Адаи всегда считались воинственным и непокорным народом, только в период с 1916 г. по 2006 г. устроившим четыре восстания. Непростая история становления, борьба за независимость и место под солнцем оказали решающее влияние на формирование материальной культуры народа. Адаевцами созданы особые лирические, пропитанные духом свободы приемы исполнения казахских кюев. Удалось им подчинить своим интересам и природу: адаевская порода лошади считается одной из самых выносливых в мире, способной за день проходить более 100 км и питаться самой жесткой травой.
Где живут, численность
По информации 2009 г., численность адаев составляла порядка 90 000 человек. Адаевцы входят в состав Младшего казахского жуза, относятся к роду Байулы, представителей которого насчитывается более полумиллиона.
Существуют данные относительно численности адаев во времена Российской империи и СССР:
- 1887 г. — 110 000 человек. Из них 74 000 человек проживали в Мангышлакском и Красноводском уездах Закаспийской области (сегодня включаются в территории Казахстана и Туркмении). 34 000 человек жили на территории Темирского уезда;
- 1926 г. — 131 500 человек, проживавших в Адаевском округе (большинство составляли представители народности);
- 1999 г. — 247 600 представителей казахского этноса в Мангистауской области, исторической зоне расселения и компактного сегодняшнего проживания народности.
Большая часть адаевцев занимает территорию Мангистауской области Казахстана, располагающейся в юго-западной части страны, восточнее Каспийского моря. Регион богат полезными ископаемыми: здесь добывают 25% казахстанской нефти, за что адайцев называют «нефтяным родом».
Название
Существует множество разнообразных версий происхождения адаев. Ни одна из них не подтверждена документально, нет и единой теории происхождения народности. Среди обсуждаемых вариантов:
- Этноним происходит от имени монгольского хана Адая (основная версия).
- Название происходит от огузского выражения «ада», означающего «остров». Адаи получили прозвище «островитяне», поскольку жили на территории полуострова Мангышлак.
Слово «адай» и его вариации были распространены у многих народов мира, что затрудняет поиск исторической правды. Тюркская версия происхождения связывает этноним с алтайским «ата» — «дед», телеутским «аду» — «почтение, уважение». Известно, что у якутов существовали роды Одай, Одугей, Одей. А в переводе с языка североамериканских индейцев «адай» имеет значение «люди леса». Представители адайского народа нередко переводят самоназвание, как «первородные».
История
Исследователи выдвигают несколько версий относительно происхождения народа адай. Вопрос остается открытым, поскольку достоверных исторических сведений обнаружено не было. Среди основных теорий выдвигаются следующие:
- Ряд ученых связывает происхождение адаев с сакским периодом и древним племенем даев (даков, дагов, дахов), входящим в аланский круг племен. В труде Страбона указано, что даи занимали территории восточного побережья Каспийского моря приблизительно со II в. до н.э. В подтверждение версии приводились доводы, что на Северном Кавказе сохранился ряд этнонимов, включающих слово «адай»: вершина Большого Кавказа Адай-Хох, входящий в Чегемскую группу водопад Адай-Су. Противники теории приводят аргументы, что даи относятся к ираноязычным, а не тюркоязычным народам, представляя иной пласт культуры.
- Вторая версия ведет род адаев от гаогюйского рода аде, известного как адийе, ады, одоют. Гаогюйцы относятся к древним кочевникам хуннского происхождения, в пятом веке основавшим в Восточном Казахстане собственное государство.
- Большинство ученых сходится во мнении, что адайцы имеют монгольские корни. Теория опирается на реального исторического персонажа — великого хана Монгольской империи Адая, правившего в XIV-XV вв. Адая сверг сын, единый народ распался, часть людей выбрала кочевой образ жизни. В легендах адаев встречаются неоднократные упоминания о вынужденном долгом странствии из восточных, предположительно алтайских, земель.
В подтверждение монгольской теории происхождения выступает ряд культурно-бытовых особенностей, связанных с буддийскими, алтайскими традициями. Из всех казахских родов лишь адаевцы при установке юрты используют 108 уиков для поддержки шанырака. Для монголов и буддистов 108 — сакральное число, что подтверждает взаимосвязь. Как и монголы, адайцы ставят юрту входом на юг, а входят в нее справа. В Казахстане традиция другая — вход располагать на восток, заходить с левой стороны.
В традиции адаев сохранился особый вид украшения ак баскур — тканая лента с орнаментом, разделенным на 12 зон. Если 108 разделить на 12, получится девятка: от этой цифры в монгольском календаре ведется счет. По монгольскому календарю 14 марта наступала весна: в этот день народ адай отмечает национальный праздник Наурыз: на 8 дней раньше, чем в других регионах. Эти свидетельства позволяют исследователям предположить, что пришедший с востока народ монгольского происхождения принес древние верования, выделяющие адаев среди других казахских родов.
Внешность
По антропологическим признакам народ адай относится к южносибирской расе, представляя ее западноказахстанский вариант. Отличительной особенностью внешности представителей народности считается глубокое смешение монголоидных и европеоидных черт, при этом первые значительно превалируют. Несмотря на относительно схожие внешние признаки, среди адаев встречаются люди высокого роста со светлой пигментацией кожи, зелеными, серыми, голубыми, светло-карими глазами.
Одежда
Традиционный женский наряд состоял из длинного, доходящего до пола платья-рубашки с присборенными рукавами и подолом. Для повседневных нарядов использовались дешевые покупные материалы, праздничный вариант шили из дорогих шелковых тканей. Под низ надевали шаровары дамбал. В холодное время года носили прямой длиннополый халат с рукавами — шапан. Поверх надевали типичный для казахских народов камзол из толстого сукна. Крой наплечной одежды был приталенным, расширяющимся к низу, с рукавами или без них. Одежда украшалась шитьем золотыми нитями с использованием растительного, спирального, геометрического орнамента. Молодые девушки предпочитали яркие, пестрые оттенки, пожилые женщины выбирали темные цвета.
До замужества голову украшала такия — небольшая круглая шапочка, напоминающая тюбетейку. Головной убор декорировали золотым шитьем, бисером, бусами, жемчугом. На свадебное торжество невеста надевала высокий колпак со спускающейся фатой. Замужние женщины обязаны были покрывать голову платками белого цвета.
Семейный уклад
Несмотря на патриархальный уклад и приверженность мусульманской вере, адайские женщины чувствовали себя свободнее, чем представительницы соседних народов. Им разрешалось участвовать в решении важных вопросов, вступать в общие разговоры, оставлять лицо открытым. В казахском эпосе сохранились предания о женщинах-батырах, великих и смелых воительницах. Исследователи объясняют сложившуюся ситуацию образом жизни народа: во время трудных и долгих перекочевок жена была незаменимым помощником, советчиком, партнером. Несмотря на это, в семье женщина играла второстепенную роль, главной ее задачей считались рождение и воспитание детей, домашние хлопоты.
Брачный возраст у девушек наступал рано, в 13-15 лет. Считалось, что ранние свадьбы позволяют уберечь от греха и полезны для здоровья будущих детей. Подавляющее большинство браков заключалось по сговору родителей.
Свадебная обрядность состояла из ряда последовательных этапов:
- Встреча родственников мужского пола с обеих сторон. Главные задачи — обсудить размер калыма, принять решение о заключении брака или отказаться от соединения семей.
- Встреча женщин из обеих семей. Производится обряд одевания серег на невесту, означающий, что девушка официально засватана. После отдают калым, размер которого определяется в зависимости от состоятельности семьи жениха. Часто, чтобы не опозориться перед родней и добыть невесту, родственники юноши продавали все имущество до последней коровы.
- Уразу той открывал цикл свадебных торжеств. Поскольку на основном празднике родители невесты присутствовать не могли, в этот день в их доме устраивали скромный ужин. К столу приезжал жених с братьями и друзьями, после чего начиналось застолье.
- Ночевали молодые отдельно, а на утро невесту выводили из дома. Провожая девушку в новую жизнь, наказывали не оглядываться, чтобы не вернуться вскоре обратно в отчий дом. По традиции, до совершения обряда представления невесты, ее лицо не должен видеть никто со стороны жениха. Поэтому высокий головной убор девушки венчал шымылдык — расшитая национальным орнаментом занавесь. Шымылдык был красного цвета, означавшего невинность.
- На входе в дом жениха женщины из его семьи сменяют красный шымылдык на белый. В доме под ноги девушки бросали шкуру животного, на которую та вставала на колени. К головному убору по очереди привязывали платки разных цветов: красный — символ невинности, белый — указание на статус замужней женщины, зеленый — пожелание цветения, здоровья, деторождения.
- В конце церемонии невесте открывают лицо и проводят обряд благословения огнем, заключающийся в окуривании. После молодожены проходят в отдельную комнату, на дверь которой вешают шымылдык: символ начала жизни новой семьи.