Как я уже писала в своей статье о древнем городе Пасаргады и хочу подчеркнуть это еще раз: Иран — особенная страна. Это закрытый мир со своей уникальной историей, укладом жизни, привычками, обычаями, нравами. Наверное, именно в этом его главное отличие и жесткий контраст по сравнению со всеми остальными странами, несущимися по пути глобализации.
И это касается абсолютно всего, даже такой банальной услуги как прокат машины. Скажу так: если после прочтения этой статьи вы все-таки захотите взять в аренду автомобиль в Иране, я лично приеду к вам и пожму вашу мужественную руку.
А теперь расскажу обо всем по порядку.
В Иран на своем автомобиле
Первоначальный наш план был ехать на своем автомобиле из Ессентуков в Дербент, потом Баку, Астара, Тегеран. Затем уже перемещение по всему Ирану. Но когда мы стали узнавать подробности пересечения границы, оказалось, что въехать на своем авто на территорию Ирана очень и очень непросто. Ввиду международного эмбарго и высоких пошлин на автомобили, цена на зарубежные авто на внутреннем рынке высока. И чтобы обезопасить себя от ситуации, когда иностранцы приезжают в страну на своей машине и каким то образом ее продают, в страну пускают автомобили только при оформлении специальной бумаги Корнет дэ Пассаж (Cornet de Passage). Это своего рода страховой сертификат, который выписывается очень ограниченным количеством контор по всему миру. Он является гарантом того, что ты покинешь стану на том авто, на котором приехал, а если нет, то придется выплатить сумму стоимости автомобиля иранским налоговым органам.
Cornet de Passage оформляют Международные союзы автомобилистов. Есть эти конторы (по одной) в Штатах, Англии, Германии и Швейцарии. И есть у нас фирма, которая вроде бы этим занимается. Однако когда мы узнали подробности, запал поехать на своей машине как-то перегорел. Чтобы оформить разрешение, нужно заплатить залоговую стоимость автомобиля, равную (внимание) рыночной стоимости самой машины! Эту цену они рассчитывают по своим таблицам, ориентируясь на марку и год выпуска модели. Сверху прибавляется пошлина — 12 000 рублей, и еще 5 000 рублей за оформление. Причем заплатить можно только наличными! И они не составляют никакого договора, вместо этого дают какую-то расписку от руки. Объясняют это тем, что они не имеют права вести финансовую деятельность.
Тогда мы попробовали списаться с такой же швейцарской конторой. Сумма залога у них была примерно такой же, сверху требовалось заплатить еще 550 CHF (швейцарских франков) за оформление и почтовую пересылку книжечки в 25 страниц. Кстати, надо отметить, что по Cornet de Passage можно посетить 25 стран, среди которых есть много стран третьего мира, где внутренний рынок авто регулируется подобным образом. Действует Cornet de Passage 3 года. Наверное, это имело бы смысл, если б мы собрались в кругосветку и пересекали бы несколько таких стран, но в нашем случае стало очевидно, что все эти хлопоты того не стоят. И мы решили рассмотреть самый типичный вариант: самолет плюс автомобиль в аренду в Иране.
Аренда авто в Иране: ожидания и реальность
Как обычно мы ищем авто в прокат? Да просто забиваем в строке поиска название страны. Найти прокат автомобилей в Иране оказалось очень непросто (если не верите, можете посмотреть сами, например, на этом сайте-агрегаторе предложений).
Строго говоря, мы нашли всего одну международную прокатную контору Eurocar. В ней день аренды стоит 61 EUR за «Рено Логан» с механической коробкой передач плюс базовая страховка, и это при условии, что вы не будете ездить больше 250 километров в день. Такой автомобиль по условиям Eurocar можно арендовать от 21 года. Каких-то особых условий аренды именно в Иране я не нашла. Еще была буквально одна местная Сarrentiran, где условия таковы, что за три недели до предполагаемой даты аренды нужно написать запрос, а за две недели до аренды оплатить полную стоимость этой самой аренды. Немного странно, да? Расценок, кстати, на сайте я не нашла — там надо обязательно писать запрос и задавать вопросы. Телефона тоже не оказалось.
Тогда возник резонный вопрос: а почему в стране с богатейшей историей и кучей древностей так плохо с арендой автомобилей? Неужели нет спроса, раз нет предложения? Тогда мы стали собирать информацию по всему Интернету и в итоге отказались и от этой затеи. Почему?
Особенности национального вождения
Если бы у меня спросили, какие три самых ярких впечатления у меня остались от первого дня в Тегеране, это были бы не удивительно красивый и зеленый парк, и не даже сокровищница с самым крупным розовым бриллиантом в мире, а нечто совсем другое. Например, дорожное движение.
Что можно сказать про правила дорожного движения в Иране? Пожалуй, описывая их, я уложусь в два слова: их нет. Думаете, экстрим — это 200 километров в час на мотоцикле или бейс-джампинг? А вот и нет. Экстрим — это перейти дорогу в 4 полосы в Тегеране. Вы идете по зебре, а водители не то что не притормаживают, а просто едут на вас, очевидно руководствуясь идеей типа «жить захочешь — убежишь». И ты действительно хочешь жить, и ты бежишь, но тебе наперерез едут новые и новые машины, также не сбавляя скорости. Поверьте, это реально страшно.
Всех, кто жалуется на беспредел на дорогах в России, можно смело отправлять на денёк в любой большой город Ирана. Я уверена, после такой шоковой терапии эти люди будут целовать родной выщербленный асфальт и благодарить всех, кто их подрезал: «Да что там, пожалуйста, это такие мелочи!»
Я вообще не знаю, существуют ли иранские права, ведь для их получения надо хоть как-то знать ПДД. А тут оно лишнее. Увы, это совсем не преувеличение. Это правда жизни. Тут нет правил, которые регулируют, кто должен первым проехать перекресток или круг, почти нет главных и второстепенных дорог, пешеходная зебра не значит ничего (стоило ли тратить деньги на краску на асфальте!?). Водители, повторюсь, прут на полной скорости даже когда горит зеленый для пешеходов, про мотоциклистов по встречке я вообще молчу.
Один раз моего мужа Сашу чуть не сбила машина на тротуаре! Какой-то резвый таксист решил объехать пробку по пешеходной зоне. Он просто ехал и даже не посигналил, чтобы его пропустили, а просто боднул бампером по ногам и еще наорал, хотя Саша был к нему спиной и не мог его видеть. На законное возмущение водитель поорал еще и поехал раздвигать других пешеходов. После этого случая мы еще раз убедились в том, что ехать сюда на своей машине или арендовать — значит гарантированно попасть в ДТП. Ну не привыкли мы к такому дорожному беспределу.
Хотя справедливости ради надо заметить, что это касается только больших городов. На трассе и в небольших городках все свободно и спокойно. Я не видела на шоссе лихачей-любителей гонок под 200 км/ч. Так что, если бы можно было оставить машину на надежной парковке, не заезжая в Тегеран, идея авто в аренду в Иране не была бы такой уж безумной. Но тут возникает другая проблема — отели, которых тоже не так много, и они, как правило, все расположены в центре.
Каждый раз, когда я приезжаю в теплую страну, я фантазирую на тему «как было бы здорово поездить тут на мотоцикле». Так вот в Тегеране ни за что бы не села за руль. Проще сразу прыгнуть в пропасть. Кстати, вы никогда не увидите в Иране женщину за рулем мотоцикла или скутера (для сравнения: в Марокко их было полно, с касками прямо поверх хиджаба). Женщинам Ирана это запрещено, наказание за неповиновение вплоть до тюремного заключения. А вот за рулем авто иной раз и мелькнет разноцветный платок...
Про машины, мотоциклы и иранскую внутреннюю политику мы позже узнали много интересного от нашего гида. Во-первых, привычных нам марок авто в Иране очень мало: редко мелькнет «Киа» или «Пежо», всего пару раз попался старый «Део Матиз». Очень много народа в городах перемещается на старых мопедах местного или индийского производства. На них тут ездят целыми семьями, однажды видели семью с тремя детьми на одном мопеде.
Местного иранского розлива — 99 % автомобилей и мотоциклов. Заботливое правительство позаботились об импорте: за ввоз иностранного транспортного средства в страну ты должен отвалить пошлину в размере… (внимание!) 100 % ее стоимости! Понятное дело, позволить себе такую роскошь могут только избранные. Поэтому все покупают продукцию национального автопрома, кстати, тоже весьма недешевую.
А вот приобрести, скажем, такой средненький мотоцикл как у меня, всего-то шестисотку, не может даже богатей (ну разве что такой, который может позвонить себе и самолет). Почему? Потому что тут байки больше 250 кубов запрещены. Они есть только у полиции. И действительно, ни в одном городе Ирана я не встретила ни одного мотоцикла с большей кубатурой. Видела только мотопутешественников из Европы, Дании и Германии (судя по номерам). Жаль, видела только мотоциклы, а то бы с удовольствием пожала руку их отважным хозяевам. Решиться на такое путешествие, внести депозит, преодолеть кучу бюрократических препон, тысячи километров и сумасшедший местный трафик... Несомненно, эти люди из особого теста, состоящего из муки-действия, щепотки безумства и щедро сдобренного жаждой приключений.
Еще пара слов о бензине. По отзывам местных он не очень хорошего качества, но стоит дешево: примерно 0.31 USD за литр. А вот солярка стоит в 4 раза дешевле бензина!
Как можно путешествовать на авто по Ирану
И все-таки нам удалось объехать большую часть интересностей Ирана на автомобиле. Как? Отвечаю. На просторах Интернета мы нашли местного англоговорящего гида-водителя, который за сумму немногим большую стоимости дня аренды авто в Тегеране возил нас 10 дней по всей стране. Благодаря Рамину мы узнали очень много интересного и культуре, и обычаях. Одним словом, поездка без него была бы менее увлекательной, потому что языковой барьер тут преодолеть непросто.
Возил он нас на авто «Рено», не лихачил, говорил на хорошем и понятном английском, который постоянно практикует с другими туристами и при чтении книг. Он показывал нам или просто рекомендовал хорошие кафе или фастфуд (кебаб с рисом). Наверное, если бы не наш гид, мы бы не попробовали все разнообразие иранской кухни, так как даже зная названия, выговорить их сложно. Он отвозил нас в отели (без всякой предварительной брони), которые подходили нам примерно по цене и комфорту. А если нам не нравилось, мы ехали в другой.
Минусом, пожалуй можно назвать только то, что именно об истории, о тех самых развалинах, храмах, мечетях, крепостях и прочем, сам он знал очень мало и рассказать ничего особенного не мог. Но он еще в переписке предупреждал, что он только водитель. Контактами Рамина я могу поделиться.
Кстати, на сайте этой загадочной иранской прокатной конторы так же есть предложение Gide & Driver, но так как к тому времени мы уже созвонились и списались с Рамином, этим ребятам я не писала даже.
***
И все-таки, несмотря ни на что, перемещение по Ирану на автомобиле — самый удобный и эффективный способ путешествия по этой стране. При правильном планировании маршрута за 10–14 дней можно увидеть большую часть всех самых интересных мест. А альтернатив, собственно, и немного: только автобусы и местные авиалинии, так как железных дорог тут почти нет.
Путь все эти сложности не пугают вас. Вы все же отправляетесь в другой мир, иную реальность… в загадочный Иран.