относится к труднодоступным достопримечательностям российского Севера. Добраться до остатков первых каменных бастионов в России нелегко, дорога потребует нескольких пересадок. В кратком обзоре мы расскажем любителям отечественной истории, на каком острове находится Новодвинская крепость, когда лучше ехать в Архангельск для осмотра достопримечательности.
История Новодвинской крепости
Проектирование и строительство Новодвинской цитадели прямо связано с ходом Северной войны между Россией и Швецией. Потерпев поражение под Нарвой, Петр I отдал приказы укреплять Псков, Новгород, Архангельск. Приказ, по которому была построена Новодвинская крепость в Архангельске, был отдан в начале 1701 года, архитектором был назначен немец Егор Резен (Георг-Эрнест Резе).
Большинство информационных материалов пишут, что построена Новодвинская крепость на острове Бревенник, но это не совсем точно. Остров Бревенник отделен от соседних земель многочисленными протоками дельты Северной Двины. Такая протока отделяет его и от соседнего острова Линский Прилук. На северо-западной оконечности этого острова Егор Резен и выбрал место для строительства цитадели. Для военных действий место укрепления было выгодно из таких соображений:
- в запутанную дельту Северной Двины вражеские корабли не могли войти без опытного лоцмана;
- фарватер Северной Двины простреливался пушками того времени до середины;
- цитадель открывалась кораблям внезапно, могла первой открыть огонь.
Военная история Новодвинской крепости включает только один реальный бой с противниками. Архангельские поморы Дмитрий Попов и Иван Рябов, захваченные в плен шведами, посадили на мель перед еще не законченной Новодвинской крепостью авангард шведского флота — фрегат и яхту. После десятичасового артиллерийского боя шведы покинули суда, шведская эскадра ушла от Архангельска. В память об этой победе возле Двинских ворот выставлен старинный якорь.
После революции укрепление служило сначала детским исправительным лагерем, позже — колонией НКВД.
Архитектура Новодвинской крепости
В проекте Новодвинской крепости Егор Резен воплотил все достижения фортификации того времени. В состав укрепления входили:
- Флажный, Могильный, Морской, Рогаточный бастионы;
- комендантский корпус;
- пороховой погреб;
- Северный равелин;
- здание Офицерского корпуса;
- крепостные стены, защищенные земляными валами.
Из крепостных сооружений не подлежат восстановлению только деревянные казармы гарнизона и деревянная церковь, чертежи которых не сохранились.
Новодвинская крепость в 2021 году
С 2007 года сохранность и реставрация исторического памятника курируется Архангельским краеведческим музеем. Поэтому официальный сайт Новодвинской крепости ведется этим музеем. За тринадцать лет деятельности по защите и реставрации Новодвинской крепости сотрудники музея успели провести противоаварийные работы (расчистить аварийные кладки), начать реставрацию конструкций крыш.
В сентябре 2020 года власти области заявили о расширении реставрационных работ, но средства для них пока выделяются ограниченно. На последних фото Новодвинской крепости видны результаты реставрационных работ:
- раскрыты бойницы;
- восстановлены разрушенные кирпичные кладки;
- оштукатурены и окрашены фасады;
- снят наносной грунт с крепостных валов;
- начата реставрация внутренних сводов Комендантского корпуса.
Несмотря на немалые объемы работ, проведенных краеведческим музеем, до полного восстановления исторического памятника еще далеко. Сотрудники музея регулярно выезжают на остров, контролируют работу реставраторов. Весь проект курирует археолог А. Беличенко.
ВАЖНО! В музее открыт зал с экспозицией, посвященной Новодвинской крепости, где выставлены макеты бастионов, старинных кораблей, коллекция пушек того времени. Но организованных экскурсий по острову, береговому укреплению музей не проводит.
Когда можно посетить Новодвинскую крепость
Остатки стен и равелинов Новодвинской крепости открыты для бесплатного посещения. До поселка Конвейер проложено шоссе, далее к укреплению ведет дорога из бетонных плит, построенная ранее для снабжения исправительной колонии.
На остров могут переправиться и автотуристы, к поселку 23-го лесозавода ходит грузовой паром. Зимой работает ледовая или понтонная переправа. Но зимнее посещение исторической достопримечательности проблематично, дорога до укрепления не расчищается, на острове лежат полуметровые сугробы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Вряд ли есть смысл переправляться на острова с машиной, чтобы проехать 18 километров (до Новодвинской крепости и обратно). Кроме цитадели, на острове есть только один исторический памятник, Морские ворота, на их осмотр у вас уйдет не более 30 минут. Ехать с машиной на остров Линский Прилук нужно, если вы в конце лета решили остановиться на побережье в палатках, половить рыбу в Северной Двине.
Лучшее время для посещения исторической достопримечательности — лето и начало осени. В этот период длинный световой день позволит вам не только осмотреть все укрепления, но и погулять по берегу острова, полюбоваться видами Северной Двины. Туристам интереснее всего приехать к исторической достопримечательности 12 июля. В эту дату краеведческий музей ежегодно проводит возле цитадели «День Новодвинской крепости». На поляне перед Двинскими воротами собираются местные жители, приезжают туристы, краеведы Архангельской области. По укреплению проводят расширенные экскурсии, на лужайке идут ролевые игры.
Как добраться до крепости самостоятельно
Доехать до северо-западной оконечности острова Линский Прилук довольно сложно. Поэтому планируя, как добраться до Новодвинской крепости, отведите на поездку полный световой день. Попасть на острова Бревенник, Линский Прилук можно только через переправу на острове Соломбала у поселка 22-го лесозавода. К причалу можно доехать на автобусах № 69 (от железнодорожного вокзала), № 9, № 65 (от площади Ленина в центре Архангельска). Выйти из автобуса нужно на остановке «Развилка лесозавода 14». Непосредственно к причалу (конечная остановка) ходит автобус № 44, проходящий через весь город от Нового поселка. Но этот автобус ходит гораздо реже, чем другие маршруты.
От причала каждый час (первый рейс в 6:20, последний — в 23:00) отправляется пассажирский теплоход. Взрослый билет на него стоит 33 ₽, за ребенка платят 17 рублей. Переправа на остров длится около 10 минут, лучше всего выбрать рейс в 9:30. В этом случае вы успеваете на автобус 18, который делает по островам 5 рейсов в день. На автобусе туристы едут до конца около получаса. От конечной остановки «Конвейер» до исторической достопримечательности можно дойти пешком за 10 минут, вы дойдете до Двинских ворот.
После осмотра укрепления нужно успеть на последний рейс автобуса № 18, который уходит от поселка Конвейер в 15:00.
Автомобилистам нужно ехать в Архангельск по автотрассе М-8. Заехав в город в районе Нового поселка, проехать до переправы можно по улице Гагарина, Маймаксанскому шоссе. От причала лесозавода 22 на острова каждые 2 часа уходит грузопассажирский паром, на котором можно перевезти машину. После переправы нужно ехать все время по главной дороге через поселки лесозаводов 19, 24, Бочага. В поселке Конвейер вы окажетесь на Т-образном перекрестке, на котором нужно повернуть направо, на бетонную дорогу.