Как пилоты контролировали, куда лететь, когда ещё не было авиадиспетчеров и GPS-навигаторов?
Еще лет 70-80 назад не было высокоточных приборов, позволяющих определить местонахождение самолета и проложить курс, поэтому все полеты совершались в основном днем, в хорошую погоду, при отличной видимости и на относительно небольшой высоте. Пилоты летали по визуальным ориентирам на земле и пользовались обычными картами, где эти ориентиры были подробно указаны: дороги (автомобильные и железные), водокачки, трубопроводы, озера, линии электропередач и т.д. Ночью местонахождение можно было определить по звездам и светящимся точкам населенных пунктов.
Бывало так, что пилотам приходилось лететь вдоль железнодорожного полотна и читать названия станций. Позднее появились радиомаяки (штурману оставалось только настроиться на нужный радиомаяк, и самолет шел по курсу).
При определенных условиях и в наше время, особенно в малой авиации, применяется такая система ориентирования. Она называется ПВП — правила визуальных полетов.
На территории США до сих пор можно найти бетонные стрелки длиной 25 метров. Это остатки навигационной системы для авиапочты, сооружённой в 1920-х годах. Между тихоокеанским и атлантическим побережьями были построены тысячи маяков-прожекторов, снабжённых автономными генераторами. Со временем необходимость в такой системе пропала, вышки были разобраны, и остались только бетонные стрелки.
Вот так они выглядят: