Музей под открытым небом Гёреме (Национальный парк Гёреме, Турция)
Информация
Музей под открытым небом Гёреме: фото
Туфовая диковинка, расположенная практически в центре страны, манила меня не только своими марсианскими пейзажами, но и легендами. Мифы, касающиеся каппадокийской местности, связаны с древнейшими историями о священной книге и богах, устроивших разборки именно на территории современной Турции (я об этом упоминала здесь).
Вообще Гёреме – это небольшой годок или скорее поселок, расположенный практически в центре района Каппадоки. Именно его стараются выбирать путешественники, приезжающие исследовать этот округ, несмотря на то, что административным центром считается город Невшехир (о нем я рассказывала тут). От Гереме удобно добираться до всех важных достопримечательностей.
Небольшая история
Долина Гёреме образовалась также, как и другие области Каппадокии после извержения вулканов. Миллионы лет природные силы видоизменяли туфовые ландшафты, которые сейчас предстают перед взором путника в виде различных причудливых форм. С учетом того, что туф достаточно мягкий материал, то использовать его людям для своих целей было проще. Именно так и появились все эти подземные города, храмы, церкви.
В своем время земли современного музея под открытым небом Гёреме использовались первыми христианами, подвергавшимися гонениям со стороны язычников. Хотя по другим легендам первые города были выдолблены еще фригийцами.
Что смотреть в музее?
В районе музея располагается около 400 церквей. Нет, вы только представьте эту цифру! Не все доступны для туристов, в некоторых все еще ведутся раскопки или восстановительные работы. Я смогла посетить только 10 церквей и часовен.
Большая часть музея закрыта для посетителей. А открытую можно обойти за минут 40. Самым интересным для меня стали не сами скальные здания, а церковные фрески.
Вообще это место больше похоже на монастырский комплекс, так как церквей тут больше, чем жилых помещений. Многие настенные рисунки сохранились в превосходном виде благодаря температурному режиму – внутри зданий достаточно прохладно.
Интерьер церквей между собой схож – везде есть алтарь, места для захоронений и для обучения, а также кухонная зона. Кстати кое-где я встретила надписи не только на латинице, но и на греческом языке (кириллице).
Так как я путешествовала самостоятельно, то никакого гида у меня не было, зато был интернет с полной информацией об истории всех знаковых мест. Поэтому заходя в очередной храм я садилась (если была возможность) на старинный камень и, осматривая интерьер, читала все, что находила по данному объекту.
Самыми интересными местами для меня оказались:
- Церковь св. Василия, созданная в честь святого Василия, бывшего когда-то архиепископом. На входе во все церкви имеются пустые гробницы и изображения трех святых. В основном это Георгий, Теодор, ну а тут и сам Василий.
- Яблочная церковь с изображением архангела Михаила, держащего в руке шар, красного цвета. Гид, стоящий рядом с турецкой группой, рассказывал, что возможно такое название было дано из-за яблони, некогда росшей около церкви.
- Церковь св. Варвары, созданная в честь египетской святой, которую во время распространения христианства собственный отец заключил в тюрьму дабы она не поддалась искушению смены веры. Кстати тут очень интересные фрески – святые Георгий и Теодор пытаются убить саранчу, олицетворяющую демонические силы.
- Змеиная церковь, названная так, из-за наличия изображения змеи на ее стене, с которой борются те же вышеуказанные святые.
- И Темная церковь, в которой до середины прошлого века располагалась голубятня. На ее стенах имеются изображения, сделанные по рассказам из Евангелия. Благодаря отсутствию большого количества солнечного света внутри (внутри есть маленькое окошко), фрески сохранились в отличном виде.
Остальные территории музея с жилыми помещениями, школами, складами, конюшнями и так далее я посмотреть не смогла, но может когда-нибудь и они станут доступны для туристов и моего пытливого ума.
Плюсы и минусы
Среди минусов сразу могу отметить огромное количество народу, но я там было уже после 10 утра, поэтому если приехать к открытию, есть возможность избежать этой проблемы.
А плюс – стоимость входа всего 15 лир и отличные локации для фотографий. Советую после выхода из музейного комплекса подняться на холм, расположенный напротив.
С него открывается чудесный вид на окрестную долину, плюс там же находятся не отреставрированные объекты (думаю тоже церкви). Также, напротив входа в музей есть достаточно удобная парковка.