Элегантные входы в метро в стиле модерн, разбросанные по улицам Парижа, родом из прекрасной эпохи города конца XIX – начала XX века. Входные группы с их извилистыми металлическими конструкциями, украшенными стилизованными растениями, теперь считаются одним из символов города. Однако в момент их установки архитектора Эктора Гимара обвиняли в навязывании кощунства и мерзости. Чем же не устроили парижан такие новшества?
Стекло и металл вместо каменной кладки
Радикальное преобразование Парижа из средневекового лабиринта в мировую столицу, начавшееся с 1850-х годов, совпало со строительством лондонской подземки. Хотя масштабный снос и реконструкция, происходящие во французской столице, были идеальными условиями для постройки метро, префект города Жорж-Эжен Осман не проявлял явного интереса к нему. Власти города и французское правительство не смогли решить, кто возьмет на себя финансирование проекта, в то время как публика, ужаснувшаяся при мысли о том, что их город уйдет под землю (а такие слухи часто сопровождали строительство метро), выразила свое горячее неодобрение этому виду транспортного сообщения.
Все поменяла Всемирная выставка 1900 года: быстро перемещать по городу такое количество посетителей по-другому было просто невозможно. Архитектор Шарль Гарнье, спроектировавший Парижскую оперу, посоветовал министру общественных работ рассматривать метро не просто как промышленное творение, а как произведение искусства. Был объявлен конкурс: выбирали архитектора для проектирования надземных входов в метро. Победителем стал архитектор Дэрэ, но президент Административного комитета метрополитена Адриан Бенар отклонил его кандидатуру, выбрав Эктора Гимара, популяризатора стиля модерн, который вообще не участвовал в конкурсе.
Вместо проектов каменной кладки, представленных победителем конкурса, Гимар предложил построить входы в метро из чугуна и стекла. Это решение имело несколько практических преимуществ: такие входы занимали гораздо меньше места, чем капитальные постройки, что позволяло их размещать в тесном центре Парижа. Кроме того, железо было дешевле, его легче было производить и транспортировать. Чугун также намного лучше подходил для извилистых, естественных и тонких изгибов, олицетворяющих ар-нуво.
«Антифранцузский» шрифт
Проект Гимара предполагал пять разных типов входов, от самых простых до роскошных крытых павильонов. У каждого входа на станцию был одинаковый зеленый цвет, который должен был напоминать бронзовую патину, и вывеска со словом Métropolitain шрифтом, разработанным самим Гимаром. Самым простым и наиболее распространенным вариантом был комплект перил с парой лампочек янтарного цвета в форме бутонов цветов, тонированный свет которых освещал вывеску.
Хотя сейчас эти конструкции считаются культовым элементом парижского городского пейзажа, входы в метро Гимара изначально были встречены с презрением разгневанными горожанами, которые назвали необычный шрифт на знаках «антифранцузским», а зеленую искусственную патину «немецкой».
Французское метро в Москве
Сейчас осталось только 86 из первоначальных 141 входа в метро, многие были снесены за десятилетия до того, как стиль модерн был признан достойным сохранения. Стоит отметить, что эти станции даже в заброшенном виде выглядят очаровательно. Те станции, которые остались, теперь считаются иконами стиля, а «немецкая» патина и элегантные надписи безвозвратно связаны с визуальным брендом системы французского метро. Несмотря на недолгую известность ар-нуво и первоначальное отвращение жителей города, уцелевшие входы в метро Гимара стали неотъемлемым и даже любимым символом Парижа.
Побывать на точной копии одной из станций Гимара можно… в Чикаго, Монреале, Лиссабоне, Мехико и Москве. В рамках культурного обмена в нашу столицу были привезены материалы, с которыми работал Гимар, и сегодня этот прекрасный вход украшает станцию метро «Киевская». А вам нравится такой стиль?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy