Под флагами каких из перечисленных ниже стран плавают самые крупные в мире морские флоты: США, Великобритания, Греция,
Сегодня я расскажу вам об одном, на мой взгляд, забавном казусе, который, тем не менее, имеет место в современном торговом (и, верно, не только) судоходстве.
Удобный и дешёвый флаг
Дело в том, что флоты многих государств на сегодняшний день ходят… под флагами других государств! Нет, это пошло не от пиратов, маскировавшихся под торговцев — причина гораздо банальнее.
Есть такой термин — «удобный флаг». Это некая система экономико-правовых условий, которые определённая страна предоставляет другой стране, готовой нацепить на флагшток своего сухогруза её флаг. Преимуществ «удобного флага» весьма много, и они достаточно существенны для расчётливых владельцев морских судов:
- более низкие портовые сборы;
- низкая минимальная оплата труда работникам судна;
- недорогая, быстрая и не обременённая формальностями регистрация;
- возможность захода в «чужую» акваторию и ведения там коммерческой деятельности;
- и никаких требований к гражданству экипажа.
Причём некоторые страны, предоставляющие свой флаг в качестве «удобного», зачастую даже не имели выхода к морю — например, Боливия и Монголия.
Когда появился удобный флаг
Сегодня трудно выявить момент появления данной «услуги», однако наибольших масштабов регистрация судов под «дешёвые флаги» достигла в послевоенные годы (имею в виду Вторую мировую войну). Тогда многие страны (Великобритания, Норвегия) практиковали закрытую регистрацию судов, что, естественно, вело в количественному уменьшению и ослаблению флота.
Под флагами каких стран ходят крупнейшие мировые морские флоты
Ранее США, Япония, Норвегия и «царица морей» Великобритания даже и мысли не допускали, чтобы их суда плавали под чужим флагом. Сегодня это — обычная практика, простой коммерческий расчёт.
На сегодняшний день флоты США, Великобритании, Греции, Франции, Японии и Норвегии ходят под «удобными флагами» Панамы и Либерии, лидеров по количеству «отданных внаём» флагов. Да что там — даже большинство российских судов по состоянию на 2005 год ходили под флагами этих стран (а также Мальты и Кипра).
Крупнейшие флотилии мира плавают под флагами Панамы и Либерии. Причем пальму первенства уверенно держит Панама, чей флот в совокупности превышает флотилии США и Китая вместе взятые. Связано это с политикой "удобных флагов", согласно которой владельцы этих судов, плавая под флагами определенных стран, но не являясь их резидентами, платят значительно меньше налогов. В свою очередь Панама и Либерия получают в свою казну значительно больше налогов с огромной флотилии.