Меня всегда приводил в восторженный трепет вид подпирающих небо горных вершин, омываемых солнечным светом. Могучих, монументальных, незыблемых атлантов, дышащих спокойствием. И если передо мной встанет выбор между морем, лесом и огромными каменными громадами, я без колебания предпочту последнее. Лучше гор могут быть только горы!

И мало мест на планете, где я испытывала такое вдохновение, как рядом с величественными Андами. Будучи частью горной системы Кордильер, разделивших планету пополам от самых северных оконечностей Канады почти до самой Антарктиды, Анды гордо несут на себе обязанность не давать смешиваться водам Тихого и Атлантического океанов в южном полушарии. Самые высокие, самые протяженные, самые молодые горы мира. Это вздымающееся на высоту почти 7000 метров, усыпанное спящими и бодрствующими вулканами, огромное доисторическое существо растягивается на 9000 километров и погружает свой южный край в бурные воды, образовывая сложный узор проливов и ледников, где многие столетия гибли корабли. Анды хранят в себе множество тайн, загадок и опасностей: где-то спрятано золото инков, где-то гибли самолеты.
Сюда я возвращаюсь каждый раз, когда какая-нибудь авиакомпания вроде Iberia, Lufthansa или Turkish Airways объявляет распродажу.

Северные Анды
На севере Анды высятся над влажными тропическими лесами Венесуэлы, Колумбии и Эквадора, характер у них трудный: высота 4500-6000 метров и переменчивая погода требуют от туриста специальных навыков. Но можно выбрать более простой вариант: взять машину напрокат и объехать подножья вулканов и озера или прокатиться на самой длинной канатной дороге в мире (почти 2 километра) Телеферико-де-Мерида в Венесуэле.

Центральные Анды
На территории Перу и Боливии Анды хранят в своих глубинах обширные и плодородные плато, на которых когда-то строили города инки. Но для меня главные сокровища этих мест – высокогорные озера, полноводные как Титикака и превратившиеся в солончаки как Уюни. Можно провести несколько потрясающих дней, изучая обычаи жителей острова Такиле на Титикаке, где мужчины вяжут из цветной шерсти. Или ночуя на плетенных из тростника островах Урос под огромными и яркими на высоте 3800 метров звездами. Или проносясь с ветерком по огромному котловану соли. Или придумывая самые невероятные композиции для фотографии в месте, где нет перспективы. И, конечно, наслаждаясь самыми запоминающимися закатами в жизни.

Южные Анды, Карретера Аустраль
Длинная и узкая полоска суши под названием Чили и бескрайние аргентинские пампасы тянутся вдоль андских хребтов, за вершины которых цепляются облака. Причем цепляются в прямом смысле: гонимые тихоокеанскими ветрами дождевые тучи не могут преодолеть горный барьер и проливают драгоценную влагу на южной чилийской стороне (северу Чили с самой сухой в мире пустыней Атакамой не так везет). Здесь вьется знаменитая дорога, построенная в середине 1970-х при Пиночете, – Carretera Austral, или "южная дорога". Это один из самых живописных и интересных маршрутов, по которым мне приходилось путешествовать, он дает возможность на протяжении 1240 километров сполна насладиться красотой горных вершин, бурных рек, лазурных озер и гордых сосен.

Путешествовать лучше в летние месяцы (с декабря по февраль), поскольку в другое время года паромные переправы не функционируют и вы не сможете насладиться всей прелестью поездки. Поэтому смело планируйте большой отпуск на январские праздники и тогда кроме знаменитой Южной дороги сможете увидеть огромный ледник Перито Морено, вдохнуть знаменитые патагонские ветры и узнать, почему Огненная земля так называется. К слову, Северные и Центральные Анды дружелюбны к путешественникам круглый год.
Откуда начать
Стартовая точка Карретеры Аустраль – чилийский город Пуэрто Монт. Это милое небольшое поселение, пронизанное европейским духом, откуда туристы, полюбовавшись на старинный кафедральный собор из красного дерева, отправляются в Озерный край, к вулкану Вильяррика или на остров Чилоэ. Здесь вам предстоит определиться, каким способом вы покорите Южную дорогу: самые смелые отправляются автостопом или на велосипедах, а остальные арендуют машину.
С острова Чилое можно добраться на пароме до городка Чайтен и двигаться либо на север, либо на юг.
Другой вариант – начать с юга, с поселка Вилла О'Хиггинс, куда можно добраться на пароме из Аргентины, который ходит несколько раз в неделю с ноября по март и берет на борт только пешеходов или велосипедистов (стоит порядка 60$, или 40000 песо), либо поручив себя заботам туристической компании. Она не только организует доставку в паром на автобусе, но и предложит осмотреть "по дороге" ледники на озере (тур будет стоить от 130$).

Что взять с собой
- Вне зависимости от того, какой способ передвижения вы выберете, необходимо иметь с собой запас провианта, супермаркеты вам встретятся только в относительно больших поселениях, в остальных населенных пунктах – лишь деревенские магазины с минимальным набором продуктов.
- Не забудьте набор необходимых вам лекарств и средства первой необходимости (от пластыря до зубной пасты и репеллентов). Карретера Аустраль – это не то место, куда можно взять только паспорт и кредитку.
- Удобная одежда и обувь обязательны, ведь вокруг столько потрясающих манящих мест, которые захочется исследовать!
- Достаточно наличных в местной валюте (чилийских песо), банкоматов вы не встретите до самого Койяика, и карты нигде не принимают.

Если вы решите путешествовать пешком или на велосипеде
Поскольку расстояния между населенными пунктами и кэмпингами большие, вам понадобится:
- палатка,
- спальник (в горах даже летом ночи холодные),
- газовая горелка,
- котелок и посуда,
- и другое походное снаряжение.

Взять все необходимое, в том числе и велосипед, напрокат можно в Пуэрто Монте (выбор очень скудный, а цены очень высокие) или в Сантьяго, где открыто огромное количество прокатов с хорошими велосипедами. Для этого нужно будет предъявить паспорт и банковскую карту для удержания залога (в зависимости от срока аренды от 250$). Стоимость проката стартует от 30$ за день или 120$ за неделю.
Если вы решите путешествовать на машине
Взять автомобиль напрокат можно в Пуэрто Монте или, как сделала я, в Сантьяго (в этом случае нужно будет заложить несколько дней на то, чтобы проехать по великолепному хайвею почти 1000 километров, останавливаясь в винодельных и заезжая в национальные парки).

Несколько советов для аренды машины:
- Подготовьте, кроме обычных прав, международные права (некоторые прокатные агентства без них автомобиль не выдают) и, конечно, банковскую карту с достаточной суммой на счету для блокировки депозита.
- Изучите сайты прокатных контор, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант. Ни в коем случае не смотрите маленькие машинки, только полный привод! Если есть возможность – откажитесь от вариантов автомобилей, которые будто только что из салона, выбирайте машину, которая прошла боевое крещение, ведь на гравийке неизбежно будут лететь мелкие камни.
- Южнее Карретеры Аустраль Анды полны множества великолепных пейзажей, например, можно полюбоваться на знаменитую вершину Фицроя и красоты национального парка Торрес дель Пайне. Но, поскольку некоторые районы страны занимают непроходимые горы, часть пусти придется проделать по территории Аргентины. Для этого вам понадобятся специальные документы на машину. Обязательно свяжитесь с прокатным агентством заранее – документы для пересечения границы готовятся несколько дней. И будьте готовы к тому, что за оформление с вас возьмут пошлину в 200$.
- Заправки по пути вам будут встречаться редко, поэтому пользуйтесь каждой возможностью пополнить запасы бензина.
Итак, вы оседлали четырехколесного зверя (мне, например, достался красный пикап, на капоте которого кто-то играл гвоздем в крестики-нолики) и готовы к приключениям.

По морю
В самом начале пути вас будут ждать три парома, которые обогнут морем неприступные, поросшие густым лесом горные склоны (см карту ниже). Первый паром отходит от Ла Арена каждый час и стоит около 15$ (10000 песо) за машину. За полчаса вы доберетесь до полуострова, попасть на который можно только морем. Второй паром отправляется от поселения Орнопиен (в нем есть несколько магазинов и можно остановится на ночь), расположенного на южном конце полуострова, дважды в день - утром и днем. Расписание лучше уточнить в Пуэрто Монте. Этот паром идет 5 часов, билет на него стоит 54$ (35000 песо), и в эту цену включен и третий паром, который отправляется тогда, когда все пассажиры второго парома благополучно преодолеют 10 километров гравийки.

По суше
В результате всех морских путешествий, во время которых мимо будут проплывать величественные гор, леса и водопады, вы окажетесь в деревушке Калето Гонзало. Отсюда смело направляйтесь на юг, останавливаясь в живописных местах и забираясь вглубь гор. Скорость вашего передвижения будет в среднем составлять 50 км/ч, поэтому вы не пропустите указатели на рекомендованные для хайкинга тропы к особенно красивым и удивительным природным сокровищам и многочисленным национальным паркам.

Оканчивается Карретера Аустраль тупиком в деревушке Вилла О'Хиггинс, откуда можно переправиться в Аргентину (на паром берут только тех, кто путешествует пешком или на велосипеде), либо вернуться назад, если вы путешествуете на машине.
Куда дальше
На всем протяжении Южной дороги вам встретится несколько возможностей пересечь границу с Аргентиной: у деревеньки Санта Лючиа, рядом с парком Лаго лас Торрес, городком Койяки и не доезжая до Кокране. Я бы настоятельно рекомендовала последний вариант, поскольку вы не только сможете увидеть почти всю Карретеру Аустраль, но и проехать мимо великолепного озера, которое в чилийской части называется Лаго Женерал Каррера, а в аргентинской – Лаго Буэнос Айрес.
Туристическая инфраструктура
Ночевать можно в кэмпингах, которые разбросаны вдоль всей Карретеры Аустраль, или в населенных пунктах. Почти все местные жители сдают комнаты от 10$ до 55$ (8000-35000 песо) за ночь на двоих и будут рады накормить вас завтраком (причем не всегда за дополнительную плату). Бесплатные кэмпинги представляют собой просто расчищенные площадки. Те, что обустроены туалетом, горячим душем и навесами, обойдутся от 5$ до 10$ за ночь.

Например, 2-го января я остановилась в живописнейшей деревушке Виья Серро Кастийо, где вечером на ужин собралась вся большая семья хозяев. Несмотря на мои скудные познания в испанском, меня пригласили разделить трапезу вместе со всеми и насладиться прекрасным вечером. Мужчины готовили традиционное блюдо – поджаривали молодого барашка на кресте – a la cruz, а женщины резали свежие овощи и зелень. Это была самая вкусная баранина, которую я пробовала в жизни. И мне навсегда врезались в память блики костра на их открытых и доброжелательных лицах, песни под аккордеон и величественные горы под сенью звездного неба.

Заведения общепита встречаются только в наиболее крупных населенных пунктах: Орнопирене, Койяки, Кокране. В остальных местах лучшее, на что вы можете рассчитывать – это небольшие продуктовые магазинчики. Я обычно старалась плотно завтракать и ужинать там, где я ночевала (если не готовили хозяева, то просила разрешения воспользоваться кухней), а в течение дня меня выручали заранее приготовленные бутерброды.
Южные Анды, Патагония и Огненная земля
На западном крае патагонских степей высятся Южные Анды. Они уже не такие высокие, как на севере, но от этого не менее прекрасные. Вдоль всего подножья гор раскинулись восхитительные природные заповедники, главные жемчужины которых гигантский ледник Перито Морено, один из всего лишь двух на планете Земля, которые не уменьшаются, а нарастают, и парк Торрес дель Пайне, суровая красота которого привлекает сюда путешественников со всего мира. Какие чудеса приготовила Патагония и как до них добраться, отлично написано здесь.

А дальше на юг под ветром шелестит красная трава Огненной земли, где по преданиям жили великаны, и Анды спускают свой усеянный пиками хвост в океан, с которых шапками сползают ледники. Здесь как последний оплот гор из воды вздымается Мыс Горн, высадиться на который – удача. Между этим форпостом с одиноким маяком и Аргентиной странствуют немногие суда и яростные холодные течения.
Анды многолики и непредсказуемы, они завораживают и влюбляют, увидев их хоть раз, будешь возвращаться снова и снова. Ведь лучше гор могут быть только Анды!
