Могут ли пилоты коммерческих рейсов лететь с максимальной скоростью по своему желанию?
Короткий ответ – нет.
Если расписать подробнее, скорость коммерческого самолета зависит от нескольких факторов.
Во-первых, крейсерская скорость у разных самолетов значительно различается, при этом она чаще всего зависит от максимальной эксплуатационной скорости. Обычно, чем больше самолет, тем выше средняя скорость. Она может варьироваться от 72% до 88% скорости звука, что дает потенциальное различие около 50 узлов (90 км/ч).
Итак, первый фактор – максимальная и крейсерская эксплуатационные скорости.
Во-вторых, авиакомпании вкладывают огромные деньги в разработку программного обеспечения, посредством которого определяется оптимальное соотношение стоимости одной минуты полета и затрат на топливо. План полета разрабатывается с учетом "индекса затрат", и от пилота требуется вводить его в систему управления полетом, которая определяет переменную крейсерную скорость в достаточно узком диапазоне. Этот диапазон (плюс-минус 15 узлов) показывает наиболее целесообразную скорость движения.
При определении переменной скорости важную роль играет направление ветра. Всегда будет дешевле ускорять движение при полете против ветра и замедлять – при полете с попутным ветром.
То есть второй фактор – требования авиакомпании.
В-третьих, для бесперебойной работы службы управления воздушным движением используется система запросов и допусков. Перед полетом пилоты (или их компании) делают запрос, где указывают определенную трассу, высоту и скорость полета, и обычно диспетчеры подтверждают запрос на полет с указанными характеристиками. Диспетчеры могут изменить любую из этих характеристик во время полета, и у пилота есть такое же право, но пилот не может менять утвержденный маршрут полета в одностороннем порядке, не согласовав предварительно изменения с диспетчерами.
Когда маршрут полета пролегает над океаном, где не действует радиолокаторы, расстояние между судами рассчитывается по времени полета и скорости. Пилот запрашивает разрешение на полет на определенной скорости (обычно эта скорость и будет той, которая признана компанией самой рациональной в плане затрат), и диспетчеры стараются, чтобы пилоты получили это разрешение. Если возникнет необходимость, диспетчеры могут попросить пилотов выбрать другую скорость, и пилоты выполнят это требование.
Там, где полет проходит в зоне действия радиолокаторов, в случае необходимости развести судна диспетчеры могут попросить пилотов где-то лететь быстрее, а где-то медленнее, и пилоты изменят скорость. Если с запросом на изменение скорости обратится пилот, диспетчеры постараются дать ему это разрешение, если позволит обстановка.
Таким образом, третий фактор – требования диспетчеров службы управления воздушным движением. И, соответственно, четвертый фактор – запросы пилотов и возможность их выполнения диспетчерской службой.
И последнее. У пилотов всегда есть право изменить скорость (или внести в маршрут более серьезные изменения) в случае, если возникнет серьезная угроза безопасности. Пилоты всегда постараются получить разрешение на это у диспетчеров (потому что для всех участников движения так будет безопаснее), однако у пилотов есть бесспорное право поступать по своему усмотрению для сохранения судна и жизни пассажиров. Однако в таких крайних случаях редко требуется изменять скорость в большую сторону.