Иран — отзывы туристов
Ой, вы летите в Ирак? – немного испуганно, но в то же время с ноткой восхищения в голосе спросила девушка за стойкой регистрации. Жаль было ее разочаровывать, но нет, разумеется, мы ехали в Иран.
Да, некоторые все еще путают Иран с Ираком, хотя, конечно, от представителя авиакомпании я такого не ожидал. Ну, да бог с ними.
Идея поездки родилась достаточно спонтанно, главной целью было восхождение на Демавенд – самую высокую гору страны и, по совместительству, высочайший вулкан Азии. Ну и после гор запланировали дней десять покататься по Ирану.
Вернулись мы буквально на днях. Поэтому по горячим следам поделюсь самой свежей информацией и своими впечатлениями.
Самое главное: если вы давно собирались в Иран, самое время сделать это сейчас. Курс риала упал ниже некуда, и цены там на все сказочно низкие. В общем, туристический рай.
Как добраться
Существуют прямые рейсы, и если подгадать даты, можно купить совсем задешево. Мы летели Азербайджанскими авиалиниями, с пересадкой в Баку. Одна из стыковок была почти 7 часов, так что успели посмотреть город.
Виза
Можно получить по прилету, но мы, по своему обыкновению, озаботились ею заранее. На сайте посольства заполняется анкета, прикладывается скан паспорта и фото, далее следует вызов в посольство, оплата и, собственно, получение визы. Билеты и бронь отеля не спрашивают (хотя, теоретически могут), а вот страховку надо сделать обязательно, ее в посольстве проверяют.
Интересно, что виза электронная, а на руки выдается лист А4 с кодом, его нужно взять с собой, а в паспорт ничего не вклеивается, и никаких отметок не ставится. Такую схему иранцы ввели недавно, видимо, на фоне обострения отношений с Западом, чтобы не портить людям визовую историю в паспорте.
По прилету (мы прибыли в Тегеран поздно ночью) на контроле не спросили ни эту самую бумажку, ни страховку – вообще ничего. Никаких штампов никуда не ставили, весь процесс прохождения контроля занял секунд 20.
Деньги
С деньгами интересная система. Если вы сейчас наберете в поисковике: «курс риала», вам покажут что-то вроде 45-47000 риалов за евро. Это официальный курс. Реальный же в разу выше. Его можно узнать на туристических форумах, ну или уже на месте.
Часть денег мы поменяли в аэропорту, в зале вылета, по курсу 152000 риалов за евро. Как потом оказалось, самый выгодный курс. То ли риал подрос, то ли что, но потом нигде больше 142000 не давали. А ведь еще за пару недель до поездки встречал информацию, что в мае был по 170000.
Поменяв 100 евро, сразу становишься миллионером. Поначалу было непривычно все эти нули считать, потом наловчились – от цены отнимаешь три ноля и делишь на два – получаются рубли. Сложности добавляют цифры на фарси, они существенно отличаются от привычных нам арабских. Цифры-то мы выучили, но вот так сходу, быстро читать числа так и не наловчились. Нужна длительная практика.
Ну и, чтобы окончательно запутать путешественника, иранцы придумали называть цену не в риалах, а в туманах. Это такой разговорный термин, вроде нашего «червонец» или «десятка». Ну, чтоб не называть сумму в миллионах или сотнях тысяч.
Один туман – это 10 риалов, но это в теории, по факту может быть и 100 и 10000. То есть когда тебе называют сумму 50 туман, то, в зависимости от контекста это может быть 50000 риалов (если речь идет о бутылке воды) или 500000 риалов (если это счет за ужин).
Тяжеловато, но разобраться можно. Спустя неделю мы научились на интуитивном уровне практически безошибочно определять цену.
Транспорт
От аэропорта до города мы добрались на метро. Очень удобно – полтора часа, и ты в центре. Как я понял, эту ветку открыли относительно недавно. День нашего приезда совпал с окончанием Рамадана, поэтому все учреждения, в том числе и кассы в метро, не работали. Нас пропустили без билета, и пропускали так целый день, пока мы катались по Тегерану.
Вообще, метро – быстрый, удобный и фантастически дешевый способ передвижения по иранским городам. Правда, в час пик народу многовато. Метро есть в Тегеране, Исфахане и Ширазе (из тех городов, где мы были). Первые два и последний вагоны – женские. Остальные смешанные, но по факту в них, в основном мужчины, хотя заходят и женщины.
Между городами мы путешествовали на поездах (понравилось) и на автобусах (не очень).
Ну и, конечно, такси. Тоже очень дешево, поэтому, особенно если вы путешествуете компанией, такси можно использовать даже для перемещения между отдаленными точками.
Просто для сравнения: 79 км на такси от Тегерана до Полура обошлись нам в 750 руб.
5-часовая экскурсия из Язда (накатали около 240 км) – порядка 1000 руб. По городу (10-20 км) такси стоит 50-100 руб.
Еда
Вот еда не порадовала. Но это на мой вкус. Много бобовых, какие-то каши из нута и прочего гороха, мясо (кебабы и гриль) готовить не умеют – совсем не маринуют, даже, кажется, не солят, при этом оно получается какое-то обугленное. То же самое с овощами.
Единственное, что показалось достойным внимания, это традиционное блюдо дизи – тушеная с овощами баранина в каменном горшочке. Вот ее могу смело рекомендовать.
Много сладостей разных, но на любителя. Из напитков порадовал дуг – это что-то вроде айрана, но более резкий и в него еще мяту добавляют. Ну и пиво, куда без него – не воду же пить. Естественно, безалкогольное, алкоголя в Иране нет совсем (по слухам, можно купить в Армянском квартале, но мы не стали экспериментировать). Так вот, на удивление, пиво оказалось неплохим. Фруктовое: лимон, персик, гранат и даже кокос – оно прекрасно утоляет жажду в жару и однозначно менее вредно, чем сладкая газировка.
Проживание
На первую ночь в Тегеране мы заранее забронировали отель через интернет. Booking не работает с Ираном, поэтому просто ищите в гугле.
В дальнейшем мы или просто обращались в любой отель (точки для каждого города мы предварительно забили в навигатор), свободные номера всегда были (стоимость до 15 евро за вполне приличный двухместный номер) или ночевали в палатке (когда были в горах или пустыне).
Безопасность
В своем личном рейтинге я бы поставил Иран на один уровень с какой-нибудь Исландией. Я сейчас абсолютно серьезно. Иранцы потрясающе дружелюбны, радушны и гостеприимны. Иностранцы вызывают у них живой интерес, многие (в основном, молодежь) подходят поговорить или сфотографироваться, впрочем, без назойливости. Английский знают немногие, но изо всех сил пытаются помочь, если такая потребность возникает.
На улицах чувствуешь себя комфортно и спокойно в любой время суток, палатку тоже можно без проблем ставить почти везде.
Понятно, есть свои ограничения, вроде запрета фотографировать правительственные и военные учреждения. Но если соблюдать эти элементарные правила, проблем никаких не возникнет.
Единственной опасностью мне видится сумасшедшее движение на дорогах больших городов. Перейти улицу – это целый квест. Регулируемых переходов мало, а на нерегулируемых приходится туго, так как у иранских водителей нет привычки пропускать пешеходов. Машины не останавливаются, а просто объезжают тебя. Приходится прыгать между ними, а если добавить сюда многочисленных мотоциклистов, в том числе несущихся по встречке, то шансы на благополучный исход стремительно уменьшаются.
Что посмотреть
Иран потрясающе разнообразен. Мне-то виделось, что будет одна сплошная каменистая пустыня. Но за две недели мы увидели сверкающие белизной ледники, прошли по узкому извилистому каньону чистейшей горной реки, застали цветение маков и тюльпанов. Насладились закатом в пустыне с настоящими песчаными дюнами и верблюдами, прогулялись по зеркальной глади соляных озер, прониклись величием древних персидских городов и зороастрийских святынь, умудрились потеряться в лабиринтах старинных улочек, полюбовались чудесной архитектурой мечетей и дворцов и многое другое. Фотографии будут более красноречивы, чем я.
Иран на 100% оправдал и даже превзошел все наши ожидания. Поездка вышла очень насыщенной и оставила самые яркие впечатления.
Название Вереск происходит от деревни Вереск, расположенной недалеко от места строительства моста, когда в ней жили около 20 семей. Мост Вереск - один из крупнейших национальных железнодорожных мостов в Иране, расположенный на возвышенности деревни Вереск в городе Савадкух в провинции Мазандаран. Мост, один из шедевров машиностроения, был сдан и запущен в эксплуатацию 6 мая 1936 года. Одним из чудес этого строительства моста является отсутствие какой-либо стальной конструкции.
Мост Вереск, соединяющий железную дорогу Тегеран-север, построен на высоте 110 метров от низа долины с пролётом 66 метров, примитивным оборудованием. Этот мост предназначен только для прохождения поездов. В настоящее время пассажирские поезда Тегеран - Сари и Тегеран - Горган проходят несколько раз в день по прошествии более 80 лет. Через него также проходят грузовые и топливные поезда.
Мост был построен во времена правления Реза-шаха. Реза-шах лично приехал в Савадкух, где он родился, чтобы открыть мост.