Италия расположена в Южной Европе, в центре Средиземноморья. Основная часть находится на Апеннинском полуострове. Это побережье с огромной протяженностью, омываемое морями средиземноморской акватории:
- Ионическое
- Адриатическое
- Лигурийское
- Тирренское
Всего в стране 144 порта, часть их них грузовые, остальные предназначены для яхт, паромов, пассажирских круизных судов. Морской транспорт играет очень большую роль во внешних, внутренних перевозках страны. Все объясняется тем, что Италия располагается на водном средиземноморском пути, обладает большой протяженностью береговой линии, в составе республик есть острова. В портовом грузообороте на первом месте нефть, минеральное сырье.
Топ-10 портовых городов Италии
- Генуя
- Триест
- Неаполь
- Бриндизи
- Кальяри
- Венеция
- Ливорно
- Чивитавеккья
- Бари
- Палермо
Генуя — ворота северо-запада республики
Расположен город на севере страны, на берегу Генуэзского залива Лигурийского моря. Здесь находится самый крупный в Италии порт. Торговый объем составляет 58,6 млн тонн, что ставит его на первое место в республике. Гавань занимает площадь в 500 га на воде и столько же на земле, тянется на 20 км вдоль побережья. В порт есть 4 важных входа:
- Восточный — доступ к верфям, терминалам «Сампьердарена», старому порту;
- Западный — вход в основном для кораблей, работающих на причалах ILVA;
- Multedo — вход для верфей судостроительного предприятия «Fincantieri», судов, которые работают на нефтяных терминалах;
- Voltri — для судов, работающих на Voltri Terminal Europe.
Причалы пассажирских терминалов занимают 250 000 м2, из них 13 предназначены для паромов, 5 — для круизных судов. Пропускная способность составляет 4 млн паромных пассажиров, 25 000 грузовиков, 1,5 млн автомобилей в год.
Пропускная историческая станция «Понте де Милле» была переоборудована в современный круизный терминал. Третий круизный терминал сегодня на стадии строительства, расположен в области Понте Пароди. В пристани функционирует 2 маяка: исторический Лантерна, высота которого 76 метров, и маленький маяк Пунта Вагно, расположенный на восточном входе. Помимо всего вышеуказанного, порт располагает несколькими гаванями для яхт, для удобной работы есть необходимое современное оборудование для погрузки, разгрузки, морской вокзал, 2 контейнерных терминала, где обрабатываются контейнеровозы. В районе Генуя имеется 3 нефтеперегонных завода, общая мощность которых 10,9 млн тонн в год.
В Геную постоянно прибывают туристы, которые ходят на экскурсию, посещают местный Аквариум с морскими животными, стеклянную биосферу, Морской музей, поднимаются на футуристическом подъемнике Биго.
Триест — второй крупнейший порт Италии
Город находится в регионе Фиули — Венеция-Джулия, на северо-западе Балканского полуострова, в глубине Триестского залива. Здесь, в вершине залива Адриатического моря находится второй в республике по грузообороту порт, один из самых важных нефтяных портов в Европе. Через Триест северо-восток Италии связывается со странами Средиземноморья, Среднего, Ближнего Востока, Восточной Азией, Восточной Африкой.
Морские ворота состоит из 4 гаваней:
- старая
- новая
- промышленная
- таможенная
Причальный фронт простирается в длину на 16,5 км, его глубина — 17 метров. В одном из них, шириной 250 и длиной 850 метров, одновременно могут пришвартовываться, обрабатываться 9 сухогрузов, 4 контейнера. В Триест ввозят уголь, нефть, хлопок, железо, джут, фосфаты. Вывозится лес, цемент, нефтепродукты. Через морские ворота идут транзиты для Венгрии, Австрии, Чехии. Ежегодный оборот морских грузоперевозок — 33,3 млн т.
Бриндизи — важнейшая пристань Адриатики
Город в итальянском регионе Апулия, чья экономика во многом зависит от морской торговли. На юго-восточном побережье Апеннинского полуострова у входа в Адриатическое море находится порт и военно-морская база. В акваторию базы и порта Бриндизи входят две гавани: внешняя и внутренняя. Во внешнюю с рейда проходит фарватер, достигающий 280 м в ширину и 10-12 м в глубину. Из него во внутреннюю гавань проходит фарватер шириной 100 м и глубиной 10-11 м. Длина причального фронта составляет 4 километра с глубиной до 10 м. Для танкеров имеется оборудованный точечный рейдовый причал. Ремонт и базирование судов, в том числе крейсеров, осуществляется на территории военно-морской базы. В гавани постоянно базируется группа десантных кораблей, дивизион ТКА. Бриндизи используется и кораблями 6-го флота ВМС США для пополнения запасов.
Из Бриндизи ходит паром в Грецию, который очень популярен среди туристов. Это важный порт Адриатики, обеспечивает перевозку туристов из Турции, с Балканского полуострова. На территории пристани оборудован 21 корабельный док, помещения для торгово-промышленных целей. В Бриндизи ввозят сырую нефть, вывозят отсюда оливковое масло, рыбопродукты, вино. Общий оборот грузоперевозок составляет более 4 млн тонн в год.