Как сейчас помню: огромный таз с водой и мой хомяк, отважно плавающий на моем нарукавнике. Точнее, уже не простой хомяк, а отважный викинг и покоритель морей! Да, тогда я имела достаточно смутное представление даже о том, как выглядят корабли викингов, не говоря уже о том, как они назывались.
Какие корабли были у викингов и как они назывались
Корабли викингов, по меркам своей эпохи, были самым настоящим совершенством. Изящные, быстрые – они умело скользили по воде, позволяя викингам путешествовать на огромные расстояния.
- Быстроходные боевые корабли назывались драккарами. Большие и длинные, но достаточно легкие для того, чтобы при надобности команда могла перетащить судно с места на место вручную.
- Менее скоростные, но более широкие корабли, предназначавшиеся при переселении на новые территории, именовались кноррами. Их же предпочитали и торговцы.
- Для коротких плаваний использовались обыкновенные рыбацкие лодки.
Кто такие викинги
С кораблями разобрались. Пора разобраться с тем, кто вообще такие – викинги.
Викингами называли скандинавских мореходов из раннего средневековья. Перенаселение и суровый климат толкали их на то, чтобы бороздить морские просторы в поисках новых земель и, отважно сражаясь, захватывать найденные территории. Жили они на тех территориях, которые сейчас занимают следующие страны:
Носили ли викинги рогатые шлемы
Неизменный атрибут викинга на всех картинках – шлем с рогами. Только в действительности они ничего подобного не носили.
Виновники такого заблуждения – католические священники. Викинги, будучи язычниками, не видели ничего плохого в том, чтобы грабить храмы. А какой лучший способ собрать людей на защиту? Обрисовать врага пострашнее, выставить настоящим чудовищем.
Больше всего средневековые люди, будучи сильно религиозными и малообразованными, боялись чертей. Отсюда и растут ноги у изображений «рогатых захватчиков с моря», плотно закрепившимися в культуре и по сей день.
Этот факт подтверждается многочисленными раскопками, при которых пока что не было найдено ни единого захоронения викинга в привычном нашему глазу шлеме.
Мне всегда нравилась культура викингов, именно поэтому я занялся изучением их истории и традиций. Наиболее мое внимание привлекает их оружие, мифология и корабли, ведь именно викинги были новаторами в кузнечном и мореходном деле. Созданный ими меч Ульфберт, имел хорошие показатели стойкости и эластичности стали, а корабли, драккары, на столетия опережали суда других цивилизаций.
Корабли викингов
Родина викингов - суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль. А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:
- боевые корабли;
- торговые корабли;
- грузовые судна.
Боевые корабли викингов
Самый знаменитый и эффективный корабль викингов - это драккар, названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек. Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.
Торговые корабли викингов
Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли - кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами, но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.
Викинги - умелые навигаторы
Викинги были самыми искусными мореходами - они ориентировались на звезды, солнце, луну, повадки птиц. Еще викинги ориентировались за временем, которое они провели в море. В сериале "Викинги" Рагнар Лодброк ориентируется на море с помощью лупы и компаса.
Прекрасные строители кораблей
Умелые кораблестроители тщательно относились к подбору деревьев, используемых для строительства драккаров. Срубив дерево, мастера сразу же обрабатывали его, раскалывая вдоль для получения одинаковых досок. Из досок мастера делали каркас и оббивку корабля, укладывая доски внахлест, тщательно подгоняя каждую под размеры борта. Для скрепления досок между собой, пользовались деревянными или стальными гвоздями. На постройку одного корабля, в зависимости от количества мастеров, уходил месяц кропотливой работы.
Я узнал, что в столице Норвегии, городе Осло, есть музей, переносящий посетителя в эпоху древних сказаний об асах, валькириях и других мифических персонажах. Это было время, когда все важные политические споры решались мечом, а по рекам и морям рассекали мрачные корабли викингов, или по-другому, норманнов, — драккары. Им этот музей и посвящен. И меня он очень заинтересовал.
Зловещие корабли пришельцев с севера
В музее представлены чудом сохранившиеся боевые корабли. Похожие на ладьи, сработанные из ясеня и дуба, они поражают своими размерами. Замечательный пример — Осебергская ладья (21,6 метра в длину и 5,1 в ширину).
Когда стоишь перед этими гигантами, начинаешь понимать тот ужас, какой испытывали жители древней Европы, когда на горизонте, словно из другого мира, возникали широкие полосатые и красные паруса и острый киль с головой дракона, от чего эти корабли и берут свое название. Отправляясь в плавание, викинги приносили жертву, окропляя судно человеческой кровью. Эта жертва должна была принести удачу в бою. «Боже, спаси нас от ярости норманнов» — так звучали слова одной из молитв того времени, вызванные кровавыми и разорительными набегами пришельцев с севера.
След в истории
Я могу бесконечно говорить о той роли, какую норманны сыграли в истории Европы, да и всего мира. Им удавалось в разное время подчинять области и даже целые страны.
- Сицилию. После вторжения в 1061 году на остров, норманны основывают Сицилийское королевство.
- Нормандию (часть Франции). Дарована была норманнскому вождю Роллону самим Карлом Великим.
- Англию. В 1066 году норманнский принц Вильгельм стал королем англичан.
- Русь. Норманн Рюрик считается зачинателем у нас княжеской династии.
Открытие Америки
Но самое главное — задолго до плавания Колумба, норманну по имени Эрик Рыжий удалось доплыть до берегов Америки. Это было приблизительно в 1000 году. Эрик Рыжий путешествовал на торговом аналоге драккара. Он назывался кнорром. Его путешествие еще раз свидетельствует о мореплавательских талантах викингов и о прочности их замечательных кораблей.
Брызги волн, окатывающие палубы драккаров, рыжие моряки, ловко управляющиеся с тяжелыми веслами – все это было в моих любимых книгах, тайно прочитанных ночью под одеялом при свете фонарика. К сожалению, школьные учебники весьма лаконично освещали историю северных мореплавателей, предлагая учащимся всего лишь пару ярких картинок кораблей с парусами.
Корабли викингов для войны и походов
Драконьи корабли или драккары – так назывались суда, на которых отважные мореплаватели отправлялись воевать. Согласно легенде, викинги на драккарах сумели пересечь Атлантический океан и дойти до берегов Канады.
Драккар — это самое привычное для нас название. Но ученые утверждают, что подвидов боевых кораблей было гораздо больше:
- драккар – быстрый боевой корабль (их еще именовали «снекья»), увенчанный резной головой дракона или змеи для устрашения противника во время сражения;
- лангскип – узкая длинная ладья, предназначенная для долгих военных походов;
- карфи – самые маленькие корабли армады;
- аски – вместительные суда, предназначенные для перевозки атакующих команд викингов
Жители европейских стран, подвергавшихся нападениям викингов, словом «аск» называли все корабли военной армады, а их команды соответственно назывались «аскеманнами». «Аск» – это ясень, прочный материал из которого строили суда, «аскеманны» - ясеневые люди, военные приплывшие на кораблях из ясеня.
Торговые суда викингов
Кноррами викинги называли мощные торговые и грузовые суда. Реже применялось название «kaupskip», означавшее «торговое судно».
Строились они по принципу драккаров, но конструкция была более широкой. Корабли получались вместительными, способными перевозить торговые грузы и живность. Груженые суда были надежными и устойчивыми, но не могли развивать большую скорость.
Кнорры не военные суда, но и этот тип кораблей покрыл себя славой под управлением Эрика Рыжего. Именно на кноррах изгнанный флотоводец отправился в путешествие и попутно открыл Гренландию.
Кроме того, викинги строили суда типа «скули», предназначенные для пиратского промысла.
К сожалению, в школе мало внимания уделялось этим мореходам, а ведь с ними связана целая эпоха в истории Европы. Решив восполнить пробел, я узнал столько нового, что хватит на целую книгу, но я ограничусь лишь тем, что расскажу как назывались корабли викингов, и в чем была их уникальность.
В чем особенность кораблей викингов
Во времена господства этих мореходов на морских просторах отличительной особенностью конструкции судна любого типа являлась полная симметрия носовой и кормовой части. Это решение давало неоспоримое преимущество — возможность смены курса без разворота. Кроме этого, конструкция отличалась достаточной гибкостью, в противном случае волны могли разбить борт.
Воссозданные модели позволили утверждать, что судно под парусом практически не касалось воды, что в значительной степени повышало ходовые качества. В целом, конструкция выглядела следующим образом: вдоль бортов располагалось до 50 пар весел, центральное место занимала мачта, а парус имел характерную прямоугольную форму. Кстати, одним из нововведений викингов было изобретение специальных приспособлений — риф-сезней, что позволяло сокращать площадь паруса в случае непогоды.
Как назывались корабли викингов
Буквально в каждом поселении существовала верфь, а потому викинги были мастерами судостроения. В течение столетий они совершенствовали технологию, что привело к созданию совершенно нового типа особо прочных кораблей — доски, скрепленные посредством заклепок из металла. В зависимости от назначения различали следующие типы:
- кнорр — корабли отличались повышенной грузоподъемностью до 45 тонн;
- дракар — основное назначение — дальние переходы. Боевое судно до 30 метров в длину;
- мелкие суда — для каботажного плавания или рыбалки.
Основа любого судна — киль, по сути — один крепкий брус. В некоторых случаях он изготавливался методом выдалбливания из одного дерева. Особенной была конструкция бортов, где доски посредством заклепок из металла укладывались внахлест. Верхняя часть борта — планширь, предусматривала особые отверстия под весла. Несмотря на то, что уже был известен парус, весельная тяга сохранилась до самого заката владычества викингов.