Бестурникетная система действует городах Австрии, Чехии, Венгрии, Германии. Для России же это большая редкость. Многие считают, что в Европе живут другие люди, которые всегда оплачивают свой проезд. На самом деле, в отказе от турникетов есть логика и расчет: зачем ограничивать проход людей, когда можно эффективно настроить систему контроля и оплаты.

Что тогда вместо турникетов
Станции метро разделены на зоны, а выход за линию без билета является незаконным. Для железной дороги сам факт посадки в вагон без оплаченного билета делает пассажира правонарушителем. Контролеры в электричке могут в любой момент проверить наличие билета.

5 минусов турникетной системы
- Высокая стоимость закупки. Для транспортной инфраструктуры турникеты — большая нагрузка. Хотя цены на них бывают разные, представьте, какие средства уходят на закупку турникетов в масштабах нескольких станций метро.
- Дорогое обслуживание. Кроме самой стоимости турникетов, приходится платить за их установку и обслуживание. Конечно, для столицы это не огромная проблема, но в просто крупных городах все гораздо сложнее.
- Требует много места. Обычно турникетов нужно больше, чем 1-2 штуки. Следовательно, под них уходят внушительные пространства, которые сложно найти на старых станциях или в центре города, где метр земли имеет большую ценность. Валидаторы же почти не занимают места и позволяют попасть в вагон прямиком с улицы.
- Ограничивает провозную способность. Пропускная способность показывает, сколько пассажиров может перевести транспорт по одной полосе движения. Она снижается за счет скопления людей перед турникетами. Иногда это может быть плюсом — например, для перегруженных станций московского метро.
- Является физической преградой. В особенности это касается маломобильных граждан, для которых проход через турникет — настоящая пытка. Или вообразите себе эвакуацию: турникеты создадут ситуацию столпотворения и паники.
Как бороться с безбилетным проездом
Турникеты позволяют контролировать оплату, напоминают человеку провалидировать карту-проездной на входе и выходе. Но есть и другие способы контроля.

Во-первых, важно продумать логику тарифной и билетной систем. Условно, если большинство пассажиров будет пользоваться едиными проездными на год, это освободит систему от вечных проверок.
Во-вторых, высокие штрафы препятствуют безбилетному проезду. Вряд ли человек проедет во второй раз зайцем, если штраф будет бить по карману.
Почему у нас до сих пор есть турникеты, и не только в метро
В России контролеры могут только штрафовать безбилетников, но не задерживать. Муниципальная власть, у которой есть такие полномочия, по факту не контролирует случаи безбилетного проезда. Это первая причина. Вторая — отсутствие единой билетной системы. В метро средства идут в бюджет города, в автобусах — компании-перевозчику. Получается, что в большинстве российских городов турникеты делят зоны ответственности.

Кстати, в Москве уже убрали турникеты в автобусах и трамваях. Это позволило сократить убытки из-за длительной посадки пассажиров и сэкономить время проезда. Возможно, другие города скоро присмотрятся к опыту столицы и зарубежья и начнут потихоньку отказываться от турникетной системы.
О «закулисье» подземного транспорта и об истории французского метрополитена мы писали в других наших статьях.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy