Главная святыня тибетского буддизма для меня оказалась просто местом, в котором хорошо. Ступа (буддийское культовое сооружение) расположена в стороне от центра Катманду, на древнем пути из Индии в Тибет. Когда ее возводили, самого города еще не было.
По легенде, Боднатх появился в V веке н. э. и хранит прах Будды Кашьяпы, предшественника Гаутамы (того самого, который родился в Лумбини и все-таки обрел нирвану). Так ступа приобрела свой культовый статус.
Ступа стала центром Тибетского района в Катманду. Здесь останавливались паломники на пути из Индии в Тибет, чтобы заручиться поддержкой богов в непростом путешествии через Гималаи. А когда коммунистический Китай захватил Тибет, многие беженцы осели в Боднатх. Так вокруг храмового комплекса вырос мини-город с особой культурой и атмосферой, отличающейся от столицы.
Если не хочется жить в «туристической резервации» Тамеле, вам сюда. Можно найти жилье любого уровня: от дешевого хостела до бутик-отеля (да, в Катманду!). Варианты можно посмотреть, например, на Букинге, а сравнить цены с разных сайтов тут. Единственный минус района, на мой взгляд, состоит в удаленности от центра и спортивных магазинов, которые понадобятся, если вы собираетесь в трекинг по Непалу.
Сама ступа возвышается над однотипными плоскими крышами домов, хотя с ведущих к ней улиц сооружение не заметно.
И тем неожиданнее и радостнее, когда в узком проеме каменных коробок мелькнут красочные молитвенные флажки.
Значение Боднатх
Ступа представляет собой пространственную мандалу и символизирует сотворение вселенной. Основание представляет землю, купол — воду, пирамида над ним — огонь, тринадцать ступеней которой означают шаги к нирване, то есть путь к освобождению от постоянного круговорота перерождений. Венчающий пирамиду зонтик олицетворяет воздух, а шпиль — эфир. Со всех сторон на вас смотрят всевидящие глаза Будды (может, поэтому здесь все сдержаннее и тише).
К вершине ступы стягиваются гирлянды лунг-та — флажков с буддистскими молитвами, мантрами. Ветер их развевает, и молитвы улетают во вселенную. Удобно и очень красиво. Вечером чортен (так еще называют в Тибете святыню) выглядит еще более празднично: со всех сторон ее окутывают электрические огни.
Вдоль всей ступы на первом ярусе установлено 108 барабанов (сакральное число в буддизме и индуизме, значений у него, думаю, столько же). Внутри хранятся священные свитки с мантрами — молитвами. Покрутив их, запускаешь действие молитвы, а еще очищаешь карму и «накручиваешь» благие качества. Не знаю, так ли это, но медитативное вращение барабанов меня успокаивает.
Главное, делать это правильно: с чистыми помыслами, правой рукой и обходя стену мани по часовой стрелке и вливаясь в толпу паломников. Верующие считают, что для максимального эффекта нужно совершить кору, то есть обойти святыню те же 108 раз. Меня, конечно же, не хватило: благостный эффект, как мне показалось, появился уже после первого круга.
Туристам разрешают подняться и на второй ярус ступы, но дальше — табу. Третий ярус только для «своих», буддистов.
Зато вход в буддийские монастыри вокруг ступы разрешен всем. Боднатх окружают плотным кольцом дома старинные гомпы. Посетители могут не только посмотреть внутреннее убранство, но и присутствовать на утренней и вечерней службе. Правда, чтобы застать это священнодейство, нам пришлось прийти очень рано — в 5 утра.
Вокруг ступы вырос тибетский центр, ставший приютом для беженцев из Тибета. Поэтому в районе представлены монастыри всех направлений тибетского буддизма. Не пугайтесь слова «секта» на редких информационных табличках на входе в монастырь и указателях. Именно в Непале я узнала, что оно не имеет негативного смыслового оттенка, а означает только школу, направление.
В невзрачных домах, напоминающих скворечники, скрываются настоящие сокровищницы. Со стороны вроде ничем не примечательное здание, а внутри... ювелиры создают витиеватые узоры на серебре или мастера расписывают мандалы.
В действии такой принцип буддизма: «Внешность обманчива».
После землетрясения
Апрельское землетрясение 2015 года оставило на ступе трещины. Но уже с мая святыню начали восстанавливать на пожертвования всех тибетских общин мира. В ноябре 2016 года ее открыли для посетителей. Правда, ЮНЕСКО переживает, что при реконструкции использовали современные материалы.
Чем заняться
В первую очередь, ничегонеделанием: бродить в округе, наблюдать за колоритными прохожими, пугать голубей, учиться неспешности у местных жителей, приводить мысли в порядок. Это мой проверенный рецепт. Если такой переход от привычной гонки слишком резок, и мозг требует пользы, активности, деятельности, можно попробовать «утихомирить» его на курсах медитации (объявления развешаны повсюду).
Если одной духовной пищи вам недостаточно, в районе много кафе и ресторанов национальной кухни, не только непальской, но и тибетской. Правило то же, как во всем мире: чем дальше от достопримечательности, тем дешевле. Я называю такие заведения не захолустными, а аутентичными. Ищите такие места в боковых улочках, уходящих от ступы. Гид по непальским «деликатесам» ищите здесь.
Как добраться
Опишу маршрут из Тамеля, главного туристического ориентира Катманду:
- добраться до Боднатх отсюда можно пешком (за час-полтора) только имея навыки спортивного ориентирования и внутренний gps. Иначе пробраться через дебри Катманду, на мой взгляд, невозможно. Это путь для настоящих паломников, готовых обрасти пылью и экзотикой столицы Непала, повторить бесконечное число раз «намастэ».
- не менее удивительна поездка на автобусе, который отправляется от Ratna Park (южнее Тамеля). Номер автобуса не подскажу, не уверена даже, что в Непале есть номера маршрутов. Меня всегда выручало приставание с вопросами к местным, которые всегда подскажут. В моем случае кондуктор даже освободил для меня место и требовал от местных не напирать на «белую госпожу». Выходить нужно на остановке Boudha Sadak, от нее несколько метров до достопримечательности. Поездка занимает минут 35-40, билет стоит около 0,2 USD.
- поездка на такси обойдется в сумму от 3 USD, если упорно торговаться.
Посещение
Если сильно не повезет (карма!), нарвётесь на кассиров и заплатите за вход около 2,5 USD. Мне удалось обойти сборщиков податей со стороны какого-то кафе.
Это та достопримечательность, которую можно увидеть в любое время суток и в любой день недели. Но мне приятнее наблюдать за местными, чем за туристами, поэтому мой совет — приходить в Боднатх утром, часов до 9. Самые ранние могут застать службу в одном из монастырей. Они начинаются в разное время (04:00-06:00), лучше уточнить в конкретном монастыре. Увидеть традиционные буддийские ритуалы можно и вечером (в 18:00-19:00).
Не забывайте, что это религиозное сооружение, где стоит придерживаться правил приличия. Конечно, за шорты и майки никто не оговорит (а если и оговорит, то на непонятном непали), но лучше надеть одежду, закрывающую плечи и ноги.
***
Мой план был прост: покрутить 108 барабанов, зарядиться спокойствием и благодушием, зайти в буддийские монастыри, не испугавшись слова «секта» и оставить последние деньги в сувенирных лавочках. И он почти осуществился! Почти потому, что обходы вокруг ступы, видимо, вскружили голову, а непальская «секта» все-таки затянула. И манит снова.