Усевшись писать для вас рассказ об особенностях французского такси, я сразу включила себе главную композицию из фильма «Такси» Жерара Пиереса, для пущей атмосферности, так сказать. Помните это невероятно ритмичное и заводное вступление из саундтрека? Можете и себе включить – будем на одной волне!
Так вот, пересмотрев в юности все части фильма «Такси», я была абсолютно уверена, что во Франции все таксисты будут точь-в-точь как таксист Даниель Моралес. Конечно, пришлось немного разочароваться. Но лишь чуть-чуть! Служба такси во Франции явление неповторимое и требует детального рассмотрения. Сейчас я расскажу вам все, что нужно знать от такси во Франции, а сюжет одноименного фильма будет красной нитью проходить через весь рассказ. Пристегните ремни, мы стартуем!
Такси Франции – национальные особенности
Согласитесь, что главное не автомобиль, а водитель, который ведет его. Так какие же французские водители с точки зрения стиля вождения?
Французский шофер – это олицетворение среднестатистического европейского водителя: ведут себя вежливо, правила в большей или меньшей мере стараются чтить. Однако они какие-то более живые, «игривые» что ли на дороге, чем наши соотечественники. В каком смысле игривые?
Помнится, мой инструктор во время вождения говорил мне: «Ярунь (все пытаются мое имя исковеркать по-своему), чего ты все едешь как не живая, играйся с машиной, играйся на дороге!» Я себе думала, какое играйся, что он имеет ввиду? Тут хоть как-то по прямой бы доехать в целостности и сохранности. И вот только поездив с французами, я поняла, о чем была речь. Допустим, едете вы по узенькой улице, перед вами еще четыре автомобиля. Француз, в отличие от скромного немца, не будет тащиться в конце потока, особенно если очаровательная пассажирка опаздывает, он, сразу уловив момент, вырвется вперед и помчит своего пассажира к цели. Вот у нас улицы прямые, кварталы ровные, а во Франции нет. Там улицы прямо «звездочками» какими-то расходятся. И чтобы проехать, нужно изворачиваться. Водитель проедет в такую узенькую щелочку, так контактно запаркуется, что наш русский таксист бы такое повторил, разве приняв поллитра винчика для храбрости, и то не факт. А вот французы это делают лёгким движением руки и с улыбкой на лице.
Чудеса контактной парковки меня всегда поражали. Как-то заказала я такси, нужно мне было в один магазин срочно, там была распродажа. Смотрю, а машин перед магазином видимо-невидимо. Думаю, ну приехали, еще квартал пешком топать придется. Но изворотливый водительский ум моего водителя блеснул способностями, когда шофер высадил меня фактически у самой двери магазина, настолько плотно припарковавшись между автомобилями, что казалось — выехать будет невозможно.
– Эмильен, тут новость для книги рекордов! Послушай. Такси… Ехало как быстро?
– 140.
–А потом он переключился на вторую передачу.
Некоторые таксисты любители погонять и превысить скоростной режим. Мне один раз такой таксист попался. Честно говоря, много страху натерпелась. Но доехали мы без происшествий. Если видите, что таксист явно превышает скорость, можете его деликатно попросить притормозить, ведь вы не опаздываете, да и проблем с жандармами ни вам, ни ему не нужно.
Что касается характера водителей, то тут что-то среднее между итальянцами и немцами, этакая золотая середина. Мне попадались как вполне солидные и спокойные «дядьки» за рулем, так и веселые молодые парни, которые пытались развеселить меня всю дорогу, что-то там рассказывали на ломаном английском и приглашали в гости. В общем, водителей бояться не нужно. Это вежливые люди, которые любят свою работу и знают, как доставить пассажира невредимым и быстро из точки А в точку Б.
Какие автомобили возят пассажиров
– Он хоть ездит?
– Естественно! Кормлю его чистым спиртом!
На каких же машинах перевозят пассажиров? Французы в этом плане патриотичны, и самыми популярными моделями такси являются автомобили марок:
- Peugeot.
- Renault.
- Citroen.
Касаемо внешнего вида. Нужно помнить о том, что во Франции нет правила, согласно которому кузов такси нужно красить в какой-то определенный цвет. Отличить такси от других автомобилей можно по белой пластиковой коробочке с надписью «Taxi» на ней. Если коробочка освещается изнутри белым или зеленым светом, это означает, что такси свободно. Большинство французских водителей внимательно относятся к своим автомобилям и ремонтируют, поэтому вероятность того, что вы будете ехать на развалюхе, сведена к минимуму.
Специфические правила поездки во французском такси
Наряду с национальными особенностями такси есть еще и несколько специфических правил поездок, которых нужно придерживаться во время путешествий:
- В стандартную легковую машину может сесть не более трех пассажиров. Двое детей до 10 лет считаются как один взрослый путешественник.
- Не спешите запрыгнуть на переднее сиденье. Во Франции не принято пассажиру ездить на переднем сидении – все усаживаются на задние. Такое правило предусмотрено с целью безопасности как таксиста, так и пассажира. Зато очень часто в такси можно наблюдать собак на переднем сидении.
- К примеру, в России или Украине пассажиру можно не пристегиваться. Но во Франции это желательно сделать.
Безопасность во время поездки
Может быть, вам показалось, что я воспеваю оды французским водителям? В некотором смысле — да — во многом они мне нравятся. Однако не все же такие хорошие, попадаются и жулики. И если вы святая невинность, чистота и доброта, нечестный водитель не упустит возможности вас облапошить.
– Да не беспокойтесь вы обо мне! Ведь вас могут лишить прав?
– Не переживайте, мсье, у меня нет прав!
Старайтесь не ездить с частниками – очень часто эти товарищи работают без лицензии или у них может не быть прав, или их отобрали. А это значит, что и счетчика у них нет – так что за поездку с вас они могут запросить сумму в несколько раз большую. Еще машина может быть без обязательного технического осмотра, и во время такой поездки вы не застрахованы. Ну переоценит водитель свои способности и врежется во что-то или в кого-то, кто будет потом вам платить за выбитый зуб или синяк на лбу, и это в лучшем случае? О том, как отличить легальное такси от частника, я расскажу немного ниже.
Однако и в официальном такси нужно держать ухо востро, ведь таксист может включить более дорогой тариф, а вы по незнанию этого не заметите и переплате в итоге за поездку. О тарифах и как в них разобраться, я расскажу чуть позднее.
И вот не пропускайте мимо ушей мое упоминание о том, что вас могут надурить в официальном такси! Фишка в том, что таксисты платят очень большие налоги, иногда доходящее до 50% от заработка. Таким образом, выходит, что некоторые таксисты работают практически за еду. И иногда грешат тем, чтобы прикарманить немного неучтенных денег.
Поездка в легальном такси
– Вы просто такси или дружественное такси?
Как же определить «дружественное», а в нашем контексте легальное такси?
В нашем случае будет достаточно внешнего вида. На такси должна быть пластмассовая коробочка с надписью «Taxi» (в некоторых случаях на коробочке есть еще три лампочки, которые светятся в зависимости от того, какой тариф включен).
А на дверях машины с правой стороны должен быть жетон с номером такси. Внутри салона обязательно должен быть счетчик, рассчитанный на девять человек включительно. Этих трех признаков достаточно, чтобы определить легальное такси.
Как заказать такси
– Я сохраню вашу визитку.
Тут есть несколько стандартных вариантов:
- Заказать автомобиль по телефону.
- «Голосовать» на улице.
- Договориться с таксистом на стоянке.
Начну с первого варианта. Заказ такси по телефону – один из самых простых вариантов, однако стоит помнить, что звонок в службу платный. Иногда бывает трудно дозвониться, включается красивая мелодия и вас просят ждать. А денежки-то капают со счета. Поэтому советую вам, если живете в отеле, попросить заказать вам такси на респшене, а не звонить с мобильного. Во время разговора нужно четко назвать свое имя и фамилию, а также полный адрес того, куда должна быть доставлена машина.
Вот пара номеров такси в Париже:
- Alpha Taxis: 33(0)1 45-85-85-85.
- Taxi G7: 33(0)1 47-39-47-39.
Также поймать такси можно и на улице. Нужно просто взмахнуть рукой. Главное смотрите внимательно, чтобы не «тормознуть» нелегала. Перед посадкой немного переговорите с таксистом и не забудьте ему напомнить включить таксометр. Кстати, такси не имеет права останавливаться, если в радиусе пятидесяти метров от вас есть стоянка такси.
Также можно прийти на стоянку такси. И выбрать там себе понравившегося водителя. Или понравившуюся машину. Стоянки такси обозначаются прямоугольными знаками с надписью «Taxi» или же зелеными столбами, на которых тоже написано «Taxi». Также надписи могут быть и на асфальте. Нелегалы на такие стоянки редко рискуют заезжать, так что такой способ тоже является безопасным.
Тарифы на такси
Вот и подошла я в своем рассказе возможно не к самому интересному, но очень важному моменту. В зависимости от города, тарифы на проезд могут отличаться. Поэтому я приведу тарифы на проезд в Париже. Именно на них вы можете ориентироваться, планируя свое путешествие во Франции.
Тарифы на проезд:
- Тариф А. Этот тариф работает с десяти утра и до пяти вечера (кроме выходных). Стоимость одного километра составляет 1,06 €. Этот тариф подсвечивается на таксометре или лампочке, расположенной на крыше такси белым цветом.
- Тариф В. Время работы этого тарифа с пяти вечера и до десяти утра. В воскресенье с семи утра и до полуночи, а в праздничные дни круглосуточно. Стоимость одного километра составляет 1,30 €. Этот тариф подсвечивается оранжевой лампочкой.
- Тариф С. Время работы тарифа с полуночи до семи утра в воскресенье. Стоимость одного километра составляет 1,58 €. При включении такого тарифа на таксометре и крыше автомобиля зажжется синяя лампочка.
Все эти тарифы работают в пределах кольцевой дороги Парижа включительно.
Посадка в такси обойдется в 2,60 €.
Существуют также наценки в зависимости от того, как быстро двигается такси:
- Если по тарифу А машина едет со скоростью менее чем 31,6 км/час, то за 60 минут путешествия нужно отдать 32,10 €.
- Соответственно, если по тарифу В такси передвигается медленнее, чем 29,2 км/час, то час поездки обойдется в 38,10 €.
- В случае, когда по тарифу С автомобиль едет со скоростью не более 21,8 км/ч, за час путешествия нужно заплатить таксисту 35,80 €.
В отношении такси во Франции достаточно таки специфические законы. К примеру, в некоторых случаях (при заказе такси в ночное время или в отель), таксист может включить счетчик сразу после получения вызова. И если приедет минут на пять-десять раньше оговоренного времени, счетчик также будет работать. Как по мне, правила нелепые, но это считается законным.
Если пассажиров больше трех (в случае, если вы заказываете не простую легковушку, а мини-бас, скажем), то, начиная с четвертого пассажира, дополнительно нужно уплатить 3 € с человека.
Бесплатно провозится только одна единица багажа. Если вы везете несколько чемоданов, то стоимость провоза каждого обойдется еще в 1 €.
Минимальная стоимость проезда составляет 6,1 €. Даже если вы проехали всего 2 километра и на счетчике светится 4,62 €, вы должны заплатить минимально установленную суму. Иногда таксисты, узнав, что ехать вам недалеко, могут не согласиться на поездку стоимостью, скажем, в 10 €.
Мото-такси во Франции
– На знаке ограничения скорости стоит цифра в 90 км/час!
– Хм, я думал это для скейтбордистов.
Этот диалог из фильма неплохо применим к новому виду передвижений во Франции – мото-такси. Французы уже полюбили этот вид такси за два преимущества:
- Нет простоя в пробках. Там, где не проедет автомобиль, в большинстве случаев проскочит мотоциклист.
- Стоимость. Такое такси дешевле, чем поездка на автомобиле. По Парижу, к примеру, поездка обойдется в 35-40 €. До аэропорта Орли вас довезут за 60€ .
Минусами такого такси является то, что на нем можно перевезти только ручную кладь, а вот с чемоданом проехаться уже не получится. Да и в дождь такое путешествие комфортным не назовешь. А кто-то просто боится ездить на мотоцикле.
И что касается скорости для скейтбордистов. Вот тут обратите внимание, водители мото-такси очень часто нарушают правила ПДД, в том числе, это касается скоростного режима. Заказать такси можно, поискав в интернете сайты таких компаний и вызвав себе байк по телефону.
***
Такси во Франции – очень удобный способ передвижения. И если вы будете следовать советам, изложенным в моем рассказе, то у вас не возникнет никаких проблем во время путешествия, вы сможете насладиться прекрасными пейзажами Франции из окошка комфортабельного такси.