1. Главная
  2. Журнал
  3. ​Бурлаки против пароходов: почему 50 лет подряд побеждали первые
Это интересно

​Бурлаки против пароходов: почему 50 лет подряд побеждали первые

5 лет назад
Екатерина Безуглова
​Бурлаки против пароходов: почему 50 лет подряд побеждали первые

Паровая машина была впервые запатентована в Англии в 1781 году, а бурлаков в России использовали в качестве тягловой силы даже после 1920-х годов. Но если в советское время это было единичные случаи, то в конце 19 века, когда Илья Репин путешествовал по Волге, натуры для картины «Бурлаки» было в избытке.

Век пара

Изобретение англичанином Джеймсом Уаттом паровой машины навсегда изменило историю человечества: сразу после получения патента резко увеличились объемы производства в текстильной промышленности, где дорогой ручной труд быстро сообразили заменить на машинный. Постепенное внедрение этой технологии и в других сферах положило начало великому промышленному перевороту, а 19 век уже полностью был «веком пара». Конечно, интеграция новой технологии проходила отнюдь не безболезненно. К примеру, в Англии появились луддиты, которые устраивали забастовки против внедрения пара. Однако в этой борьбе победил расчет предпринимателей.

Первый в мире пароход «Клермонт»
Первый в мире пароход «Клермонт»

Перевозчики тоже довольно быстро поняли выгоду от перехода на паровые двигатели. В 10-х годах 19 века в Америке весла и паруса начали сменять пароходы, которые порой были весьма экзотичного вида. Первая машина под названием «Клермонт» курсировала от Нью-Йорка до Олбани. К 40-м годам на главной судоходной реке США Миссисипи ходило больше 1000 пароходов. Не меньшее количество судов ходило и по рекам Европы. А вот в России в это время по Волге ходила только сотня. В чем же была причина такой нелюбви к новой технологии, которая позволяла перевозить грузы гораздо быстрее и не зависеть от бурлаков, которые летом массово возвращались в деревню на сенокос?

«Бурлаки», 1866 г. Василий Верещагин
«Бурлаки», 1866 г. Василий Верещагин

В чем пароходы проигрывали бурлакам

Поначалу ситуация в России развивалась схоже мировой: уже в 1815 году был спущен на воду первый отечественный колесный пароход, который курсировал между Кронштадтом и Петербургом. В этот же период суда на паровой тяге стали появляться на Волге. Естественно, простой народ относился к ним достаточно противоречиво: для начала «чертова машина», которая двигалась без видимых на то причин, вызывала страх. Кроме того, в пароходах бурлаки видели и угрозу своему заработку. В середине 19 века количество занятых в этом деле в одном только городе Рыбинске составляло 150 тысяч человек. Вдвое больше их было по всей Волге. Народное возмущение не остановило бы предпринимателей, желающих заработать, а российское купечество всегда хорошо считало.

«Бурлаки на Волге», 1870-1873 гг. Илья Репин
«Бурлаки на Волге», 1870-1873 гг. Илья Репин

С учетом того, что равное расстояние пароход проходил за 9 дней, а бурлаки за 44 дня, вывод, кажется, очевиден. Затраты на заработную плату и вложения в строительство машины на пару были сопоставимы. Камнем преткновения стал вопрос топлива: пароходы работали, в основном, на дровах, а они, несмотря на богатство лесом, были крайне дороги. Даже импортируемый из Англии уголь стоил дешевле, однако, стоимость перевозок он увеличивал существенно. Помимо этой проблемы были еще и трудности с подвозом топлива — с инфраструктурой. Дрова на всю длину маршрута занимали много места, а обеспечить их пополнение в пути было проблематично. Кроме того, пароходы часто садились на мель, что требовало помощи все тех же бурлаков. Фарватер Волги углубили только в 20 веке, когда за проблему целенаправленно взялось государство. К слову, труд бурлаков не все время состоял в том, чтобы тянуть судно: на той же картине Репина показан самый сложный момент, когда нужно было сняться с мели. Обычно же они завозили якоря вперед на шлюпке, а потом подтягивали барабаном судно вслед за якорем.

Таким образом, перевозки с помощью бурлаков хоть и выглядели архаично, но долго время составляли серьезную конкуренцию пароходам.

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Поделись с друзьями:
Поделиться
1968
Интересные статьи
  • Самые богатые и самые бедные города Беларуси
  • Всё про торговый центр «Капитолий» Вернадского
  • Хаммамы и турецкие бани Стамбула
  • Топ-5 отелей Калуги с бассейном
  • Туры Кириш ультра все включено
Опрос
Пользуетесь ли вы привилегиями Private Banking?
Да, ещё какНет, и не планируюЕщё нет, но близок/близка к этому
Проголосовало 180244 чел.
Смотреть все опросы
Я молодец,
я нашел ошибку!
1 / 3282

Фото дня: репетиция в Голливуде во время эпидемии гриппа, 1937 год

Безопасные поцелуи от голливудских актеров во время эпидемии гриппа 1937 года. Поцелуи в фильмах репетировали в масках.

4 года назад
  • Контакты
  • Правообладателям
  • О компании
  • Доставка
  • Служба поддержки
  • Реклама на сайте
  • Карта сайта
  • Правила проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Журнал
  • Фото дня
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
qr код

Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать

8 800 707 37 17 +7 495 004 43 50

© 2009-2025 TravelAsk. При цитировании материалов travelask.ru ссылка на сайт обязательна. Используя данный веб-сайт, Вы соглашаетесь с тем, что мы сохраняем и используем cookies на Вашем устройстве. Политика cookies.

Сообщить об ошибке
журнал
Сервисы
Поиск
Войти
Вдохновляйся
  • Журнал
  • Фото дня
Планируй
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
Бронируй
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Экономь
  • Букинг кэшбэк
  • Банковская карта
Задать вопрос
Оставить отзыв
Добавить фото
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
  • О городах
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Ещё