Дороги в Албании
Качество и вид дорог
Забегая немного вперед, скажу, что побывать в этой стране довольно легко, если, например, вы отдыхаете в соседней Черногории – для многих Албания является какой-то экзотикой, и потому однодневные экскурсии в эту страну пользуются спросом и стоят не так дорого. В общем-то, уже во время такой непродолжительной экскурсии можно составить довольно ясное впечатление о специфике местных дорог.
Сами по себе дороги, кстати, отличного качества, по крайней мере, междугородние трассы, соединяющие наиболее крупные города страны. Разметка, дорожные знаки, указатели, тоннели – все это отличного качества и построено относительно недавно – разумеется, на спонсорские деньги. Албания очень хочет попасть в Евросоюз, хотя эта мечта в ближайшие годы точно несбыточна, но денег в нее европейские страны инвестируют немало, и новые дороги – как раз одно из направлений такого спонсорства. Картинка, конечно, занятная: трасса может быть совсем новой, с катафотами, со сверкающими отбойниками и даже с электронным табло, которое показывает температуру воздуха и асфальта. И при этом по обе стороны от дороги – бесконечные рынки с автохламом и ржавеющими остовами автомобилей, недостроенные дома, по самому асфальту едут доисторические машины, которые разваливаются на ходу.
В городах дороги несколько хуже – асфальт может быть изрядно побитым.
Заправок довольно много, но топливо на них не всегда хорошего качества. 92 бензина, кстати, нет, только дизель и 95-й. Выбирать лучше большие сетевые АЗС - это и сами местные мне говорили не раз. Если вы собрались расплачиваться карточкой, имейте в виду, что такой способ не всегда возможен, почти везде предпочтительнее наличные. Топливо стоит 1.20 - 1.30 евро за литр.
Автомойки – чуть ли не самый популярный вид малого бизнеса в стране. Они просто повсюду. Сколько раз ни была в Албании – никак не могу понять: неужели это действительно окупается?
На чем ездят
Вообще по автопарку местному хорошо заметно финансовое расслоение в обществе. Новехонькие сверкающие джипы, бороздящие улицы Приштины, соседствуют с такими транспортными средствами, что и в страшном сне не приснится. При этом обилие «Мерседесов» на албанских дорогах давно стало притчей во языцех – это и правда самая популярная марка. То ли вопрос престижа, то ли мода, а еще, говорят, именно «Мерседесы» предпочитал один из предыдущих местных правителей, а теперь, дескать, каждый может себе позволить купить «немецкого коня». Ну, как коня. Вы же понимаете, что большая часть албанских «Мерседесов» бита, крашена, угнана, перекуплена и пригнана откуда-нибудь из Европы не по одному разу. Кстати, не удивляйтесь, вы увидите здесь много машин с итальянскими номерами – просто в Италии живет большая албанская диаспора, так что на некоторых машинах просто не меняют номера.
Внимание за рулем!!
Отдельно стоит сказать о местной манере вождения. В общем-то, это самое важное из того, что касается местных дорог, в особенности если вы едете на своей машине или берете ее в аренду. В дорожном потоке царит полный, бесповоротный и окончательный хаос. Водят как придется, не соблюдая правил, активно используя звуковые сигналы – в общем, будьте начеку и смотрите постоянно и по сторонам, и во все зеркала. Вождение очень утомительно, по крайней мере, в городах. На трассах ситуация чуть спокойнее.
Да, напоследок стоит добавить, что путешествовать по Албании на машине с сербскими номерами – идея так себе. Хотя прокатные конторы и не дадут вам добро на то, чтобы вы заехали сюда на арендованном автомобиле, но мало ли. Все-таки, косовский вопрос остается весьма наболевшим для обеих сторон, но это уже совсем другая история….
я нашел ошибку!