Среди множества греческих островов Крит выделяется не только размерами. Так сложилось, что он всегда, и особенно во времена былого могущества государства, отличался высоко развитой культурой. Приезжая каждый раз на Крит, мы старались выбрать время для изучения местной истории. К тому же, я никогда не могла уделять пляжному отдыху более 3–4 часов в сутки, разбавляя его походами по культурным местам.
Прочитав о цивилизациях на Крите много книг, часто похожих на сказки и древнегреческие мифы, я решила посетить самый известный музей острова — Археологический. Находятся он, как и положено, в его столице. Археологический музей в Ираклионе мы нашли очень быстро по карте достопримечательностей, которую купили в магазинчике сувениров на улице за 2 €.
Все культурные объекты города были обозначены на ней красным цветом. Музей археологии расположен на улице 25 августа, почти в центре города.
История создания
Не зря он считается одним из самых известных музеев такого плана в Греции и Европе. Для размещения исторической экспозиции, которая рассказывает о развитии культуры на острове, не случайно выбран бывший монастырь Святого Франциска. После землетрясения в 1856 году, частично разрушившего здание, было решено отдать его под музей. Инициаторами создания стали археологи Стефанос Ксантоудайдс и Джозеф Чатзидакис.
В 1883 году, взяв за основу небольшую коллекцию артефактов, музей начал свою работу. Во время Второй мировой войны он сильно пострадал, и если бы не усилия профессора Николаоса Платона, экспозиция была бы утеряна. В 1964 году к зданию пристроили дополнительное крыло, так как коллекция музея к тому времени уже расширилась.
Экскурсия по Археологическому музею
Честно говоря, мы планировали уделить этому занятию не больше часа, быстренько пробежавшись по залам музея, но не тут-то было. Купив билеты, мы решили объединиться с нашими соотечественниками, тоже желающими культурно просветиться, и взять русскоговорящего гида. Оказалось, что такая услуга в музее действительно есть, но в этот день экскурсовода не было на месте. Пришлось ходить самостоятельно и просто рассматривать экспонаты. Всего в Археологическом музее двадцать залов, в которых размещены находки разных эпох, найденные на Крите.
Даже без гида здесь достаточно интересно, запутаться не получится. Для удобства посетителей соблюден строгий хронологический порядок начиная с неолита (5–2,5 тысяч лет до н. э.) до последворцового периода (2–1,7 тысяч лет до н.э.). Многие экспонаты обнаружены при раскопках Кносского дворца в начале XX века и привезены сюда как наглядный пример развития критской цивилизации с приходом к власти минойцев.
Меня впечатлил экспонат, изображающий голову быка из стеатита. Он был создан в 17–15 вв до н. э. Рога из дерева покрыты позолотой, а глаза украшены яшмой и горным хрусталем.
На втором этаже Археологического музея находятся редчайшие фрески, тоже привезенные из дворца в Кноссе. Многие из них неплохо сохранились, другие были искусно отреставрированы. Вообще изображений быка здесь много. Они и в росписях предметов быта, есть и статуи с быками, и барельефы.
Я на дольше, чем обычно, задержалась возле одной из фресок под названием «Прыжок через быка», на которой изображено это действие, носившее религиозный характер и придававшее силу его участникам.
Здесь же размещен знаменитый Фестский диск, загадочные письмена на котором не расшифрованы и по сей день. Возле него как всегда полно любопытных туристов, пытающихся понять, что там все же написано. Когда-то читала интересную версию, что этот диск — послание инопланетян для будущих поколений нашей планеты. Действительно, есть в нем что-то магическое и неземное.
Кроме этого в Археологическом музее Ираклиона есть много статуй: разной величины и разных эпох, бюстов и в полный рост. В основном это изображения древнегреческих богов, выполненные из камня. Им посвящено сразу несколько залов. Мне понравилось бродить среди них, все они выполнены с большим мастерством.
И конечно, как любой женщине, мне было интересно полюбоваться коллекцией украшений из драгоценных металлов минойского периода.
После почти двух часов хождения по залам мы решили посидеть и отдохнуть во внутреннем дворике музея на скамейках.
Впечатлений была масса, мне понравилось здесь даже больше, чем в Кноссе. Нам повезло — в послеобеденное время в музее было совсем немного народа, по прохладным залам ходили не больше 20 человек.
Уже на выходе мы увидели только что приехавшую группу и услышали знакомую речь. Оказалось, что в одном из отелей Ираклиона туристы самостоятельно собрали группу желающих посетить это место, и среди них был преподаватель по истории, который взял на себя роль экскурсовода. Мы немного постояли и послушали о том, как создавали этот замечательный музей. А те, кто знает английский язык, могут ходить с англоязычными группами или почитать информацию возле стеллажей.
Дополнительная информация
Музей открыт ежедневно в течение года:
- С апреля по октябрь туристы могут любоваться экспонатами с 8:00 до 20:00, в воскресенье с 8:00 до 15:00.
- С ноября по март — с 8:00 до 15:00 по будням и с 11:00 до 17:00 в воскресный день.
Цена билета для взрослых и детей старше 12 лет — 6 €, для остальных бесплатно. Спросом пользуются единые билеты, позволяющие посетить Археологический музей в Ираклионе, Кносский дворец и прилично при этом сэкономить. Стоит он 10 €. О разных акциях и ежегодном Дне музеев, когда посетители ходят сюда бесплатно, можно узнать на сайте.
Минойцы поклонялись Луне! Структурирование текста Фестского диска показывает, что он скопирован изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах (лабрисах) из дворцовых или пещерных святилищ. Текст — это перечень посвящений основных правителей Крита лунному божеству. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийная, возможно, использовалась и как своеобразный лунный календарь. Сам диск, — Луна в полнолуние, — своего рода переносной вариант этих посвящений. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение Фестского диска — оберег в виде клубка змеи (надписи на диске ведь по спирали) для этих строений и всех живущих в них, т.к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение. Фестский диск был изготовлен до крупнейшего землетрясения в 1700 г. до н.э. разрушившего ранний дворец. Так как диск, как оберег, не уберёг этот дворец от разрушения, то его позднее "наказали" — замаскировали под слоем штукатурки в главной ячейке тайника постройки.